Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Личностно- ориентированный подход постепенно входит в практику обучения иностранным языкам. Он привлекает учителя возможностью творческого подхода к обучению, использования интерактивных, проблемных и проектных заданий.

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3 Глава I . Теоретические основы личностно-деятельностного подхода

при обучении иноязычным компетенциям учащихся среднего

звена общеобразовательной средней школы …………………... 6

1.1 Основные понятия исследуемой темы ………………………….. 6

1.2 Личностно – деятельностный подход как основа методики

обучения иностранным языкам …….……………………………. 9

Глава II.Развитие творческого потенциала учащихся на уроках

иностранного языка на основе личностно- деятельностного

подхода с использованием нестандартных форм

обучения……………………………………………………………. 20

2.1 Апробация проблемных установок на уроке иностранного

языка в 7 классе в рамках личностно - деятельностной

концепции ...……………………………………………………….. 20

2.2 Использование технологий личностного- деятельностного

подхода и его реализация на уроке иностранного языка

при обучении навыкам говорения ………………………………. 25

Заключение ……………………………………………………….. 34

Литература ……………………………………………………….. 36

Приложение ……………………………………………………….. 38

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Ставропольского края.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Личностно ориентированный  подход предполагает взгляд на обучаемого как на личность – гармонию тела, души и духа. Ведущим становится не просто обучение, т.е передача знаний, умений, навыков, а образование, т. е. становление личности в целом на основе интеграции процессов обучения, воспитания, развития.  В качестве основного результата выступает развитие универсальных культурно – исторических способностей личности, и прежде всего, мыслительных, коммуникативных и творческих.

В рамках личностно-ориентированной концепции обучения иностранному языку разработаны разные системы упражнений, которые позволяют учащимся овладеть иностранным языком намного быстрее. Эти упражнения способствуют развитию мышления, логики, расширяют словарный запас. Некоторые из этих упражнений даны в приложении.

Если учитывать индивидуальные способности каждого учащегося, творчески подходить к уроку, то обучение иностранному языку будет проходить более продуктивно.

В силу специфики предмета иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал, он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Внедрение личностно-ориентированного обучения позволяет еще в большей степени задействовать воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ариян  М.А Личностно-ориентированный подход и обучение  иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // Иностранные языки в школе. – 2007. – №1.
  2. Байдурова Л.А. Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2002. – №1.
  3. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранные языки в школе.-2005 . -№ 3 .
  4. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002.  №2.
  5. Вайсбурд М.Л. Использование учебно – речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. – М.: Титул, 2001.
  6. Венедиктова С.Л Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – №1.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов.2-е изд., доп., испр., и прераб. М.: Издательская корпорация « Логос » 2000.
  8. Колесникова И.Л. Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб., 2001.
  9. Копылова В.В Методика проектной работы на уроках английского языка .- М., 2003.
  10. Леонтьев А.Н. « Деятельность и личность ». Вопросы философии. – М.,1974.- № 5.
  11. Маркова А. К. Психология профессионализма М., 1996. - 308с.
  12. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 1999. – №4.

 

  1. Ожигов С.И, Шведова Н.Ю, толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В Виноградова . – 4-е изд. , доп.- М.: ООО « издательство Элпис»,2003. – 944с.
  2. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий М.: Высшая школа 1984.- 240 с.
  3. Салтовская Г.Н. Личностно-ориентированный урок иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2009. – №3.
  4. Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7-ом классе // Иностранные языки в школе. – 2002. – №4.
  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-  М.,- 1996.
  6. Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного образования . – М.: « Сентябрь », 2000г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Упражнения:

 Вопросно-ответное упражнение.

 После прочтения или прослушивания рассказа учащимся предлагается ответить на серию вопросов с целью проверки понимания текста . Вместо того чтобы отвечать на вопросы в последовательности , навязанной им учителем, школьники получают список вопросов  и задание самим выбрать тот, на который они вначале хотели бы ответить. Это позволяет каждому обучаемому выбрать для себя те вопросы , которые им интересны и посильны. Такой прием работы со списком вопросов позволяет увеличить число участвующих в работе и скорость выполнения задания.

 Вариантом такого упражнения может быть следующее: учащимся предлагается вычеркнуть те вопросы, которые они не считают интересными, и придумать собственные. Школьники могут также получить задание составить свою серию вопросов таким образом, чтобы изменилось содержание самого рассказа.  Рассказ затем можно переписать в соответствии с новой логикой, заданной вопросами.

Подбор соответствий.

Учащимся сообщается , что они могут сочетать любые  слова ( словосочетания, части предложений) из колонки  А с любыми словами (словосочетаниями, частями предложений) из колонки Б при условии, что  они могут обосновать свое решение. Слабые обучаемые отыщут наиболее очевидные соответствия, в то время как более сильные учащиеся могут предложить менее очевидные идеи и обосновать их. Побочным благоприятным эффектом такого способа выполнения упражнений является умение учащихся нестандартно мыслить , ломать стереотипы.

Временные пары.

Известно, что значительно  обогащается речевой опыт учащихся и улучшается психологический климат в классе, если учитель регулярно  меняет состав пар и групп, включая  школьников в общение с разными одноклассниками.

Техника временных пар, предполагающая короткий речевой обмен  с большим количеством одноклассников (опрос мнений других членов группы, выявление одноклассников, давших аналогичные ответы на поставленные вопросы и т. п.) открывает еще одну возможность активизировать одновременно всех учащихся класса.

Вспомни и  поделись с другими.

Учащимся предъявляется  небольшой текст ( как вариант  список слов или предложений) в письменном или звуковом виде. Спустя некоторое  время учитель убирает этот материал и просит учащихся записать все, что им удалось запомнить . Далее школьники объединяются в пары или тройки и обсуждают результаты работы, что позволяет им значительно расширить свои списки. В завершении учитель может повторно предъявить материал или предложить классу обменяться результатами работы.

В данном упражнении сотрудничество позволяет каждому весьма заметно  улучшить свой результаты. Практика показывает, что результат, полученный группой  всегда выше , чем результат, достигаемый  любым из ее членов в отдельности.

« Мозговой штурм  »

Обучаемым предлагается сказать все, что они хотят  и могут по поводу предъявленной  картинки. В качестве вариантов можно  предложить учащимся сказать не менее 10 -15 предложений или, наоборот, высказать  только одну мысль, связанную с изображением на картинке. Учитель также может предложить школьникам высказать свои суждения в ограниченный период времени. Те же упражнения могут выполняться в группах , и это значительно увеличит число их участников.

Это упражнение позволяет за короткое время припомнить множество лексических единиц и обычно вызывает энтузиазм всех без исключения.

 

Пишем ровно  пять минут.

Учитель объявляет тему и дает учащимся 5 минут для написания  по этой теме 1-2 абзацев. По желанию  школьников они могут затем прочитать друг другу созданный текст или предложить учителю прочитать его вслух. Далее, внеся необходимые дополнения и изменения в текст, учащиеся могут использовать их как основу для дискуссии или оформить их как эссе.

Таким образом, каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересный материал, интересная содержательная сторона упражнения, личностно значимая проблема, которую интересно обсуждать, увлекательная форма выполнения упражнения, привлекательные опоры и т.п. А весь предлагаемый комплекс упражнений должен включать широкий набор заданий, что позволит каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям , позволяет реализовать собственный речевой и жизненный опыт , высказать собственное мнение. Максимальная включенность всех обучаемых в учебную деятельность требует концентрации внимания школьников, не оставляя им времени для нарушения дисциплины, как известно, являются главным образом те обучаемые, которые испытывают  « интеллектуальную незагруженность » и в связи с этим скуку.


Информация о работе Личностно- деятельностная направленность обучения иностранному языку старшеклассников