Возрастные особенности обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:31, доклад

Описание

Учет возрастных особенностей - это отправная точка для конструирования курса обучения иностранному языку. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Особенности отношения к изучению иностранного языка, мотивы, побуждающие школьников к этому во многом схожи, но тем не менее младший школьный возраст предпочтительнее для начала занятий по иностранному языку. Ведь чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке, но при этом меньше и его речевые потребности. Сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языках, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. Поэтому в этом возрасте легче сформировать внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка, особенно такую ее разновидность, как коммуникативная мотивация, что благоприятно сказывается на общем отношении к обучению предмету. [21]

Работа состоит из  1 файл

1.2 Возрастные особенности обучения иностранным языкам.docx

— 23.04 Кб (Скачать документ)

    1.2 Возрастные особенности обучения  иностранным языкам

    Учет  возрастных особенностей - это отправная  точка для конструирования курса  обучения иностранному языку. Каждый возрастной период характеризуется своим типом  ведущей деятельности. Особенности  отношения к изучению иностранного языка, мотивы, побуждающие школьников к этому во многом схожи, но тем не менее младший школьный возраст предпочтительнее для начала занятий по иностранному языку. Ведь чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке, но при этом меньше и его речевые потребности. Сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языках, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста. Поэтому в этом возрасте легче сформировать внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка, особенно такую ее разновидность, как коммуникативная мотивация, что благоприятно сказывается на общем отношении к обучению предмету. [21]

    Положительная учебная мотивация - это совокупность мотивов, которые связаны с удовлетворением  познавательного интереса. Поэтому  формировать мотивацию - это значит не заложить готовые мотивы и цели, а поставить учащегося в такие  условия и ситуации развертывания  активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались  бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений  самого ученика.

    Условиями формирования положительной мотивации  могут быть - использование занимательного материала; придание деятельности положительной  эмоциональной окраски; столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде; достижение результатов - пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым; элементы проблемности в обучении; создание творческой атмосферы на уроке.

    Формировать мотивацию изучения иностранного языка  можно через:

    • содержание учебного материала;
    • организацию учебной деятельности;
    • использование коллективных форм учебной работы;
    • оценку;
    • использование компьютерных технологий;

    Формированию  положительной мотивации к изучению иностранного языка способствует мотивация  совместной учебной деятельности. В  коллективной учебной работе школьника  интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером  по совместной работе (взрослым или  сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. Именно направленность на взаимодействие с партнером указывает  на наличие у школьников мотивации  совместной учебной деятельности и  дает возможность рассматривать  различные уровни сформированности социальных мотивов. Т. е. мотивация совместной учебной деятельности влияет на формирование внешней мотивации к изучению иностранного языка. Но провести четкую грань между познавательными и социальными мотивами в практической деятельности часто бывает трудно. Тем более что совместная учебная деятельность осуществляется на учебном материале и ради получения собственного учебного результата - новых знаний, умений, навыков. Иными словами, оба вида мотивации тесно связаны и в практической деятельности формируются в непосредственной зависимости друг от друга. Поэтому мотивацию совместной учебной деятельности можно рассматривать как путь формирования как внешний, так внутренней мотивации изучения иностранного языка.

    Формированию  лингвопознавательной мотивации способствует наличие у учащихся филологической зоркости. В развитии филологической зоркости большую роль играет языковая догадка. Внезапное "озарение" по поводу того или иного значения слова, выражения, грамматической формы доставляют учащимся большое удовлетворение и мотивируют дальнейший лингвистический поиск. Упражнения в языковой догадке могут быть столь же увлекательны, как и решение кроссворда. Поэтому следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке, нацеливая внимание учащихся на "подсказки" и опоры в самом материале. Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры. Атмосфера азарта, дух соревнования, радость победы активизируют восприятие и запоминание. С помощью игры могут быть усвоены все необходимые стороны лексического материала, преодолены особые трудности.

    В старших классах школы развитие познавательных процессов детей  достигает такого уровня, что они  оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая  самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и  гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. [22]

    С переходом из младших классов  в средние классы школы изменяется положение детей в системе  деловых и личных взаимоотношений  с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени  отводится на отдых и развлечения.

    В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного  развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого ребенка, так и  для внешнего наблюдателя. Подростки  и юноши уже могут мыслить  логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.

    К старшему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в  процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

    Особенно  заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы  осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние "детские" мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, "взрослые" мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития.

    В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь  вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем - процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

    В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться  логическая память и скоро достигает  такого уровня, что ребенок переходит  к преимущественному использованию  этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как  реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Вследствие появления в школе  многих новых учебных предметов  значительно увеличивается количество информации, которую должен запоминать подросток, в том числе механически. У него возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются намного чаще, чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания. [23]

    С возрастом меняются и отношения  между памятью и мышлением. В  раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить - значит вспоминать. В младшем  школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с памятью  и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг  в отношениях между памятью и  другими психическими функциями  происходит в подростковом возрасте. В подростковом и раннем юношеском  возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. С V по IX классы чтение развивается  в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности  декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему. [24]

    Старший школьный возраст характеризуется  продолжающимся развитием общих  и специальных способностей детей  на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое  мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически  и абстрактно. Значительный прирост  предметных знаний создает хорошую  базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

    В общении формируются и развиваются  коммуникативные способности учащихся, включающие умение, вступать в контакт  с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В  труде идет активный процесс становления  тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. [25]

    Подростковый  и ранний юношеский возраст являются достаточно сенситивными для развития всего этого комплекса разнообразных  способностей, и степень практического  использования имеющихся здесь  возможностей влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого  возраста, как правило, увеличиваются.

    Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность  ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и  в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной  чертой, которая впервые полностью  раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании  все принимать на веру. Подростки  обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением  все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. [26]

Информация о работе Возрастные особенности обучения иностранному языку