Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.
Предмет исследования: формирование межличностных взаимоотношений первоклассников в процессе адаптации.
Цель исследования – выявить и исследовать влияние межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений …………………...6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации первоклассников…………………………6
1.2. Особенности формирования межличностных взаимоотношений первоклассников…………………………... 11
1.3. Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию …………15
Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию……………….. 21
2.1. Изучение психодиагностических методик адаптации первоклассников …………………… 21
2.2. Анализ процесса адаптации первоклассников на современном этапе ………………………….. 26
2.3. Проектирование комплекса мероприятий по формированию межличностных взаимоотношений первоклассников для успешной адаптации……………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы………………………………………………………… 37
Приложения…………………………………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Оборудование: глина, каштаны, шишки, бусинки, макароны, перья, камушки, ракушки, мелкие палочки, картины с изображениям леса, доска, слайды.

Описание  занятия:

  1. Подготовительный этап.

Детям заранее дается задание принести из дома материал для поделок: глину, каштаны, шишки, бусинки, макароны, перья, камушки, ракушки, мелкие палочки.

  1. Озвучивание темы урока. Показ слайдов с изображениями леса и лесных полянок в разные времена года. Вывешивание наглядных картин на доску.
  2. Далее предлагается детям разделиться на команды; ознакомиться с имеющимся материалом; выбрать необходимые материалы  и создать общую поделку на тему «Лесная полянка».
  3. Итог урока: после того, как поделки будут готовы, их нужно выставить на общий стол и рассмотреть у кого, что получилось. Выбрать самую лучшую и интересную поделку.
  4. Рефлексия занятия: «Чем мы сегодня занимались, чему научились»

     Урок  физической культуры «Подвижные игры»

Цель: Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

Оборудование: мяч

Описание  занятия:

Занятие состоит  из трех игр :

  1. Игра «В мяч».
  2. Игра «Тропинка».
  3. Игра «Что изменилось?»

Учащимся объясняются  цели занятий, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе.

Игра «Мяч». Передавать мяч по кругу, называя свое имя, глядя в глаза соседа. На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего.

Игра  «Тропинка». Все встают в затылок за ведущим, участники игры идут «змейкой» по воображаемой тропинке в затылок друг другу, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые в ходе игры называет учитель.

Игра «Что изменилось?». Дети замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Нужно найти пять изменений.

     Внеклассное занятие «Знатоки Русского языка»

Цель: закреплять, расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, литературному чтению, расширять кругозор, побуждать к познанию нового, воспитывать любовь к родному языку, развивать мышление, память, воображение; стимулирование работы в командах, установление межличностных отношений.

    Оборудование: 

Таблички в  виде облачков «Сказки», «Загадки», «Слова», «Пословицы», «Существенное», «Прочитай-ка», «Действия», «Предложение», «Ребусы»; предметные картинки – ворона-Каркуша, кораблик; карточки с заданиями по указанным темам; жетоны красного, жёлтого или синего цветов, таблички с названием команд: «Жёлтые», «Синие», «Красные»; медали «Знатоку русского языка».

     Описание  занятия:

  1. Дети распределяются на команды “Жёлтые”, “Синие”, “Красные” путём жеребьёвки. В каждой команде выбирается спикер.
  2. Игровая ситуация: команды детей отправляются в путешествие на остров АБВГДйку. Их встречает ворона - Каркуша и, перелетая с одного облачка на другое, предлагает выполнить задание. Путь движения с облачка на облачко показывает стрелка.
  3. Каждое облачко содержит по три задания.
  4. Задание каждой команде определяет цвет карточки, на котором оно записано.
  5. После озвучивание заданий ведущим, члены команды совещаются. Спикер каждой команды оглашает общее решение.

Оценивание. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

     Таким образом, данный комплекс мероприятий  способствует повышению уровня коммуникабельности детей, уровня групповой сплочённости, уровня эмпатии детей, снижению уровня тревожности у первоклассников. Стимулирует работу в командах,  способствует развитию межличностных отношений первоклассников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Целью работы было выявление и исследование влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.

     Были  решены следующие задачи:

  1. Проведен теоретический анализ литературы по  проблеме межличностных взаимоотношений и адаптации первоклассников.
  2. Установлены критерии, уровень и характер межличностных взаимоотношений в первом классе и выявили особенности их влияния на протекание адаптационного периода.
  3. Подобраны методики по улучшению межличностных взаимоотношений первоклассников.   

     Аналитический обзор психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме формирования межличностных взаимоотношений  первоклассников как средства их успешной  школьной адаптации и проведённая исследовательская работа подтвердили исходную гипотезу и позволили сделать следующие выводы:    

  1. Адаптация к школе —  процесс перестройки познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.  Незрелость какой-либо из указанных сфер является одной из причин, которая может привести к той или иной форме дезадаптации.
  2. Среди условий, обеспечивающих успешность адаптации первоклассников, существенную роль играет сформированность у ребенка умений принимать на себя не свойственные ему ранее социальные роли, его способность вступать во взаимодействие и сотрудничать.
  3. Первоклассники вступают в достаточно сложные межличностные взаимоотношения между собой, которые зависят от многих факторов: от индивидуальных особенностей ребенка, от его готовности к обучению в школе, от особенностей детско-родительских отношений, успешности в учебе, взаимной симпатии, общности интересов, внешних жизненных обстоятельств, пола, статусной позиции в группе.

   Было  установлено, что трудности адаптации  проявляются в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы

Проведённое исследование показало, что на адаптацию первоклассников влияют межличностных взаимоотношения.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Битянова, Р.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008 –  368с.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: учебник для вузов.— М.: ВЛАДОС, 2007. – 565с.
  3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов/ Л.С. Выготский, – СПб.: Питер, 2000 – 307 с.
  4. Колесов, Д.В. Адаптация организма подростков к учебным нагрузкам  [Текст]: учебное пособие/ Д.В. Колесов. – М.:2001 –176с.
  5. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса [Текст]: учебник для вузов/ Я.Л. Коломинский. – Минск: ФУАинформ ,2003 – 312с.
  6. Костина, Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности [Текст]: Вопросы психологии – М.: ВЛАДОС, 2007. – 432с.
  7. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст]: учебник для вузов/ Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2002– 152 с.
  8. Кумарина, Г.В. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения [Текст]: учебное пособие/ Г.В. Кумарина. – 2002 – 119с.
  9. Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников [Текст]: учебник для вузов/ Н.В. Литвиненко. – М.: Вестник, 2006 – 278с.
  10. Максимова, М.В.Психологические условия школьной адаптации, 1–3 классы [Текст]: дис. …кан. психол. наук / Максимова Мария Владимировна. -  Москва. 2000.- 207с.
  11. Маликова, И.В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству[ Текст]: дис. …кан. психол. наук/ Маликова Ирина Васильевна. - Самара 2005– 223 с.
  12. Налчаджан, А. А. Социально-психическая адаптация личности [Текст]: учебник для вузов/ А.А. Налчаджан. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 345с.
  13. Оботурова, И.А. Межличностные отношения младших школьников [ Текст]:  учебное пособие к спецкурсу/ И.А.Оботурова, – Сыктывкар, 2004– 113 с.
  14. Пикфорд, Л.А. Отношение к школе первоклассников с различной степенью психологической готовности к школьному обучению [ Текст]: учебник для вузов/ Л.А. Пикфорд, М.: НАУКА, 2006 – 178с.
  15. Рабочая книга школьного психолога [ Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2005. — 303 с.
  16. Реан, А. А. Психология адаптации личности [ Текст]: учебно-научное издание / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с.
  17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [ Текст]: учебник для вузов/ С.Л. Рубинштейн.– СПб.: Питер, 2002–542с.
  18. Социальная психология: Хрестоматия [ Текст]: учебное пособие для студентов вузов/ под ред. Е. П. Белинской О. А. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
  19.   Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [ Текст]: избранные психологические труды /Д,Б.Эльконин. – М.: Педагогика, 2001– 560 с.
  20. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики [ Текст]: учебник для вузов/ М.С. Яницкий. —Кемерово: 2009 – 268с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Стимулы для Бендер-теста

 
 

 

 
 
 

 
 

Примеры оценки и интерпретации протоколов Гештальт-теста Бендер

 
испытуемый  1., 7 лет
 
 

Результаты  балльной оценки выполнения теста Бендер

(«ОТ» — общие тенденции)

Можно отметить значимое превышение возрастных норм. В числе недостатков:

Фигура А 1 2 3 4 5 6 7 8 "ОТ" Сумма
Оценка 0 2 1 2 0 0 2 2 0 0 9
 
 
 

Фигура 1 — паттерн  несколько отклоняется от горизонтальной линии — 2 балла;

недостаточно  четко воспроизведен наклон колонок Фигуры 2, но каждая колонка все же наклонена в правильном направлении (девочка перевернула карточку вверх ногами,

поэтому наклон колонок слева вниз не принимается  за ошибку); не одинаковы расстояния между элементами — 1 балл;

Фигура 3 — воспроизведены только два угла, последняя серия точек образует дугу — 2 балла;

синусоиды Фигуры 6 пересекаются под прямым углом  — 2 балла;

не вполне правильно  воспроизведено пересечение элементов  Фигуры 7 — 2 балла.

Испытуемый  2, 7 лет

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты  балльной оценки выполнения теста Бендер

(«ОТ» —общие  тенденции) 

Фигура А 1 2 3 4 5 6 7 8 "ОТ" Сумма
Оценка 7 6 5 10 7 6 4 10 10 9 74

Отмечается значимое отставание от возрастных норм. Выполнение на уровне ребенка 5-летнего возраста. Нетипичная последовательность расположения копируемых фигур. Снижение качества копирования по мере выполнения задания. Неправильное воспроизведение размеров фигур (в большинстве случаев значимое увеличение). Встречаются почти все возможные типы ошибок и искажений: неверное воспроизведение взаимного расположения и количества элементов фигур, а также их размеров, формы и ориентации.

Испытуемый  3, 7 лет  

Результаты  балльной оценки («ОТ» — общие тенденции) 

Фигура А 1 2 3 4 5 6 7 8 "ОТ" Сумма
Оценка 2 2 5 7 7 9 2 12 2 5 48

Результат в  пределах возрастной нормы, но ниже среднего. Отмечаются довольно слабые (без нажима) линии рисунка; многократные исправления; тенденция к преуменьшению размеров фигур. Изменение ориентации листа в процессе копирования. Неправильно воспроизведена структура фигур, составленных из множества мелких элементов. Неправильно воспроизведено пересечение  элементов  Фигуры   7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений