Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:19, дипломная работа

Описание

Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.
Задачи:
раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
определить значимость модульного обучения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава I
Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
Инновационные учебные заведения……………………………………………15
Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18

Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21

Технология сотрудничества …………………...………………………....21

Проектная методика ……………………………………………………....23

Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24

Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26

Модульное обучение ………………......................................................28

Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30

Критерии оценки инноваций……………………………………………………37

Вывод по главе………………………………………………………………………….42

Глава II
Опытно-экспериментальная часть…………………………………………………….44

2.1. Обучение, как организация педагогического процесса………………………..44
2.2. Понятие «Практической работы»……………………………………………….46

Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50
2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53

2.4. изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие модульно-блочную систему в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58

Формирующий эксперимент
2.5. Апробация системы уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61
2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63
Вывод по главе………………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………............

Приложения....…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 153.43 Кб (Скачать документ)

Изучение опыта работы учителей английского языка средней  школы, использующих модульно-блочную  форму обучения иностранному языку как элемент констатирующего эксперимента.

 

Проведённое интернет-исследование работ учителей иностранного языка  в школах России, автор приходит к выводу о том, что использование сочетания проблемного обучения с модульной технологиейпозволяет решать задачу системности, объема и структурирования учебной информации.

Применение модульно-блочной формы не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих возможностей учащихся. При широком распространении многочисленных источников информации, учебник перестал быть единственным источником знаний. Заранее созданная презентация используется при объяснении нового материала, для фиксации внимания, для корректировки и тестирования знаний, можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.Один и тот же урок может быть воспринят, как реализация различных технологий.

Волкова Наталья Витальевна(Место работы: МОУ СОШ №43, г.Казань), обучая детей в начальной школе иностранному языку, выбирает из форм блочно-модульного обучения тип нестандартных уроков. Например, изучая новые слова для лучшего запоминания, она использует стиль «договорок» (см. приложение №4).

 Она считает, что  этот вид урока является для  детей наилучшей формой для  запоминания новых слов на  иностранном языке.

Елена Борисовна Меркурьева (Место работы: МОУ "Вершинотейская СОШ № 1 им. лейтенанта милиции Сухих В.А.", п. Вершина Тёи, Республика Хакасия. Должность: зам.директора по УВР, учитель английского языка). Она считает, что в модуле задания взаимосвязаны, логично выстроены. Учитель находится рядом и может оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Контроль выполнения заданий осуществляется учителем разными способами – в группе, индивидуально, на доске и т.д.Используя в своей работе технологию модульного обучения, она пришла к следующим выводам:

  • Это хороший способ обобщения материала или введения нового.
  • Уроки типа “Модуль” поддерживают интерес в изучении предмета.
  • Уроки учат работать в парах и группах, а это оказывает положительное влияние на школьника в психологическом плане (на английском языке начинают говорить даже самые слабые ученики).
  • Такие уроки учат формировать навыки самообразования;
  • Уроки учат организованности в учебной работе.
  • Модуль позволяет внедрять индивидуализацию процесса обучения.
  • Возрастает творческая самостоятельность школьников.
  • Возрастает объем усваиваемого материала.
  • Не остается учеников, не работающих на уроке.

Также использование блочно-модульных  технологий возможно не только в школе, но и в неязыковых ВУЗах.

Преподаватель иностранного языка  Мазанова Светлана Евгеньевна(место работы: ГОУ СОШ №1360, г.Москва, должность: учитель английского языка), используя модульное обучение, считает, что: «В условиях современной экономики многие студенты вынуждены совмещать учебу в вузе с работой, что стало причиной снижения интереса к учебе и показателей успеваемости. Таким образом, возникла потребность в новой технологии, позволяющей гибко планировать учебное время. Именно гибкий подход в обучении, обеспеченный модульной технологией, позволяет придерживаться различной последовательности прохождения курса обучения, что в условиях построения как линейных, так и нелинейных образовательных маршрутов дает возможность модульной технологии обучения успешно внедряться в российских вузах».

Вывод: Анализ результата интернет исследования позволяет сделать следующие выводы о том, что модульная программа:

•   обеспечивает гибкий подход к уровню обучения;

•   способствует формированию у обучаемых навыков и умений на основе модульного обучения получения  качественных знаний иностранного языка;

  • Несётглубокую развивающую и корректирующую цель;
  • позволяет учащимся  преодолеть неуверенность в своих возможностях, получать удовлетворение от приобретённых знаний;
  • воспитывает чувство ответственности за свои знания;
  •   Учащиеся самостоятельно работают над предложенной программой, включающей: целевой план, информацию и методическое руководство.

Модульное обучение выражает целенаправленность обучения, которая  способствует мотивации. Создаются  благотворные условия для использования  знаний в новых ситуациях. Самостоятельная  организация процесса обучения обеспечивает углубления и расширения знаний.Благодаря этому в центре системы  оказывается ученик, его мотивы, интересы, потребности, лежащие в зоне его ближайшего развития.

    1. Формирующий эксперимент

Задачи формирующего эксперимента:

  1. раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
  2. определить значимость модульного обучения;
  3. использовать инновационные технологию в обучении иностранному языку в целях повышения интереса у учащихся к иностранному языку.

Цели формирующего эксперимента:

  1. формирование умения назвать любую достопримечательность Лондона и её месторасположение;
  2. формирование умения учащихся в выполнении тестовых заданий по теме;
  3. Формирование умения использовать лексические единицы по теме для описания достопримечательностей Лондона.

 

Апробация системы уроков по теме «London» в 5а классе 175 СОШ г. Нижний Новгород, используя модульно-блочную систему в обучении иностранному языку.

 

Данная система уроков по теме «London» была проведена, как элемент блочно-модульного типа урока, в подформе «урока-спектакля» в форме «Перенесения в рамки урока традиционных форм внеклассной работы».

Тема была чётко сформулирована и поддерживалась на протяжении всего курса изучения и расширения лексических единиц у учащихся на тему «ThefamousplacesinLondon». Учителю удалось создать эмоциональную и познавательную мотивации к предстоящей учебной деятельности. Содержание уроков соответствовало поставленным задачам. Поставленные учителем цели были достигнуты. Учитель был заинтересован в подготовке уроков: подобранные им задания соответствовали возрастным особенностям класса. На уроках присутствовало разнообразие методов и форм обучения. На протяжении всех уроков учитель управлял обучением школьников в процессе восприятия, осмысления, закрепления, обобщения и применения знаний. Учитель использовал вербальные и невербальные стимулы. Внешний вид педагога соответствовал требованиям педагогической этики. Система уроков прошла в последовательном совершении мыслительной операции по освоению изучаемого материала. Учитель работал на формирование репродуктивных, мыслительных, умственных и контролирующих действий школьников. Учитель неоднократно взаимодействовал с учащимися. Речь учителя соответствовала нормам языка: её аутентичности и адаптированности к уровню языковой подготовки учащихся. Учителю удалось создать благоприятные психологически комфортные условия для работы на уроках. У педагога присутствуют ораторские качества учителя. В процессе проведения уроков было допущено лишь несколько грамматических ошибок в речи.

Учитель оценил деятельность учащихся как в конце каждого урока, поставив отметки в журнал, так и в заключительном мероприятии по итогам всего блога уроковза активную работу. Итогом системы уроков явилась рефлексия по содержанию учебного материала в виде «урока-спектакля». Каждый учащийся выбирал, про какое знаменитое место Лондона он будет рассказывать, показывая или презентацию или читая стихотворение или рассказ.

Педагог достиг поставленных целей и реализовал содержание системы уроков. Данные уроки значимы в общей системе обучения предмету английский язык. В целом система уроков прошла наотличном уровне.

Конспекты уроков (см. приложение№5).

    1. Контрольный эксперимент

 

Цель контрольного эксперимента:

  1. определение уровня обученности детей данного класса.

Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать»  и «уметь».

Уровень «знать» - включает в себя проверку знания учащихся о достопримечательностях Лондона после прохождения практиканта преддипломной практики.

Уровень «уметь» - включает в себя умение работать учащихся с названиями достопримечательностей Лондона.

Анализ работ выявил следующие  результаты:

Имя                                    знает                                   умеет

Даша                                       +                                         +

Валентин                                       +                                          -

Татьяна Б.                                       +                                                +

Борис                                             +                                               +

Настя                                       +                                          +

Шамиль                                       +                                              +

Зина                                       +                                                +

Мари                                              +                                           -

Никита                                       +                                           +

Амани                                            +                                           +

Таня                                       +                                                 +

Галя                                       +                                           +

Николай                                       +                                           +

Иван                                       +                                             +

Алёна                                       +                                           +

Михаил                                       +                                                  +

Гоша                                       +                                            +

Сейфи                                       +                                             -

Исходя из результатов  контрольного эксперимента, мы можем  наблюдать увеличение уровня обученности  данного класса. В процентном соотношении  это можно увидеть на диаграмме  № 2.


Диаграмма№2

 

Диаграмма №3

С целью выявления эффективности  рационального использования средств  обучения, сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Диаграмма № 3.

 

Сравнение уровня обученности  детей показало, что на уроках, где  тщательно отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков, содержанием обучения и особенностями  детей, уровень обученности учащихся становится выше.

Вывод: Любая инновационная педагогическая технология помогает активизировать деятельность учащихся. В некоторых технологиях это средство может составлять главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно-опережающего обучения, игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения, совершенствования обще учебных умений, модульно-блочную систему, проектная методика и технологию сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе

Традиционно обучение иностранному языку в школе ориентировано на чтение, понимание и перевод специальных текстов, а также изучение проблем синтаксиса. Сейчас необходимо думать о перемещении акцента в обучении на развитие навыков речевого общения на профессиональные темы и ведения дискуссий, тем более, что работа над ними не мешает развитию навыков, умений и знаний, так как на них базируется. Устная речь в учебном виде должна, по-видимому, пониматься как слушание или чтение, понимание и репродуктивное воспроизведение прослушанного или прочитанного в формах как устной, то есть диалогической или монологической, так и письменной. Таким образом, речь идет о реализации речевого акта говорения в процессе устной коммуникации между двумя или более лицами. Запись прослушанного и использование написанного текста, как источника устного речевого акта, легко осуществимы в условиях учебной аудитории.

Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку