Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.
Предмет исследования: формирование межличностных взаимоотношений первоклассников в процессе адаптации.
Цель исследования – выявить и исследовать влияние межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений …………………...6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации первоклассников…………………………6
1.2. Особенности формирования межличностных взаимоотношений первоклассников…………………………... 11
1.3. Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию …………15
Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию……………….. 21
2.1. Изучение психодиагностических методик адаптации первоклассников …………………… 21
2.2. Анализ процесса адаптации первоклассников на современном этапе ………………………….. 26
2.3. Проектирование комплекса мероприятий по формированию межличностных взаимоотношений первоклассников для успешной адаптации……………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы………………………………………………………… 37
Приложения…………………………………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

     Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебной  деятельности. Оценка учителя принимается как характеристика личности. Поэтому для младших школьников типично позитивное отношение к хорошо успевающим детям.

     Таким образом, было установлено, что межличностные взаимоотношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Было определено, что межличностные отношения складываются в коллективе и проходят три этапа формирования: организационный этап, этап формирования, этап развития. Было отмечено, что на этап формирования влияют два типа межличностных отношений: деловые и эмоциональные, которые строятся на симпатиях и антипатиях, т.е. на критериях выбора. Поэтому были выделены критерии эмоционального содержания межличностных отношений и выяснено, что они бывают конъюнктивные – положительные, позитивные; индифферентные – нейтральные; дизъюнктивные – отрицательные, разделяющие. Все эти факторы влияют на межличностные взаимоотношения первоклассников со сверстниками, они не только  стимулируют их учебу, но  и помогают адаптации детей в новых условиях школьного обучения. 

1.3 Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников   на их адаптацию 

     Для первоклассников понятия «школа», «школьная жизнь» связаны с довольно узким кругом явлений: учитель, одноклассники, класс. Перед ребенком в школе ставится ряд задач, с которыми он до сих пор не сталкивался. Школьнику необходимо приспособиться к нескольким сферам жизнедеятельности: овладение навыками учебной деятельности, приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения.

       Поэтому среди условий, играющих особую роль в благополучном или неблагополучном течении процесса адаптации, психологи отмечают следующие: характер взаимоотношений ученика и учителя; способность ребенка проявлять индивидуальность; желание и умение сотрудничать, особенности межличностных взаимоотношений первоклассников.

     Адаптация первоклассника на основе межличностных отношений опирается на три компонента:

     1. Отношение к взрослому. В сфере общения ребенка со взрослым важнейшими изменениями, характеризующими успешную адаптацию, является развитие произвольности. Специфическими чертами этого вида общения является подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам, опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, что задает ее контекст, понимание позиции взрослого.

     2. Отношение к сверстнику. Развитие определенного уровня общения со сверстниками имеет для ребенка не менее важное значение для дальнейшего учения. Во-первых, определенный уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет ему адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Во-вторых, общение со сверстниками тесным образом связано с развитием учебных действий.

     3. Отношение к самому себе. Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Завышенная самооценка, свойственная дошкольникам, преобразуется за счет развития способности «видеть» других, умение переходить с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации.

     Новая социальная ситуация и новые правила  поведения приводят к тому, что  в первый год обучения повышается уровень конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает адаптации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу [11, с.227].

     Развитие  межличностных взаимоотношений со сверстниками имеет для ребенка важное значение для дальнейшего учения:

       Во-первых, определенный уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет ему адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности.

     Во-вторых, общение со сверстниками тесным образом связано с развитием учебных действий.

     Результаты  психолого-педагогических исследований и опыта работы массовой школы  говорят о том, что одной из серьезных проблем современной начальной школы является увеличение доли детей, которые находятся в ситуации дезадаптации в межличностных взаимоотношений с одноклассниками.

     Большинство ребят приходят в школу с несформированными  навыками общения, взаимодействия, сотрудничества. Вот данные исследования,  проведённого Н.А Шкуричевой:

  • только 37% детей, поступивших в школу, готовы к продуктивному сотрудничеству со сверстниками.
  • 93% педагогов указывают на проблемы общения учащихся: дети не умеют договариваться, слушать друг друга, уступать.
  • выявлено неумение младших школьников презентовать себя окружающим, рассказывать о себе, о своих интересах, выражать свои чувства, отношение к окружающим.

     В настоящее время школьные классы в основном состоят из 20–25 учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповое обучение создает дополнительные трудности:

  • сложно сосредоточивать внимание,
  • отстаивать свою точку зрения,
  • чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то,
  • говорить перед большим количеством людей.

     Ребенку необходимо обладать достаточно гибкими  способами установления взаимоотношений  с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать  совместно с другими. От этого  будет зависеть, насколько быстро он адаптируется к новым для себя условиям.

     Следует также подчеркнуть, что для многих современных детей только при  поступлении в школу возникает  возможность активного взаимодействия со сверстниками. Обычно трудности  в общении со сверстниками возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье. Если у таких малышей не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для ребенка часто становится стрессом изменение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения ему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать его в качестве лидера, не собираются уступать ему.

     На успешность адаптационного процесса у первоклассников влияет особенности статусного положения ученика в школьном коллективе (классе) влияют. В ряде отечественных и зарубежных исследований подчеркивается, что неблагоприятное положение в коллективе товарищей, в личных взаимоотношениях между учащимися приводит к возникновению устойчивых отрицательных переживаний, понижению самочувствия, к исчезновению уверенности к себе, что влияет не только на  успеваемость ученика, но и в целом на адаптацию.

      Причинами трудностей в межличностных взаимоотношениях первоклассников в адаптационный период являются:

  • неготовность к взаимодействию со сверстниками;
  • неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в  группе;
  • проблемы взаимоотношений с учителем;
  • плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности;
  • особенности статусного положения ученика в школьном коллективе;
  • индивидуально-психологические особенности детей;
  • достаточно высокий уровень детской школьной тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе.

      Все эти причины указывают на то, что  межличностные взаимоотношения  первоклассников имеют огромное значение для успешной адаптации. Это влияние можно рассмотреть в таблице № 1.1.

Таблица 1.1 Влияние проявлений межличностных взаимоотношений на адаптацию

№п/п Название Межличностные взаимоотношения Уровни  адаптации
1 Конъюнктивные Позитивные, сближающие.

проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности.

Высокий уровень - первоклассник положительно относится  к школе; учебный материал усваивает быстро и легко;  занимает в классе благоприятное статусное положение; положительное отношение к школе, имеет развитые коммуникативные навыки; проявляет самостоятельность в общественных поручениях.
2 Индифферентные Нейтральные - предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие.. Средний уровень - первоклассник хорошо относится к школе, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, поручения взрослого выполняет, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; дружит со многими одноклассниками.
3 Дизъюнктивные Негативные, разделяющие - выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. Низкий уровень  - показатель «школьной дезадаптации». Первоклассник индифферентно относится к школе; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

     Таким образом, было установлено влияние межличностных взаимоотношений на адаптацию: при позитивных межличностных отношениях формируется высокий уровень адаптации; при нейтральных – средний, при негативных – низкий уровень адаптации. Причинами трудностей в межличностных взаимоотношениях первоклассников в адаптационный период являются: неготовность к взаимодействию со сверстниками; неумение совместно действовать, неготовность сотрудничать в  группе; проблемы взаимоотношений с учителем; плохое знание детьми друг друга: многие учащиеся не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности; особенности статусного положения ученика в школьном коллективе; индивидуально-психологические особенности детей;  достаточно высокий уровень детской школьной тревожности, характерный для первых недель учебы в новом коллективе.

       Таким образом, в первой главе было установлено, что адаптация первоклассников сложный процесс, на который влияют многие факторы. Одним наиболее значимым являются межличностные взаимоотношения первоклассников. Они не только  стимулируют их учебу, но  и помогают адаптации детей в условиях школьного обучения. Насколько быстро и легко пройдет процесс адаптации у первоклассника, настолько легко ему будет в дальнейшей учебе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию 

    1. Изучение  психодиагностических методик 

    адаптации первоклассников 

       Анализ психолого-педагогической литературы выявили противоречие между уровнем сформированности у первоклассников умений взаимодействовать в условиях учебной деятельности, как важнейшего показателя благополучной адаптации, и недостаточным вниманием к развитию этих умений в процессе обучения в 1 классе. Приходится констатировать, что в рамках различных проектов и программ, которые осуществляются и в России, и за рубежом в логике диагностики особенностей адаптации детей к школе социальная составляющая в лучшем случае минимизирована, а чаще всего попросту отсутствует.

     Изучение  особенностей адаптации к новым  социальным условиям у детей 6 – 7 лет проводится по традиционно-познавательным критериям в начале учебного года. Успешность адаптации оценивается по следующим критериям:

     1. степень сформированности зрительно-моторной координации;

     2. уровень и особенности интеллектуального  развития ребенка;

     3. скорость переработки информации;

     4. внимательность;

     5. школьная тревожность.

     Выявление данных критериев позволило изучить  существующие психодиагностические методики, позволяющие определить адаптацию первоклассников. В исследовании были использованы следующие методики :

  • Гештальт-тест Бендер.
  • Тест Тулуз – Пьерона.
  • Тест тревожности  Прихожан.

Информация о работе Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений