Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:19, дипломная работа

Описание

Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.
Задачи:
раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
определить значимость модульного обучения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава I
Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
Инновационные учебные заведения……………………………………………15
Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18

Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21

Технология сотрудничества …………………...………………………....21

Проектная методика ……………………………………………………....23

Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24

Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26

Модульное обучение ………………......................................................28

Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30

Критерии оценки инноваций……………………………………………………37

Вывод по главе………………………………………………………………………….42

Глава II
Опытно-экспериментальная часть…………………………………………………….44

2.1. Обучение, как организация педагогического процесса………………………..44
2.2. Понятие «Практической работы»……………………………………………….46

Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50
2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53

2.4. изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие модульно-блочную систему в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58

Формирующий эксперимент
2.5. Апробация системы уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61
2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63
Вывод по главе………………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………............

Приложения....…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 153.43 Кб (Скачать документ)

Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Лицей реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

Средняя общеобразовательная школа с  углубленным изучением отдельных  предметов реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам.

В наше время в системе  образования немало и негосударственных  образовательных учреждений, среди  которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они не входят в систему государственных  учреждений (муниципальные, частные, от общественных и религиозных учреждений).

 

 

 

 

 

 

    1. Инновационная направленность педагогической деятельности

Сущность инновационной  направленности педагогической деятельности.

Чаще всего это понятие  трактуется как совокупная деятельность субъектов инновационного процесса: исследователей; разработчиков; производителей; специалистов, эксплуатирующих технику; специалистов, обеспечивающих оптимальные  условия для создания и распространения  инноваций. И пока речь идет о коллективной деятельности в рамках инновационного процесса, подобное определение вполне оправданно. Но как только мы спускаемся на уровень отдельно взятого субъекта — требуется иной подход, а именно как деятельность отдельно взятого  субъекта инновационного процесса. И  в данном случае объектом инновационной  деятельности являются другие виды деятельности, которые формировались в предшествующий период и приобрели к настоящему времени репродуктивный характер, а  ее приемы, способы или средства для данного сообщества людей  стали носить рутинный характер.

Что же стимулирует инновационную  направленность педагогической деятельности?

Ответ на этот вопрос обусловлен следующим: в первую очередь, конечно, теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и  в самой системе образования, той обновленной образовательной  политикой, которая заявлена в Конституции  РФ и Законе «Об образовании». Суть этой политики заключается в усилении гуманитаризации содержания образования, непрерывном изменении объема, состава  учебных дисциплин, введении новых  учебных предметов; изменении характера  отношений учителей к самому факту  освоения педагогических новшеств, проявлении ими избирательного, исследовательского характера к появлению и созданию педагогических новшеств, воплощении их в повседневную практическую работу с учениками. В школьной практике чаще всего встречаются такие пути обновления школы, как:

-развитие своего собственного  опыта;

-заимствование опыта,  созданного другими;

-освоение научных разработок;

-метод проб и ошибок (на уровне осмысленном, целеустремленном);

-собственно эксперимент.

Этапы инновационной деятельности.

От момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение  о путях решения образовательной  или воспитательной задачи; широкое  испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение. На этом процесс не кончается. Разработки и развитие инноваций идут до тех  пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой  подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, судить об их практической эффективности, масштабах  нововведения. Первоначальный вариант  нередко забывается, потом вновь  возрождается, приобретает новые  черты, соответствующие новым целям  и требованиям времени. Для освоения новых форм работы требуются определенное время, соответствующее научное  обеспечение, подготовка учителей, адаптация  коллектива к работе в новых условиях.

Характер применения новшества  в различных условиях зависит  от квалификации учителей, уровня обученности  и воспитанности школьников, образа жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов, методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих организационных структур. Особенно сложно реализовать инновации, затрагивающие взаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремление свести возможные изменения к минимуму. Мало шансов на успешное использование в практике нововведений, которые существенно затрагивают сложившуюся систему управления наукой и народным образованием. Значительно большие перспективы у тех, кто хочет лишь частично заменить старые методы и подходы, усовершенствовать отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.

Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех  случаях, когда традиционные способы  решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости от квалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый  только потому, что он был ранее  известен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Характеристика инновационных методов в обучении иностранному языку

 

      1. Технология сотрудничества

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает  их интересы. Авторитарный учитель  управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции  – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель  выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между  учителем и учениками.(Толковый словарь  русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать  вместе, принимать участие в общем, деле». Вступая в общение и  участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют, сотрудничество – это такое взаимодействие, при  котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный  паритет. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного  содействия входе решения ими  какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются  интересы обеих сторон).В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей  деятельности взрослых и детей, скрепленной  взаимопониманием, проникновением в  духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство  партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества или со-творчества.Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы.

Основная идея этого типа обучения заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных  ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривая роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому учащиеся с хорошими знаниями английского языка стараются выяснить уучащихся с более слабым уровнем знаний,что им непонятно, и сделать так чтобы слабые досконально разобрались в задании. От этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Для этого применяется метод ажурной ножовки или пилы, который используется при большом объеме материала. Например, три текста – три группы.1 стадия – происходит деление на группы. 2 стадия – эксперты группы А работают над текстом №1, группы В – над текстом №2, группы С – над текстом №3 (см. приложение 1). Каждая группа подробно работает над текстом, а затем все возвращаются в свою домашнюю группу.В группах эксперты обмениваются информацией по всем трем текстам. Контроль знаний – проверяется тем, что каждый ученик понял по любому тексту, независимо от того, над каким текстом он работал.Основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы  задавать  вопросы учителю, если  они не поняли новый или  ранее пройденный материал. При  работе в малых группах, при  совместной деятельности ученики  выясняют друг у друга все,  что им не ясно. 2. Каждый понимает, что успех группы зависит не  только от запоминания готовых  сведений, данных в учебнике, но  и от способности самостоятельно  приобретать новые знания и  умение их применять в конкретных  заданиях.

3. У учащихся формируется  собственная точка зрения, они  учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться  между собой, с учителями, овладевают  коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается  чувство товарищества, взаимопомощи.

      1. ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА

 

Типология проектов разнообразна. Проекты могут подразделяться:

  • Монопроекты;
  • Коллективные проекты;
  • Устно-речевые проекты;
  • Видовые проекты;
  • Письменные проекты;
  • Интернет проекты;

Но в реальной жизни зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных проектов.[20]

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения и умение кратко и доступно формулировать мысли. Терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создавать языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющей учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком. Получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

 Работа над проектом - это многоуровневый подход к  изучению языка, охватывающий  чтение, аудирование, говорение и  грамматику.

Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Проектное обучение актуально тем, что оно учит сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания, а результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты.

 

      1. МЕТОД  «ЯЗЫКОВОГО ПОРТФЕЛЯ»

 

Существует несколько  типов языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

  1. языковой портфель как инструмент самооценки достижений обучаемого в процессе овладения иностранным языком и уровня владения иностранным языком (Self-AssessmentLanguagePortfolio).
  2. языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (LanguageLearningPortfolio) – это вид языкового портфеля, который может варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности, например:
  • языковой портфель по чтению (ReadingPortfolio),
  • аудированию (ListeningPortfolio),
  • говорению (SpeakingPortfolio),
  • письму (WritingPortfolio)

Языковой портфель в современных  условиях определяется как пакет  рабочих материалов, представляющие тот или иной опыт или результат  учебной деятельности учащегося  по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает учащемуся  и преподавателю возможность  по результату или продукту учебной  деятельности, представленному в  языковом портфеле, самостоятельно или  совместно анализировать и оценивать  объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка.  Динамику овладения изучаемым предметом  в различных аспектах, а также  опыт учебной деятельности в данной области.

Цели и формы работы с языковым портфелем в практике преподавания иностранного языка могут  быть различными. По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной  ситуации, различающейся по целям  обучения, возрасту обучаемых, уровню овладения иностранным языком, условиями  обучения, индивидуальными особенностями  учащихся, а также используемым методам  и средствам обучения. Возможны также  комбинации указанных видов языкового  портфеля в различных целях работы над изучаемым языком.

Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку