Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 01:19, дипломная работа

Описание

Цель: определить роль инновационных технологий в процессе обучения английскому языку.
Гипотеза – если использовать инновационные технологии в обучении иностранному языку, то у учащихся повышается интерес к иностранному языку.
Задачи:
раскрыть сущность инновационных технологий при обучении;
охарактеризовать существующие инновации в методике обучения английскому языку;
определить значимость модульного обучения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4

Глава I
Теоретические основы применения инновационных технологий в обучении иностранному языку………………..……………………….…………………………..7
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании……………….10
Роль инноваций в развитии школы……………………………………………..12
Инновационные учебные заведения……………………………………………15
Инновационная направленность педагогической деятельности…..………….18

Характеристика методов инновационных технологий в обучении иностранному языку……………………………………………………………...21

Технология сотрудничества …………………...………………………....21

Проектная методика ……………………………………………………....23

Метод « языкового портфеля»…………………………………..………..24

Форма обучения посредством Интернет-ресурсов ………….……..…..26

Модульное обучение ………………......................................................28

Блочно-модульная форма обучения, как средство обучения иностранному языку………………………………………………………………………………30

Критерии оценки инноваций……………………………………………………37

Вывод по главе………………………………………………………………………….42

Глава II
Опытно-экспериментальная часть…………………………………………………….44

2.1. Обучение, как организация педагогического процесса………………………..44
2.2. Понятие «Практической работы»……………………………………………….46

Констатирующий эксперимент…………………………………………………………50
2.3. Изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие инновационные технологии в обучении иностранному языку……………………………………………………………………..53

2.4. изучение опыта работы учителей английского языка в средней общеобразовательной школе, применяющие модульно-блочную систему в обучении иностранному языку……………………………………………………………………58

Формирующий эксперимент
2.5. Апробация системы уроков по теме «The famous places in London» в 5 А классе СОШ №175 используя модульно-блочную систему обучения иностранному языку……………………………………………………………………………………...61
2.6. Контролирующий эксперимент……………………………………………………63
Вывод по главе………………………………………………………………………….64
Список используемой литературы……………………………………………............

Приложения....…………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 153.43 Кб (Скачать документ)

Языковой портфель даёт возможность для обучаемого самостоятельно определить свою динамику уровня владения языком, как бы “заглянуть в себя” и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка.

Содержание и структура  каждого вида языкового портфеля зависит от его основной функции и цели. При преподавании иностранного языка в школе, технологию “языковой портфель” можно рассматривать как инновационную, общеучебную технологию, основанную на развитии способности к самооценке. Подчеркну, что технология “языковой портфель”, кроме того, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному или автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования.

      1. МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

 

Возможности использования  интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара:

а) страноведческий материал

б) новости из жизни молодёжи

в) статьи из газет и журналов и т. д.

На уроках английского языка с помощью интернета можно решать целый ряд дидактических задач:

а) формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;

б) совершенствовать умения письменной речи школьников;

в) пополнять словарный запас учащихся;

г) формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка;

Кроме того, работа направлена на изучение возможностей интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации  условий умственного труда, вообще, в любом его проявлении. Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно" общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания [16].

Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной  компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления  этой главной цели.

Вне общения интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно. Включаясь  в него на уроке иностранного языка, мы можем создать модель реального общения.

 Сегодня новые методики с использованием интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности интернет.

 Основным же критерием,  позволяющим отличить этот подход  от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно  выбирают языковые единицы для  оформления своих мыслей. Использование интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта[17].

  Одним из основных  требований, предъявляемых к обучению  иностранным языкам с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами"[18]. Обучая подлинному языку, интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством  иностранного языка.

 

      1. МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Модульное обучение, получило свое название от термина «модуль», означающего “функциональный узел”. Сущность модульного обучения сводится к самостоятельному овладению учителем определенными умениями и навыками в учебно-познавательной деятельности.

Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения. Оно обеспечивает развитие мотивационной  сферы интеллекта учащихся, самостоятельности, коллективизма, умений самоуправления своей познавательной деятельности. Модуль создает положительные мотивы к обучению, как правило, благодаря своей занимательности, эмоциональному содержанию, учебному поиску и опоре на жизненный опыт. Основными средствами модульного обучения служат учебные модули.

