Электронная коммерция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды "электронных торговцев" и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта - "виртуальный", почти не требующий материальных вложений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Место и функции электронной коммерции в современной рыночной экономике. 5
1.1. Электронная коммерция. 5
1.2. История электронной коммерции 6
1.3. Рынок электронной коммерции 7
1.4. Основные виды бизнеса в Интернете 12
1.5. Электронные платежные системы 15
Глава 2. Сферы деятельности электронной коммерции 22
2.1. Сектора электронной коммерции 22
2.2. Безопасность электронной коммерции 30
Глава 3. Электронная коммерция: вчера, сегодня и завтра 34
3.1. Рынок электронной коммерции: вчера, сегодня и завтра 34
Заключение 42
Список используемой литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 362.50 Кб (Скачать документ)

Все еще слабо развиты электронные платежные системы и логистика, отсутствуют эффективные системы доставки товарок покупателям.

Тем не менее, в России в настоящее время можно выделить не сколько тенденций, способствующих развитию российской аудитории Интернета и электронной коммерции:

• позитивная динамика развития сетевой и информационном инфраструктуры, укрупнение Интернет-провайдеров, создание региональных Интернет-провайдеров с широким спектром услуг;

• активизация бизнес-процессов, повышение покупательной способности населения и соответственно повышение спроси на интернет - услуги;

• российский Интернет получил государственную поддержку, принимаются и реализуются государственные и ведомствен­ные программы, направленные на повышение уровня интернетизации России.

В России принят ряд законов и концепций, способствующих развитию бизнеса через электронные компьютерные сети. Распространение и использование информации в РФ регулируется законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», а также Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г.

Закон «Об электронной цифровой подписи» был подписан Президентом 10 января 2002 г. Этот закон приравнял собственно ручную подпись на бумаге электронной цифровой подписи в электронном документе.

В январе 2002 г. постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия (2002—2010 годы)», заказчиками которой выступили семь министерств и ведомств. Главная роль в ее реализации отводится Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству РФ по связи и информатизации. Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения новых информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; расширение подготовки специалистов в области новых информационных технологий и квалифицированных пользователей.

С целью сокращения разрыва между Россией и развитыми странами в уровне распространения, производства и эффективности использования информационных продуктов и технологий принят и реализуется ряд основополагающих документов, разработаны соответствующие программы, среди которых «Концепция государственной информационной политики», «Концепция формирования информационного общества в России», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», приняты постановления о подключении к Интернету почтовых отделений и о компьютеризации сельских школ.

 

1.4. Основные виды бизнеса в Интернете

Компании электронной коммерции используют различные виды и формы бизнеса: электронные магазины, электронные витрины, электронные биржи, электронные аукционы, электронные торговые площадки, электронные рекламные или туристические агентства, электронные консультационные центры и т.п.

На сегодняшний день основу электронной коммерции составляет электронная торговля. Наиболее распространенным критерием для классификации компаний электронной коммерции является уровень технологий, применяющихся для организации торгового процесса. На практике системы для торговли редко бывают полностью автоматизированными, и по степени автоматизации такие системы можно классифицировать как веб - витрины и электронные магазины.

Электронная витрина. Электронная витрина — специализированный веб - сайт, на котором опубликована информация о предлагаемых товарах и услугах, но отсутствуют функции автоматического оформления покупки и механизмы приема электронных платежей. Обычно это достаточно простые и недорогие сайты, представляющие товары в виде стандартного каталога. Иногда они могут производить операции оформления заказа и выставления счета, но на этом этапе работа с заказом переходит к менеджеру по продажам.

Далее менеджер организовывает связь со складом, доставку товара покупателю и прием оплаты за покупку. Параллельно с операциями, относящимися непосредственно к продаже товаров, требуется тщательное изучение спроса, проведение рекламных мероприятий и т.д.

Таким образом, электронная витрина не требует разработки и установки на сервере какого-либо специального программного обеспечения, и это позволяет подготовить и запустить подобный проект за несколько дней. Однако такая система требует найма дополнительного квалифицированного персонала, а также не всегда удобна для покупателей.

Тем не менее, электронная витрина может стать оптимальным решением для компаний, торгующих товарами различных специализированных категорий, товаров, не покупаемых в Интернете, или для компаний, производящих свой товар на заказ под конкретные требования покупателя.

Электронный магазин. В отличие от электронных витрин полнофункциональные электронные магазины обычно оснащены специализированным программным обеспечением, полностью обслуживающим технологический процесс электронной торговли. Одним из самых известных электронных магазинов в мире является книжный магазин Amazon (www.amazon.com), а наиболее успешным примером электронного магазина в Рунете является магазин «Озон» (www.ozon.ru).

Электронный магазин осуществляет демонстрацию товара посетителю, формирование заказа, подсчет его полной стоимости и автоматически взаимодействует с базами данных, содержащими информацию о наличии товаров на складе. Также он принимает платежи от держателей банковских карт и пользователей электронных платежных систем, т.е. выполняет полное сопровождение сделки от выбора товара до контроля за получением оплаты.

Программное обеспечение электронного магазина обычно позволяет организовать ряд вспомогательных функций, таких, как поиск по категориям товаров, получение дополнительной информации о товаре, техническая поддержка пользователей и т.д.

Большинство современных программных пакетов, предназначенных для создания электронного магазина, позволяют выполнить полный комплекс функций магазина — от идентификации и авторизации пользователя до подготовки бухгалтерской документации; они имеют механизмы взаимодействия с бухгалтерскими приложениями, что заметно облегчает процесс учета продаж и подготовки налоговой отчетности.

Среди таких программных пакетов можно назвать Microsoft Merchant Server, Netscape Commerce Xpert, Oracle Internet Commerce Server и др. Из российских систем можно отметить 1С: Аркадия Интернет-магазин, Money Methods и др.

Помимо программного обеспечения настоящий электронный магазин должен иметь внутреннюю инфраструктуру, скрытую от глаз покупателя. В такую инфраструктуру могут входить служба доставки товаров, склад и отдел снабжения, технический отдел, осуществляющий круглосуточную поддержку веб - сайта и программного обеспечения, собственная бухгалтерия и отдел рекламы.

Таким образом, электронный магазин — это достаточно большое предприятие с разветвленной внутренней структурой, полностью ориентированное на получение прибыли за счет прямых продаж какой-либо продукции пользователям Интернета.

В последнее время сильно возросла популярность сервисных служб, предоставляющих всем заинтересованным организациям готовые электронные магазины в аренду. В большинстве случаев владельцам магазина достаточно лишь загрузить на сервер прайс-листы, описание предлагаемых товаров, а также дополнительные иллюстрированные и текстовые материалы, после чего они могут принимать поступающие заказы. Безусловно, количество предлагаемых арендаторам сервисных возможностей зависит от стоимости аренды электронного магазина (в среднем 150—300 долл. в месяц), используемого на сервере программного и аппаратного обеспечения и других характеристик технической площадки.

Электронный аукцион. Электронные аукционы — это специализированные серверы, предоставляющие своим посетителям возможность осуществлять торги в режиме реального времени при помощи сети Интернет. Одним из наиболее популярных аукционов в мире является аукцион Ebay (www.ebay.com), а в российском сегменте Интернета — «Молоток» (www.molotok.ru).

Для того чтобы стать участником такого аукциона, достаточно зарегистрироваться в базе данных сервера аукциона, после чего можно выставлять что-либо на торги. При открытии лота для него устанавливается стартовая цена и продолжительность торгов (обычно она составляет временной интервал в 3, 5, 7, 10, 15, 20 или 30 дней). После этого покупатели повышают минимальную ставку с целью перебить цену конкурентов. Как только истечет срок продолжительности торгов, сервер автоматически направит продавцу и покупателю, назначившему самую высокую цену, координаты друг друга, после чего они решают вопросы обмена товара на деньги самостоятельно. Участники торгов могут обменяться впечатлениями и обсудить уже состоявшиеся сделки на специализированных форумах аукциона.

В электронной коммерции, также как и в традиционной, используются такие типы аукционов, как стандартный, обратный, немецкий и т.д.

Коммерческая выгода организаторов электронного аукциона чаще всего заключается в продаже рекламной площади на страницах сайта, поскольку посещаемость таких ресурсов весьма высока. Как правило, помимо аукциона подобные серверы предоставляют своим клиентам целый ряд дополнительных услуг, например службы новостей или доступ к электронной почте, что заметно увеличивает приток посетителей и, соответственно, прибыль от рекламы.

 

1.5. Электронные платежные системы.

Платежная система в Интернете — это система проведения расчетов между компанией и пользователем сети Интернет в процессе покупки/продажи товаров и услуг через Интернет.

В электронной коммерции выделяют следующие основные механизмы оплаты товаров и услуг:

• оплата пластиковой картой, т.е. перевод денег с банковского счета покупателя на счет продавца;

• дебетовые схемы (некарточные платежные системы);

• электронные деньги;

• традиционные методы оплаты, например оплата наличными или почтовым переводом.

Каждый из этих механизмов оплаты может быть реализован несколькими методами.

Оплата пластиковой картой. На сегодняшний день пластиковые карты являются распространенным средством оплаты. Такая схема оплаты похожа на обычную покупку в магазине: клиент покупает товар или услугу и передает продавцу для оплаты номер своей кредитной карты, деньги с которой снимаются и поступают на счет продавца.

Компания может организовать прием платежей с пластиковых карт с помощью различных механизмов:

1)             через собственный счет продавца (Merchant Account);

2)             через платежного посредника;

3)             через платежных посредников для работы с физическими лицами (платежи Person-to-Person).

Прежде чем компания-продавец получит возможность принимать на своем сайте пластиковые карточки, она должна открыть в банке специальный счет, называемый счетом продавца. Счет продавца — это транзитный счет в банке, куда поступают деньги, полученные продавцом с пластиковых карт покупателей. Затем деньги переводятся на текущий (расчетный) счет продавца. Без такого счета прием платежей пластиковыми карточками невозможен.

Открыть собственный счет продавца достаточно сложно. Это доступно только юридическим лицам. Банки с подозрением относятся к тем, кто принимает платежи через Интернет, они очень тщательно проверяют претендентов на получение такого счета, так как это связано с большими рисками для самого банка; следовательно, небольшим компаниям получить такой счет самостоятельно практически невозможно. В связи с этим растет количество фирм, как российских, так и иностранных, которые берут на себя открытие нерезидентам США счет продавца в американских банках. Такие компании-посредники называют MAP (Merchant Account Provider). Цена их услуг составляет чаще всего 500— 1000 долл.

Подробная информация об этих компаниях, их услугах и ценах представлена на веб – сайтах. Адреса некоторых компаний-посредников: www.apelles.org, www.valis.org, www.offshore.com, www.kemford.ru. Большинство таких компаний не только помогают получить счет продавца, но также занимаются регистрацией предприятия за границей, открытием счетов в банках.

Механизм приема оплаты через специального платежного посредника более удобен, так как компании-продавцу не нужно думать об авторизации пластиковых карт, осуществлять собственноручно трансакции, решать проблемы налогообложения (налоги платит только платежный посредник, но не продавец, пользующийся его услугами) и т.д. Всем этим занимается посредник. Недостаток этого варианта — более высокий процент за обслуживание.

Платежные посредники в электронной торговле — это фирмы, которые уже имеют собственный счет продавца и за определенную плату предоставляют другим фирмам возможность проводить свои платежи через него и забирать потом полученные деньги. Регистрация в таких системах, как правило, стоит от 50 до 200 долл. (некоторые посредники не взимают ни платы за регистрацию, ни абонентской платы, а только определенный процент за каждую трансакцию). Обычно такие компании принимают все часто используемые типы карточек: Visa, Euro Card/Master Card, American Express, Discovery, Dinners Card, Union Card, эмитированные любыми российскими и зарубежными банками.

В общих чертах процедура оплаты товаров в Интернете через специального посредника происходит следующим образом.

Покупатель подключается к веб – серверу магазина, формирует корзину товаров. Магазин размещает на своих веб - страницах специальные кнопки, например с надписью «Оплатить»; после принятия решения о покупке пользователь нажимает на эту кнопку и перемещается на сервер посредника, на страницу магазина, специально созданную там посредником.

Покупатель выбирает тип карты, с помощью которой будет произведена оплата, вводит ее реквизиты и заполняет специальную форму, а после нажатия кнопки о подтверждении оплаты автоматически возвращается на сайт магазина.

Платежный посредник производит авторизацию карты: проверяет, не истек ли срок годности карты и достаточно ли денег на счете. Если авторизация прошла успешно, деньги покупателя перечисляются на торговый счет посредника, а посредник, получив деньги, переводит их на банковский счет магазина, и магазин отпускает товар. Обычно эта процедура занимает несколько минут.

Разные посредники устанавливают разные ограничения на то, что можно продавать с их помощью. Большинство из них готовы работать только с материальными товарами, так как риск обмана в этом случае меньше, чем при продаже нематериальных товаров, таких, как программное обеспечение или консультационные услуги, пересылаемые по электронной почте или полученные с веб - сайта продавца.

Информация о работе Электронная коммерция