Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Отсюда вытекает гипотеза о том, что если применять инновационный подход в обучении, то повысится уровень положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка, реализуется перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. Таким образом, в своей работе я ставлю следующие цели:

1.Изучение и анализ современных методов обучения английскому языку.

2.Определение уровня эффективности использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

1.Теоретически обосновать использование инновационных технологий в учебном процессе.

2.Опытно-эксперементальным путём проверить гипотезу исследования.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1 Проект как метод обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.1.1 Схема осуществления проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.1.2 Основные виды проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.2 Характеристика метода Дальтон-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

1.2.1 Схема подряд по Дальтон-плану . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

1.2.2 Формы учебной деятельности по Дальтон-плану . . . . . . . . . . .12

1.3 Определение модульного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

1.3.1 Элементы, составляющие модуль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

1.4 Программированный метод обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

1.4.1 Виды обучающих программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

2 Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

2.1 Применение информационных технологий в учебном процессе (формирующий эксперимент, урок в 9-ом классе) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

2.2 Фрагмент урока английского языка в 7-ом классе по теме «Weather» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

2.3 Фрагмент урока английского языка в 7-ом классе по теме

«Meals» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

Список использованной литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по методике.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ УЧЕРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

                                                                                        Допущена к защите

                                                                                       Председатель ПЦК

                                                                                          Иностранных языков

______И.М.  Стыпутько 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку учащихся среднего школьного возраста. 
 
 
 
 
 

                                                               Учащаяся гр. 409 _______К.В. Козлова

Руководитель ________Н.Ю. Воронцова 
 
 
 
 
 

Минск, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1    Пояснительная записка  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5

1.1 Проект  как метод обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

     1.1.1 Схема осуществления проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

     1.1.2 Основные виды проектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.2 Характеристика метода Дальтон-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

     1.2.1 Схема подряд по Дальтон-плану . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

     1.2.2 Формы учебной деятельности по Дальтон-плану . . . . . . . . . . .12

1.3 Определение  модульного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  14

     1.3.1 Элементы, составляющие модуль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

1.4 Программированный  метод обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

     1.4.1 Виды обучающих программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

2  Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . .21

      2.1 Применение информационных технологий в учебном процессе (формирующий эксперимент, урок в 9-ом классе) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  21

      2.2 Фрагмент урока английского языка в 7-ом классе по  теме «Weather» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

      2.3 Фрагмент урока английского языка  в 7-ом классе по теме                     

«Meals» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  31

Список использованной литературы

Приложение 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Слово «технология» происходит от греческого слова «techne»- искусство, мастерство, умение. В словаре русского языка это понятие характеризуется следующим образом: Технология. Совокупность операций, осуществляемых определённым способом и в определённой последовательности, из которых складывается процесс. Словом, говоря о технологии, имеют в виду систему действий, приводящую к ожидаемому результату. В нашей стране и за рубежом ведутся серьёзные исследования по проблемам технологии педагогической деятельности. Речь идет об эволюции этого понятия, суть которой в последовательном расширении его объёма: от технологии как элемента технического «приспособления» в деятельности педагога до качественно нового понимания педагогической деятельности как системно организованной, технологизируемой социальной сферы. Наш предмет (иностранный язык) может иметь свою специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Пока в теоретической дидактике ведутся споры о границе и возможностях создания новых педагогических технологий, в системе преподавания иностранных языков уже давно созданы методики, претендующие на статус технологии, т.е. обладающие высокой степенью надёжности, стабильности и воспроизводимости результатов. Мы относим сюда, прежде всего, личностно-ориентированный подход при обучении иностранному языку, включающий метод проектов, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интенсивное обучение и разноуровневое обучение.

     Понятие «инновационные технологии» тесно  связано с понятием «научно-технический» прогресс и с внедрением в процесс обучения новых информационных технологий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наши дни возникли принципиально новые условия для организации обучения с помощью ЭВМ и сети Internet. Многие инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка основаны как раз на достижениях в области информационных технологий. Разнообразие методов обучения и поиск ещё более современных методов обусловлен необходимостью повышения мотивации учащихся к овладению иностранным языком и решение проблемы «неуспевающих» учеников. Работа учителя иностранного языка в условиях  современной школы предполагает развитие  творческих способностей учащихся путём поиска эффективных приёмов и методов преподавания.

     Объектом исследования данной курсовой работы являются инновационные технологии как средство формирования мотивации учеников.

     Субъектом – влияние инновационных технологий на эффективность усвоения учащимися учебного материала.

     Отсюда  вытекает гипотеза о том, что если применять инновационный подход в обучении, то повысится уровень положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка, реализуется перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень. Таким образом, в своей работе я ставлю следующие цели:

1.Изучение  и анализ современных методов  обучения английскому языку.

2.Определение  уровня эффективности использования  инновационных технологий в учебно-воспитательном  процессе.

Задачи:

1.Теоретически обосновать использование инновационных технологий в учебном процессе.

2.Опытно-эксперементальным  путём проверить гипотезу исследования.

В работе я использовала следующие методы исследования: критический анализ, эксперимент, научно-фиксируемое наблюдение. 
 
 
 
 
 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                  1.1 Проект как метод обучения.

     Метод проектов был разработан американским педагогом У.Килпатриком в 20-е  годы XX века. Основная цель метода проектов- предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний  на различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта.

     Метод проектов позволяет создавать на уроке иностранного языка исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

     Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общим для всех чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются:

- использование  языка в ситуациях, максимально приближённых к условиям реального общения.

- акцент  на самостоятельную работу учащихся.

- выбор  темы вызывает большой интерес  у учащихся.

- отбор  языкового материала, видов заданий  и последовательности работы  в соответствии с целью проекта.

- наглядное  представление результата.

      Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько  условий: тематика может быть связана  как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, фактов из истории жизни людей разных стран. Проблема предлагается ученикам так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учётом его языковой подготовки.

      С помощью проектной методики на уроке  можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный  запас детей, совершенствовать и  развивать лексико-грамматические навыки, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

     Работа  над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности и скрытые таланты.

                          1.1.1 Схема осуществления проектов.

     В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

1.Определение  темы проекта.

2.Определение  проблемы цели и проекта.

3.Обсуждение  структуры проекта, составление примерного плана работы.

4.Презентация  необходимого языкового материала  и предкоммуникативная тренировка.

5.Сбор  информации: обращение к уже имеющимся  знаниям и жизненному опыту,  работа с источниками информации.

6.Работа  в группах.

7.Регулярные  встречи, во время которых учащиеся  обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную  учащимися работу, корректирует  ошибки.

8.Анализ  собранной информации.

9.Подготовка  презентации проекта- выставки, видеофильмы, радиопередачи.

10.Демонстрация  результатов проекта (кульминационная  точка работы над проектом).

11.Оценка  проекта. Данный этап включает  в себя не только контроль  усвоения языкового материала  и развитие речевой и коммуникативной  компетенции, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата.

     По  характеру конечного продукта проектной  деятельности, можно выделить следующие  виды проектов в области иностранного языка. 

                              1.1.2. Основные виды проектов.

   Наиболее  полной классификацией проектов в отечественной  педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркиной и др. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие  разновидности проектов:

  1. По методу, доминирующему в проекте:

- исследовательские  – имеют структуру, приближённую  к подлинному научному исследованию  и характеризуются хорошо продуманной  структурой, обозначением целей  и обоснованной актуальностью  предмета.

- творческие – предполагающие соответствующее оформление результатов. Оформление результатов требует чётко продуманной структуры, например, в виде видеофильма, репортажа и т.д.

- ролево-игровые - участники такого проекта принимают на себя определенные роли, которые обусловлены характером и содержанием проекта.

- информационные  – направлены на сбор информации  о каком-то событии или явлении.  Участники проекта собирают эту  информацию с целью ознакомления  с ней широкой аудитории. Такие  проекты часто интегрируются  в исследовательские проекты  и становятся их определённой частью, модулем.

- практико-ориентировочные  – имеют чётко обозначенный  результат деятельности участников, который обязательно ориентирован  на социальные интересы всех  участников проекта.

Информация о работе Использование инновационных технологий в обучении иностранному языку учащихся среднего школьного возраста