Выполнение элементов  модульного блока осуществляется в  течение 45 минут после предварительного изучения или повторения основного  грамматического материала. Обычно модуль состоит из 6-7 учебных элементов (УЭ).

В УЭ-0 - прописываются цели модуля, которые должны быть достигнуты в процессе его проработки.

УЭ-1 - производит проверку изученного материала, осуществляет входной контроль знаний и умений студентов с целью  корректировки уровня их готовности к работе над модулем.

УЭ-2,3,4 - закрепляют пройденный материал на базе упражнений к тематическому модулю, осуществляют текущий и промежуточный контроль, устраняют пробелы в знаниях.

УЭ-5,6 - предусматривает обобщение  содержания и составление краткого резюме.

УЭ-7 -  подводит итоги

К модулю прилагаются “упражнения”, “листок контроля” и “схема уровня знаний”.При разработке модулей преследуется цель - разбить весь учебный материал на отдельные взаимосвязанные элементы, каждый из которых представлял бы собой специально разработанный и оформленный учебный вопрос. Положительная роль модульного обучения связана с осознанием перспектив обучения и непосредственная ориентация на самостоятельную работу [1,210].

 

 

    1. Блочно - модульная форма обучения, как средствообучению иностранному языку.

 

Стремительные изменения  в современном обществе требуют  новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования в школе. Новые ориентиры в общем образовании  определяются переходом:

  • от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенный материал;
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  • от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения – к внутренней нравственно– волевой регуляции.

Именно поэтому, сегодня  значительное внимание уделяется внедрению  новых педагогических технологий, способных  сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из таких технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в школе, является технология блочно-модульного обучения. Данная технология имеет следующие преимущества:

  • возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
  • создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход;
  • создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов;
  • уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.

Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная  технология, которая предоставляет  возможность каждому ученику  выбрать свою, самостоятельную и  посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных  видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии  в семинарах, изготовлении наглядных  пособий и т. д. Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в  качестве руководителя, направляющего  и контролирующего деятельность учащихся [1,210]. При организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей. Понятие “блок” и “модуль”, практически, равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:

  • учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающих программ);
  • методическое руководство;
  • контрольная работа.

Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых  учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом [18]. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей:

1-й модуль– устное  изложение учителем основных  вопросов тем, раскрытие узловых  понятий; при подаче домашнего  задания обращается внимание  на 1) теоретический материал; 2) опережающие  задания; 3) изготовление карточек.

2-й модуль– использование  теоретического материала при  выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические  работы, где учащиеся под руководством  учителя работают с различными  источниками информации, прорабатывают  материалы тем, обсуждают, дискутируют. 

3-й модуль– предварительный  контроль знаний, повторение и  обобщение материала темы (возможна  работа с компьютером или индивидуальные  карточки задания, тесты разного  уровня и т.д.).

4-й модуль– контроль  знаний, учащимся предлагается контрольная  или зачетная работы.

Модульное обучение может  рассчитываться как на краткий курс – урок, так и на более длительный срок – четверть, семестр.

Данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности.

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной  работы учащихся на протяжении всего  периода обучения.

Реализация данной цели позволит:

  • повысить мотивацию изучения предмета;
  • повысить качество знаний;
  • повысить уровень образовательного процесса в целом.

Данное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями  – ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции. Они необходимы в любой профессии  и при получении дальнейшего  образования. Этими ключевыми навыками являются: общение, грамотность, способность  выполнения упражнений, использование  информационных технологий и способность  работы в группе, команде.

Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход  к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.

При блочно-модульном обучении в течение всего дня, обычно посвящено одному или двум предметам близкой направленности (например, русский язык и история, литература и иностранный язык). Как считают многие педагоги, такое распределение учебной нагрузки гораздо удобнее традиционного школьного расписания. При модульной схеме можно углубиться в тему и не спеша рассмотреть все ее аспекты.

При блочно-модульной технологии рекомендуется использовать несколько  правил:

1. Перед каждым модулем  проводить входной контроль знаний  и умений учащихся, чтобы иметь  информацию об уровне готовности  к работе по новому модулю.

Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку