Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:19, дипломная работа

Описание

Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.
Задачи:
раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
определить значимость модульного обучения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава I
Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
Инновационные учебные заведения……………………………………………15
Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18

Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21

Технология сотрудничества …………………...………………………....21

Проектная методика ……………………………………………………....23

Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24

Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26

Модульное обучение ………………......................................................28

Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30

Критерии оценки инноваций……………………………………………………37

Вывод по главе………………………………………………………………………….42

Глава II
Опытно-экспериментальная часть…………………………………………………….44

2.1. Обучение, как организация педагогического процесса………………………..44
2.2. Понятие «Практической работы»……………………………………………….46

Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50
2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53

2.4. изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие модульно-блочную систему в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58

Формирующий эксперимент
2.5. Апробация системы уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61
2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63
Вывод по главе………………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………............

Приложения....…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 153.43 Кб (Скачать документ)

2. При обнаружении пробелов  в знаниях учащихся необходимо  провести соответствующую коррекцию. 

3. Обязательно осуществляется  текущий и промежуточный контроль  в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом  и т. д.). Текущий и промежуточный  контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.

4. После завершения работы  с модулем осуществляется выходной  контроль, он должен показать  уровень усвоения модуля.

5. Если итоговый контроль  показал низкий уровень усвоения  материала, необходимо проводить  его доработку. 

6. Введение модулей в  учебный процесс нужно осуществлять  постепенно.

Таким образом, использование  блочно-модульных технологий, позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся в освоении не только знаний, но и ключевых компетенций;
  • строить обучение в индивидуальном темпе обучения;
  • выбирать уровень обучения;
  • гарантировать достижение результатов обучения;
  • формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования учащихся;
  • повысить качество обучения.

Также существует множество типов уроков по блочно-модульному обучению.Типы уроков:

  • урок формирования новых знаний;
  • урок обучения умениям и навыкам;
  • урок применения знаний на практике;
  • урок повторения,систематизации и обобщения знаний, закрепления умений;
  • урок контроля и проверки знаний и умений;

Педагог использует, кроме  традиционных форм урока, также и другие формы построения учебно-воспитательного процесса.В настоящее время, к сожалению действующие УМК не позволяют достаточно полно и повсеместно внедрять инновационные технологии и разумной альтернативой им могут стать нетрадиционные уроки (см. приложение 2). Это такие типы уроков, которые в урочное и внеурочное время будут включать в себя разнообразные наглядные пособия, мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту для обучения чтению и письму, микрокомпьютеры и электронные словари:

· урок — лекция («Традиции  и обычаи проведения праздников в  Британии») - (TraditionsandcustomsoftheholidaysinBritain);

· урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта») - (Travelbydifferentmodesoftransport);

· урок — игра («Путешествие по зоопарку») - (TravelZoo);

· урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»)– (WhatdoyouknowabouttheUK?);

· урок-викторина («Занимательная грамматика») – (Interestinggrammar);

· видео-урок («Путешествиепоанглоговорящимстранам») – (Journey to the English-speaking countries);

· урок конференция («Система образования в России и Канаде»  с участием носителем языка) – (TheeducationsysteminRussiaandCanada);

· урок-брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система  Великобритания») – (SightseeinginLondon);

· урок -розыгрыш («Интрига») – (Intrigue);

· урок-разговор по душам («Внешность») –(Appearance);

· урок-защита проекта («Средства массовой информации») – (Media);

· урок-зачет («Планы на будущее») – (FuturePlans);

· урок-экскурсия («Покупки») – (Shopping);

Также на уроках блочно-модульного обучения иностранному языку может  присутствовать и интернет, потому что:

  • Интерактивные технологии позволяют предъявлять лекционный материал в форме презентаций, конспектов лекций, электронных учебников.  
  • Компьютер - лучший тренажер (задания и упражнения представлены в занимательной и игровой форме).
  • При демонстрации опасного  эксперимента использование компьютера позволяет реализовать принцип здоровьесбережения.   
  • Компьютерное тестирование знаний гарантирует конфиденциальность и обеспечивает объективность контроля и оценки знаний, способствует развитию навыков самоконтроля.
  • Использование  компьютера повышает производительность труда учителя и учащихся, обеспечивает необходимую наглядность, логичность изучения учебного материала, субъект-субъектное обучение.

Интернет обладает колоссальными  информационными возможностями  и не менее впечатлительными услугами. Но прежде всего, необходимо помнить  о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

Вывод:Из этого следует, что  блочно-модульное обучение положительно влияет на качество и эффективность урока, предоставляет ученикам получить индивидуальную консультацию, помогает ученикам самореализовываться, а также это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.Это хороший способ обобщения материала или введения нового.Уроки типа “Модуль” поддерживают интерес в изучении предмета. Учат работать в парах и группах, а это оказывает положительное влияние на школьника в психологическом плане (на английском языке начинают говорить даже самые слабые ученики).Модуль позволяет внедрять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения.Возрастает творческая самостоятельность школьников.Возрастает объем усваиваемого материала.

 

    1. Характеристики и критерии оценки инноваций

По характеру вклада в  науку и практику инновации можно  разделить на теоретические и  практические.

Теоретические инновации. К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.

Практические  инновации. К практическим — новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.

Важно отличать новые знания от нововведений в области обучения и воспитания. В одном случае происходит формирование новой идеи, нового знания, в другом — осуществляется процесс  его применения.

Инновации характеризуются  временными и качественными параметрами. Насколько они долговечны и как  быстро стареют? Можно ли считать  новыми идеи, которые до сих пор  не нашли достойной замены и остаются эффективными? Бытует мнение, будто сущность инновации не зависит от времени ее возникновения. Главный смысл идеи — установить, в какой степени она соответствует современным тенденциям общественного развития, обеспечивает высокую эффективность и качество обучения при рациональных затратах труда педагога и учащихся. С этой точки зрения прогрессивные идеи прошлого и построенный на их основе опыт нельзя рассматривать как устаревший.

Действительно, многие идеи, высказанные в прошлые годы учеными-педагогами, сохраняют свое значение и сегодня. Их большое влияние на развитие науки  и практики никто не оспаривает, однако это не означает, что инновации, сформулированные десятилетия назад, следует считать новыми.Насколько  новыми будут нововведения, в основе которых лежат известные в  науке положения? Можно ли считать  новаторами педагогов, сумевших внедрить эти идеи в практику? Нововведения должны оцениваться на момент их внедрения  в практику вне зависимости от времени обнародования исходной идеи. Сама идея может уже устареть, в науке найдено новое решение, а нововведение только реализуется. С этой точки зрения следует считать  новаторами педагогов, которым удалось  реализовать известные положения. Другое дело научная деятельность. На приоритет в науке может  претендовать только тот, кто впервые  получил новое знание, сформулировал  его и обратил внимание общественности на эту проблему.Понятия, характерные  для техники, в определенной степени  могут быть использованы при характеристике нововведений в области методики обучения или воспитания, когда дается общая оценка работы.

Нередки ситуации, когда  идея известна, уже была внедрена в  различных регионах, в разных учебных  заведениях и показала свою эффективность, однако в новых специфических  условиях не рассматривалась. Речь идет о трудовом, эстетическом, экологическом, идейно-политическом воспитании и т.д. в различных регионах, старших  и младших классах, на уроках литературы, истории, биологии и т.д. В какой степени здесь можно говорить о новизне инновации, если вопрос уже решен положительно в другом месте? Имеет ли право «местная» инновация на существование? Думается, да! Разница в социокультурных, экономических, организационных условиях в отдельных регионах, разнообразие возрастных групп учащихся и другие причины не позволяют механически копировать педагогические достижения.Для оценки новизны инновации в области образования более подходит классификация по уровням. Она отражает место полученных знаний в ряду известных и их преемственность.

Уровень конкретизации. На этом уровне инновация конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения и воспитания. Этот уровень в педагогической науке называют модификационным типом новизны (М.М. Поташник). Содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и т.д.). К модификации относится и перенос известной методики на новый (или другой) предмет. Примером этому можетслужить перенос метода укрупнения дидактических единиц, разработанного на математическом материале П.М. Эрдниевым, в историю и другие учебные предметы.

Уровень дополнения. Инновация расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании. Полученное знание открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны. В целом новшество не меняет картину, а дополняет ее. Примером этого же типа инновации в практической педагогической деятельности служит широко известный опыт начальных классов средней школы № 109 г. Москвы Е.Н. Потаповой по созданию методики оптимизации обучения шести-семи-летних детей письму (см. Е.Н. Потапова. Радость познания. М., 1990).

Уровень преобразования. Он характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можно отнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта в обновлении школы продемонстрировали в своей работе такие педагоги и ученые России, как И.П. Волков, Г.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и другие. Их педагогические находки, результаты их педагогических новшеств уже стали достоянием учительства всей страны.

Новые методы, которые предлагают наука и практика, должныобеспечивать высокий учебно-воспитательный эффект и стимулировать дальнейшее развитие школьников. С этой точки зрения далеко не всеинновации оправдывают  себя, хотя на отдельных этапах могут  быть получены весьма обнадеживающие результаты.

Критерии прогрессивности  педагогических инноваций могут  выражаться в разных результатах. Например, разработаны новые варианты методик, которые частично или полностью  решают определенную проблему. Выдвинуты  новые концепции, идеи, классификации, охватывающие и объясняющие различные  явления и факты в области  обучения и воспитания. Перспективны разработка и уточнение гипотез, позволяющих строить новые проекты  будущих воспитательных систем. Новые  идеи и технологии открывают пути и направления для дальнейшего  поиска, позволяют выдвинуть конструктивные предложения, создавать актуальные исследовательские проекты и  программы.

Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически  обоснованы, соответствовать критериям  обоснованности, к которым относятся:

-оптимальность, означающая  затрату сил и средств учителей  и учащихся для достижения  ожидаемых результатов;

-результативность, выражающаяся  в определенной устойчивости  положительных результатов в  деятельности учителей;

-возможность творческого  применения инноваций в массовом  опыте.

Перечисленные критерии позволяют  отличать педагогические новации от педагогического прожектерства, научные  и практические новшества вобразовательных процессах. Они же — эти критерии — создают основу для педагогического  творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе

Одним из серьезнейших недостатков  всей системы отечественного образования  до сих пор остается неизживаемый “знаниевый подход” (“знаниевая парадигма”) – обучающийся по-прежнему рассматривается как бы в роли “копилки”, в которой накапливаются знания, умения, навыки. Между тем, учение необходимо рассматривать как активную деятельность учащегося по самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы вопрос: учащегося, студента, слушателя учат, или он учится?

Ответить на этот вопрос помогает использование видов и форм организации урока, которые мы рассмотрели в этой главе. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как основных, так и сопутствующих форм.

Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку