Электронная коммерция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Место и функции электронной коммерции в современной рыночной экономике. 5
1.1. Электронная коммерция. 5
1.2. История электронной коммерции 6
1.3. Рынок электронной коммерции 7
1.4. Основные виды бизнеса в Интернете 12
1.5. Электронные платежные системы 15
Глава 2. Сферы деятельности электронной коммерции 22
2.1. Сектора электронной коммерции 22
2.2. Безопасность электронной коммерции 30
Глава 3. Электронная коммерция: вчера, сегодня и завтра 34
3.1. Рынок электронной коммерции: вчера, сегодня и завтра 34
Заключение 42
Список используемой литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

Электронная коммерция В2В представляет собой рынок глобального масштаба. Новые правила международной торговли, принятые Всемирной торговой организацией (ВТО), открыли местную экономику во всем мире для международных поставщиков. Текущая ситуация в бизнесе характеризуется как гиперконкуренция — увеличивается число поставщиков продукции, увеличивается выбор для потребителей, которые становятся все более требовательными. Требовательность клиентов вынуждает поставщиков снижать цену и предоставлять улучшенный сервис. Предприятия вынуждены сокращать эксплуатационные и погрузочно-разгрузочные расходы и в то же время ускорять действие цепочки поставки.

Цель электронной коммерции В2В состоит в экономии средств на закупках, которые осуществляются практически мгновенно. При этом поставщики используют веб - сайты закупающих организаций для внесения предложений о ценах на товары и продажи излишков товарных запасов. Замена бюрократических проволочек, связанных с закупками, на оперативные ссылки означает экономию средств, повышение эффективности заказов, сокращение ошибок и оперативную доставку, сводящую к минимуму складские расходы.

Новые коммуникации создают возможности для реорганизации цепочки поставки. Например, покупатель может напрямую контактировать с производителем. Таким образом, Интернет предоставляет такую платформу для бизнеса, в которой каждый участник цепочки может сотрудничать с другим участником напрямую, минуя посредников.

Различия между В2В и В2С более существенны, чем между оптовой и розничной торговлей. С точки зрения бизнеса это означает экономию внутри организации, готовность вступать в выгодные союзы с поставщиками, сокращение расходов при оперативной доставке товаров и услуг и т.д.

Структура В2В-компаний во многом схожа со структурой компаний В2С. Ее компонентами могут быть:

1)             интерактивный веб - сайт, содержащий информацию о продукции, товарах и услугах, прайс-листы и каталоги, информацию об оптовых скидках и т.д.;

2)             администрация компании и технический персонал (выполняют те же функции, что и в компаниях электронной коммерции, плюс В2С документооборот с дилерами, партнерами и покупателями);

3)             служба доставки (надо отметить, что в компаниях В2В служба доставки обычно менее актуальна, часто доставкой товара занимается независимая транспортная компания);

4)             подразделение по работе с поставщиками;

5)             маркетинговая служба и рекламный отдел и т.д.

В отличие от электронной коммерции В2С система расчетов между компаниями обычно не подразумевает использования систем электронных платежей.

Как и в В2С, бизнес - модели в В2В можно разделить на чистые интернет - компании и смешанные.

Среди чистых интернет - компаний можно выделить электронные биржи, отраслевые торговые площадки, компании, осуществляющие веб - хостинг, а среди смешанных компаний — веб - поставщиков продукции и компании, использующие новые коммуникации для проведения рекламных кампаний, заказов, логистики, послепродажного обслуживания.

Сектор С2В. К сектору С2В относятся компании обработки ценовых заявок, по которым потребители хотели бы приобрести товары и услуги (например, www.priceline.com). Функционирует такая модель следующим образом. Посетители сайта оставляют на нем заявку на приобретение какого-либо товара по цене не выше определенной. Эта заявка доступна всем компаниям, зарегистрированным в каталоге компании. Если кто-то из продавцов считает приемлемой предлагаемую цену, то он связывается с покупателем, и они совершают сделку.

На российском рынке элементы этой модели используются некоторыми электронными каталогами товаров и услуг для оказания помощи потребителю в поиске товара или услуги.

Сектор С2С. Это направление еще находится в стадии становления, однако его роль очень важна. Оно включает в себя возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией. Это может быть обмен опытом приобретения того или иного товара, обмен опытом взаимодействия с той или иной фирмой и т.д. К сектору С2С относятся электронные аукционы и торговые площадки, где физические лица торгуют друг с другом.

Сектор B2А. К сектору В2А относится бизнес, оперирующий сделками между компаниями и правительственными организациями (администрацией). Он включает в себя деловые связи коммерческих структур с государственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями.

Информация о некоторых планируемых правительством коммерческих операциях (закупках, заказах и т.д.) публикуется в Интернете. При этом через Интернет принимаются все заявки от всех компаний, желающих принять участие в этих операциях. По сути, правительство проводит on-line- тендер. Этот подход улучшает количество информации, способствует росту спроса и предложения, позволяет быстрее осуществлять необходимые контакты, снижает трансакционные издержки.

В последнее время правительства развитых стран и руководства международных организаций стремятся активно использовать Интернет для проведения закупок товаров и услуг. «Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех федеральных органах исполнительной власти, значительно уменьшить издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократить потери и злоупотребления. При этом для государственных заказчиков будут созданы типовые комплексы аппаратных и программных средств, необходимые для проведения электронной торговли при осуществлении закупок продукции для федеральных государственных нужд. Ожидается, что экономия бюджетных средств после внедрения системы составит примерно 15%»[1].

Сектор С2А. К сектору С2А относятся все виды хозяйственной деятельности, построенные на организации взаимоотношений физических лиц и государственных служб. Этот сектор также на­ходится в стадии развития, но имеет достаточно высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия государственных структур и потребителей, особенно в социальной и налоговой сфере.

В США насчитывается 80 тыс. органов местной власти, которые ежегодно собирают около 500 млрд. долл. в виде штрафов и сборов за различные разрешения (застройка, лицензии и т.п.) через Интернет. К этому же сектору относятся сборы налоговых ведомств. Трансакционные издержки при этих сборах не менее 10% и могут быть уменьшены в 3—4 раза технологиями электронной коммерции, не говоря уже о повышении удобства для местного населения.

В России, в частности в Москве, одним из шагов в направлении расширения взаимодействия между администрацией и гражданами является создание веб- сайтов всех органов власти (от мэрии до районных управ). Обязательными для размещения на правительственном сайте общего пользования являются городские законы и законопроекты, указы мэра, нормативные документы и т.п. Отдельную страничку в портале столичной мэрии планируется отвести информации о госслужбе и порядке поступления на работу в аппарат московского правительства. Здесь будет ежедневно обновляться перечень вакансий, и оговариваться требования к кандидатам.

Надо отметить, что многие компании стремятся использовать в своей деятельности сразу несколько моделей. Например, электронный магазин, размещающий на своем веб - сайте рекламу другой компании или предприятия, можно отнести к секторам В2В и В2С одновременно.

2.2. Безопасность электронной коммерции

 

Как уже говорилось, одной из основных проблем электронной коммерции на сегодняшний день остается проблема безопасности, т.е. сведение к минимуму рисков и защита информации.

Причинами нарушения нормального функционирования компании в сети Интернет могут быть: компьютерные вирусы; мошенничество, приводящее к финансовым убыткам; кража конфиденциальной информации; незаконное вмешательство в файлы с конфиденциальной информацией о потребителях и т.п.

Степень защиты веб - сайта электронной компании зависит от уровня секретности его информации и потребностей в ее соблюдении. Так, например, если на сайте вводятся номера кредитных карточек, то необходимо обеспечить наиболее высокую степень защиты веб - сервера.

Задачи соблюдения безопасности в электронной коммерции сводятся к аутентификации пользователей, соблюдению конфиденциальности и целостности информации: аутентификация — проверка подлинности пользователя; конфиденциальность — обеспечение сохранения частной информации, предоставленной пользователем; целостность информации — отсутствие искажений в передаваемой информации.

Угрозой нарушения целостности информации на веб - сервере могут выступать хакеры и вирусы.

Хакер проникает на слабо защищенные компьютеры и серверы и устанавливает специальные программы-невидимки, которые достаточно трудно обнаруживаются. Обычно такая программа-невидимка не наносит вреда веб - сайту, но создает большую перегруженность в сети. Хакер определяет цель своего нападения и активизирует заранее установленную программу, посылая команду через Интернет на несколько компьютеров. С этого начинается атака, которая приводит к перегруженности сети коммерческого предприятия.

Еще одним серьезным видом нарушения безопасности компьютеров и серверов в Интернете является вирус. Вирусы нарушают целостность системы и вводят в заблуждение средства защиты информации. Наилучшим средством защиты от вирусов является установка и периодическое обновление антивирусных программ, а также использование брандмауэров. Брандмауэр (firewall) — это фильтр, устанавливаемый между корпоративной сетью и сетью Интернет для защиты информации и файлов от несанкционированного доступа и для разрешения доступа только уполномоченным лицам. Таким образом, брандмауэр препятствует проникновению компьютерных вирусов и доступу хакеров в сеть предприятия и защищает ее от внешнего воздействия при подключении к Интернету.

При внедрении электронной коммерции одним из важнейших вопросов становится конфиденциальность информации. Информация, предоставляемая пользователем компании, должна быть надежно защищена. Одним из способов обеспечения безопасной и конфиденциальной передачи данных по компьютерным сетям является криптография, т.е. шифрование или кодирование данных таким образом, чтобы прочитать их могли только стороны, участвующие в конкретной операции.

При шифровании отправитель сообщения преобразует текст в набор символов, который невозможно прочитать без применения специального ключа, известного получателю. Ключ к шифру представляет собой последовательность символов, сохраненных на жестком диске компьютера или на дискете. Степень защищенности информации зависит от алгоритма шифрования и длины ключа, измеряемой в битах.

Существуют два вида алгоритмов шифрования:

•          симметричные, в которых один и тот же ключ, известный обеим сторонам, используется и для шифрования, и для дешифрования информации;

•          асимметричные, в которых используются два ключа, один — для шифрования, другой — для дешифрования. Один из таких ключей является закрытым (секретным), другой — открытым (общедоступным).

Одним из наиболее известных и перспективных способов аутентификации отправителя сообщений является электронная цифровая подпись (ЭЦП) — электронный эквивалент собственноручной подписи. Впервые ЭЦП была предложена в 1976 г. Уитфилдом Диффи из Станфордского университета. Федеральный закон Российской Федерации «Об электронной цифровой подписи» принят 10 января 2002 г. В законе сказано, что электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Процесс применения электронной цифровой подписи выглядит следующим образом:

1)             отправитель создает сообщение и шифрует его своим закрытым ключом, который в то же время является электронной цифровой подписью отправителя. При этом шифруется как сам текст сообщения, так и ЭЦП, присоединенная в конце документа;

2)             отправитель передает зашифрованное письмо и свой открытый ключ по каналам связи получателю;

3)             получатель дешифрует сообщение открытым ключом отправителя.

Совместно с ЭЦП обычно применяют одну из существующих хэш-функций. Хэш-функция формирует строку символов, называемую сводкой сообщения, в процессе обработки сообщения. Отправитель создает сводку сообщения, шифрует ее и также пересылает получателю. Получатель обрабатывает сообщение той же хэш-функцией и тоже получает сводку сообщения. Если обе сводки сообщения совпадают, то сообщение было получено без искажений.

Для подтверждения принадлежности открытого ключа какому-либо конкретному лицу или коммерческому предприятию служат цифровые сертификаты. Цифровой сертификат — документ, выдаваемый центром сертификации, для подтверждения подлинности конкретного лица или предприятия путем проверки его имени и открытого ключа. Для получения цифрового сертификата надо обратиться в центр сертификации и предоставить необходимые сведения. Каждый центр сертификации устанавливает свои цены и, как правило, выдает цифровой сертификат на год с возможностью продления после оплаты за следующий год.

Наиболее известными центрами сертификации являются ком­пании VeriSign (www.verisign.com) и Thawte (www.thawte.com).

Для решения вопросов безопасности в компаниях электронной коммерции используются протокол SSL и технология SET.

Протокол SSL (Secure Socket Layer— протокол защищенных сокетов) — основной протокол, используемый для защиты данных, передаваемых по сети Интернет. Этот протокол основан на комбинации алгоритмов асимметричного и симметричного шифрования. Он обеспечивает три основные функции: аутентификацию сервера, аутентификацию клиента и шифрованное соедине­ние по протоколу SSL.

Протокол SET (Secure Electronic Transaction — защищенные электронные операции) — протокол, используемый для трансакций между коммерческими банками и кредитными картами клиентов.

Технология SET была разработана компаниями MasterCard International, Visa International и Europay в 1996 г.


Глава 3. Электронная коммерция: вчера, сегодня и завтра

 

3.1. Рынок электронной коммерции: вчера, сегодня и завтра

 

Одним из "измерений", характеризующих многомерный мир электронной коммерции, является тип потребителя продукции. Требования, вытекающие из задачи обслуживания частных ("физических" - в отечественной терминологии) лиц, сильно отличаются от требований, возникающих при работе с корпоративными клиентами - фирмами и компаниями. Корпоративные клиенты - бизнес-партнеры - должны быть определены заблаговременно, расширение их круга - достаточно деликатный процесс. (Для обозначения формы электронной коммерции, ориентированной на корпоративных клиентов, в англоязычных источниках используется термин business-to-business, в отличие сектора business-to-consumer, ориентированного на работу с частными лицами). В то же время целесообразность увеличения числа частных клиентов не вызывает сомнений - чем больше, тем лучше (конечно, в разумных пределах). Так, электронный книжный магазин без каких-либо предварительных условий должен принимать заказы от любого, кто способен заплатить.

Информация о работе Электронная коммерция