Электронная коммерция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание

Современное общество находится на такой ступени развития, когда происходит быстрое распространение новых информационных технологий и изменение под влиянием этого процесса многих аспектов социально-экономической жизни. Мировая экономика приобретает все более виртуальный характер - виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи. Учитывая влияние Интернета на все аспекты экономической жизни, можно рассматривать его в качестве источника появления новой электронной экономики, отличающейся чрезвычайно быстрым ростом, созданием новых возможностей для производственной и деловой активности. Успешными субъектами этой новой экономики становятся компании, которые могут использовать информацию и управлять знаниями в любом аспекте бизнес-операций.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты электронной коммерции. 5
1.1. Понятие электронной коммерции. 5
1.2. Основные составляющие электронной коммерции. 6
1.3. Категории электронной коммерции. 8
1.4. Основные способы оплаты товаров и услуг. 11
1.5. Виды предпринимательской деятельности в сфере электронной коммерции. 16
1.6. Достоинства и недостатки электронной коммерции. 23
Глава 2. Проблемы электронной коммерции в России. 27
2.1. Проблемы использования систем электронной коммерции. 27
2.2. Перспективы развития электронной коммерции в России. 31
2.3. Статистические данные объемов сделок в сфере электронной коммерции. 34
Глава 3. Возможности и ограничения регулирования электронной коммерции государством. 38
Заключение. 46
Список литературы. 47

Работа состоит из  1 файл

курсовая по информатике.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание. 

 

    Введение.

 

         Современное общество находится на такой ступени развития, когда происходит быстрое распространение новых информационных технологий и изменение под влиянием этого процесса многих аспектов социально-экономической жизни. Мировая экономика приобретает все более виртуальный характер - виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи. Учитывая влияние Интернета на все аспекты экономической жизни, можно рассматривать его в качестве источника появления новой электронной экономики, отличающейся чрезвычайно быстрым ростом, созданием новых возможностей для производственной и деловой активности. Успешными субъектами этой новой экономики становятся компании, которые могут использовать информацию и управлять знаниями в любом аспекте бизнес-операций.

         Новая экономика, или экономика информационной эпохи, возникла как результат объединения отдельных людей, целых предприятий в одну информационную систему общемирового масштаба.

    Развитию сети Интернет и оценке её влияния на процессы в экономике в настоящее  время уделяется повышенное внимание не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом. Масштаб и скорость развития Интернета, а также его значительные возможности сделали его весьма привлекательным для бизнеса, что позволяет говорить о возникновении уникальной экономической среды. Компании инвестируют значительные средства в развитие и поддержку инфраструктуры своего бизнеса, совершенствуя так внутрикорпоративные информационные системы. Сеть Интернет как новая экономическая инфраструктура оказывает огромное воздействие на главные для любой компании процессы: инновации, производство, обмен и обслуживание потребителей. При этом меняются технологии ведения бизнеса, совершенствуются бизнес-процессы, формируется новая корпоративная культура.

         Сегодня, когда решающим фактором успеха бизнеса в условиях жесточайшей конкуренции стала способность предприятия совмещать индивидуальные предпочтения потребителей с эффективным производством, Интернету отводится особая роль. Способствуя переходу бизнеса на новую ступень развития, сеть Интернет позволяет не только обеспечить предприятия и организации максимальной потребительской аудиторией, но и донести до производителей предпочтения каждого из них.

      Постепенно Интернет превращается в один из инструментов ведения бизнеса. В настоящее время многие фирмы используют Интернет в качестве распределения и получения информации, также предлагают свою продукцию в рамках данного ресурса. Фирмы, использующие услуги Сети в коммерческих целях, обладают некоторыми преимуществами в отличие от фирм, которые избегают участия в Интернет-коммерции, а именно сокращают издержки компании.

         Учитывая  всеохватывающее использование Интернета, логичнее рассматривать новую экономику в качестве Интернет-экономики, где важную роль играет электронная коммерция. Поскольку электронная коммерция – составляющая электронного бизнеса, изучение теоретических основ и приобретение практических знаний в области электронной коммерции являются весьма актуальным и значимыми.

         Основная  часть данной работы состоит из трёх глав. Первая теоретическая, в которой  рассматривается понятие электронной коммерции, её основные составляющие, категории, основные способы оплаты товаров и услуг, виды предпринимательской деятельности в сфере электронной коммерции и достоинства и недостатки электронной  коммерции. Во второй главе повествуется о проблемах электронной коммерции и о перспективах её развития. Третья глава содержит правовые аспекты регулирования электронной коммерции.

    Основными задачами данной работы являются:

  1. Определить основные понятия, составляющие и категории электронной коммерции.
  2. Раскрыть проблемы использования систем электронной коммерции  её перспективы развития в России.
  3. Проанализировать статистические данные объемов сделок в сфере электронной коммерции.
  4. Рассмотреть возможности и ограничения регулирования электронной коммерции государством.
 

 

    Глава 1. Теоретические  аспекты электронной  коммерции.

    1.1. Понятие электронной  коммерции.

         Сам термин "Электронная Коммерция" возник практически сразу вслед  за появлением ЭВМ в 50-е, 60-е годы. Это была эпоха "Mainframe-based" приложений. Одними из первых таких приложений были программы для транспорта - заказ билетов, а также обмен данными между различными службами для подготовки рейсов.

         Электронная коммерция – это виртуальная  экономическая среда, в которой осуществляется электронный бизнес, электронные расчеты по средствам Интернет – банкинга и иная электронно-экономическая деятельность с использование интерактивных возможностей.

         Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор  и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.1 

    1.2. Основные составляющие электронной коммерции.

 

         Электронная коммерция, по сути, состоит из трёх тесно связанных компонентов: бизнес-субъектов (участников), процессов, и сетей (посредством которых связываются участники и обеспечиваются процессы). 

    Рис. 1. Составляющие электронной коммерции2 
     
     

     
     
     

    Рассмотрим  подробнее участников (субъектов) электронной  коммерции. Между кем происходит взаимодействие? На рис. 2 выделено три  класса таких субъектов.3

         Финансовые  институты - организации, оказывающие услуги, связанные с финансами, в первую очередь это банки, т.к. именно в них все остальные субъекты электронной коммерции имеют счета, по которым производится реальное движение средств, соглашение о котором тем или иным способом декларируется в одной из платежных схем для Интернет-коммерции.

         Бизнес-организации - любые организации, взаимодействующие  через Интернет. В более узком  смысле это организации, что-либо продающие  или приобретающие через Интернет, т.е. осуществляющие торговые операции.

         Клиенты - покупатели или потребители услуг. Раньше этого третьего класса не было в числе субъектов электронной коммерции. 

    1.3. Категории электронной коммерции.

 

    В электронной  коммерции принято выделять следующие  категории:

  • B2B (business-to-business) , бизнес-бизнес;
  • B2C (business -to-customer), бизнес-потребитель;
  • В2A (business-to-administrator), бизнес-администрация;
  • С2А (customer-to-administrator), потребитель-администрация;
  • С2С (customer-to-customer), потребитель-потребитель.

    Данная классификация  основана на трёх основных участниках рынка: потребителе, компании, администрации. Для того чтобы понять связи между перечисленными категориями электронной коммерции, необходимо рассмотреть треугольник товаров и финансов. 
     

     

         Рассмотрим все категории электронной коммерции. В2В (бизнес-бизнес) определятся как категория электронной коммерции, при которой участниками рынка являются две компании. Например, связи и отношения между дилерами и поставщиками, головными офисами компаний и их региональными представителями. В2С (бизнес-потребитель) регламентирует отношения между компаниями и потребителями, т.е. розничную электронную торговлю (Интернет-магазины).

         В2А (бизнес-администрация) регламентирует отношения между бизнесом и администрацией, вопросы лицензирования, разрешений на деловую активность предприятия, поставки оборудования, таможня.

           С2А (потребитель-администрация) регламентирует отношения между потребителями и государственными структурами в различных областях и сферах экономики.

           С2С (потребитель — потребитель) регламентирует отношения между двумя потребителями, например по обмену опытом совершения коммерческих сделок. Классическим примером организации виртуальной системы электронной коммерции категории С2С является Интернет-аукцион. Однако здесь стоит отметить следующее: даже при том, что коммерческие отношения возникают непосредственно между участниками торгов (продавец и покупатель), все это может быть только при поддержке организатора самого аукциона (компании), которая вправе удерживать за свои услуги определенный процент с проводимой сделки между участниками торгов.

         Представленная  схема показывает отношения между всеми пятью категориями электронной коммерции. Так, например, если потребитель желает совершить покупку через сеть Интернет, он находит подходящий для этого интернет-магазин, а в нем соответственно необходимый товар. Однако здесь будет полезен обмен опытом с теми пользователями, которые либо имеют подобный товар, либо прибегали к услугам данного интернет-магазина. При этом работает категория С2С, т.е. обмен опытом между потребителями. Когда потребитель, получивший советы от пользователей, решается приобрести товар у конкретного интернет-магазина, он вступает в категорию В2С, т.к. с одной стороны выступает компания (юридическое лицо), а с другой — потребитель (физическое лицо). Поступивший заказ от потребителя должен быть обработан интернет-магазином. Для этого интернет-магазин может связаться с компаниями, которые поставляют ему товар; здесь работает категория электронной коммерции В2В, т.е. связь между двумя и более компаниями. Если при получении товара потребитель остался неудовлетворен его содержанием, он вправе обратиться в различного рода инстанции по контролю проведения товарно-денежных отношений (например, защита прав потребителей); таким образом, начинает работать категория С2А. И, наконец, администрация может влиять на работу интернет-магазина путем наложения различных санкций, лицензирования, контроля денежных потоков; в таком случае работает категория В2А.

    Получается, что  все пять категорий электронной коммерции работают как единый механизм товарно-денежных отношений в сети Интернет. Однако в такой классификации можно выделить, по крайней мере, две основные категории электронной коммерции, которые приносят наибольшую прибыль по сравнению с остальными: это категории В2В и В2С. Стоит также отметить, что период безудержного роста систем электронной коммерции категории В2С уже пройден, и сегодня главным критерием успешного ведения бизнеса в сети Интернет является внедрение новых технологий, призванных сделать торговлю эффективнее и лучше, чем у конкурентов. Вообще, по данным агентства eMarketer, рост электронной коммерции в секторе В2С в мире с 1999 по 2003 год составил от 30 до 210 млрд. долларов. Помимо основных пяти категорий электронной коммерции, существуют также и другие категории, где вводится новый (возможно, наиболее значимый) участник рынка — правительство (government).

         Получается, что интернет-магазины, помимо того, что они являются конечными веб-сайтами для торговых систем, относятся к розничной форме ведения торговли — к сектору В2С (business-to-customer).4 

    1.4. Основные способы оплаты товаров и услуг.

 

         Оплатой товаров и услуг считается  процесс перечисления определенной денежной суммы в виде наличных денег  или соответствующих документов с помощью специально предусмотренных технологий.

         Существующие  в настоящее время разнообразные  механизмы оплаты различаются своими характеристиками. Уровень идентификации  сторон может быть различным: от полной анонимности при оплате наличными  до полной идентификации при оплате по кредитной карте. Возможности отслеживания трансакций также различны и зависят от применяемых методов оплаты. Большое количество различных механизмов оплаты объясняется разнообразием условий, в которых осуществляются товарно-денежные отношения. Каждый из этих механизмов действует на своем рынке, где является оптимальным  для данных условий

         Для проведения платежей могут использоваться как традиционные способы, так и  различные Интернет-системы, web-технологии, телебанкинг.

    Возможны способы оплаты, используемые в электронной коммерции, можно разделить на следующие сегменты:

  • Оплата наличным;
  • Оплат  кредитными картами;
  • Телебанкинг и платежи с использованием wap-технологий;
  • Оплата по системе Интернет-банкинга;
  • Оплата с использованием платежных систем Интернета.

      Оплата наличными предусматривает оплату наличными курьеру, оплату и получение ранее заказанного товара в магазине, наложенный платеж, телеграфный и платежный перевод, банковский перевод.

      Оплата  наличными курьеру – один из самых простых, надежных и удобных способов расчета. Оплата осуществляется в момент передачи товара курьером, и это является гарантией получения товаров покупателем и денег продавцом. В данный момент покупатель имеет возможность проверить качество товара, вернуть некачественный товар, получить консультацию курьера. Однако очень крупным недостатком  этой формы оплаты являются значительные затраты на курьерские службы, особенно при продаже за пределом города.

      Оплата  и получение ранее заказанного товара в магазине по надежности не отличается от простой покупки товара в магазине. Разместив заказ в интернет-магазине, покупатель указывает, в каком из реальных магазинов фирмы он хочет его получить. По истечении установленного срока покупатель оплачивает товар и получает покупку.

Информация о работе Электронная коммерция