Адаптация ребенка в МДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:06, реферат

Описание

Адаптация – период привыкания ребенка к новым условиям жизни.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

Адаптация ребенка в МДОУ

Адаптация – период привыкания ребенка к новым условиям жизни. 
     Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно, т.е. нет точек соприкосновения с близкими. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др. – то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка). Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Процесс привыкания к ДОУ отягощается физиологическими и психологическими изменениями, которые являются одной из причин негативного отношения вновь поступивших детей к ДОУ. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, у него наступает состояние страха, возникает психическая напряженность, что приводит к эмоциональному стрессу и даже к заболеванию. 
     Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди, незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами: он горько плачет, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Ребенка пугают попытки воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько возбужден, что возвратясь домой, не в состоянии успокоиться, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй и третий день. Хрупкий организм не выдерживает нервных перегрузок, ребенок может заболеть.  
     У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния, а именно:  
особенности адаптационного периода 
- изменяется эмоциональное состояние: появляется напряженность, беспокойство или заторможенность (ребенок много плачет, иногда стремиться к эмоциональному контакту со взрослым, но, в большинстве случаев, раздраженно сторониться их и сверстников; 
- часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды); 
- проявляются более глубокие функциональные расстройства: повышается температура тела, изменяется характер стула (первые признаки расстройства желудка), может появиться сыпь на коже. Ребенка из ДОУ не выводить! 
- наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (дома просится на горшок - в саду этого не делает, дома есть самостоятельно – в детском саду отказывается); 
- снижается интерес к предметному миру, игрушкам, ко всему окружающему; 
- падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом; 
- ребенок подвергается риску инфекционных заболеваний из-за контакта с другими детьми. В период адаптации ослабевают энергетические силы, нарушается сопротивляемость организма, ребенок быстро заболевает. Дети обычно заболевают тем, к чему были склонны ранее (если ранее болел гриппом, ОРВИ, то заболевает пневмонией, если жаловался на уши, заболевает отитом. То есть заболевания приобретают более сложные формы). 
    Известно, что наиболее сложно адаптация проходит у детей 2-ого года жизни. Все негативные проявления в этом возрасте выражены в этом возрасте более ярко, чем у детей, пришедших в детский сад после 2-х лет. Период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На 2-ой год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. 
- затормаживается двигательная активность детей: ребенок перестает ходить (на 2-ом году жизни), боится ходить по группе, идти в туалетную комнату, т.е. психические и физиологические процессы опускаются на более низкую ступень 
    Степени и сроки адаптации 
1 степень – легкая адаптация (напряженная), когда у ребенка нарушается аппетит (ест выборочные блюда), легкое нарушение сна, проявляются временные отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, неохотно играет с детьми, с игрушками не играет, хотя на них и смотрит).  
Срок удовлетворительный – от 10 дней до 2-х недель. 
2 степень – адаптация средней тяжести, когда происходят вегетативные изменения в организме: повышение температуры тела, сыпь на коже. Ослабление стула. Эмоциональное состояние нормализуется медленно, на протяжении 1-ого месяца. После поступления в ДОУ ребенок, как правило, болеет  (обычно ОРЗ или ОРВИ, 7-10 дней без осложнений). 
Срок адаптации средней тяжести – 1 месяц. 
3 степень – адаптация нежелательная, самая тяжелая, она переходит в паталогическую.  
Очень длительная по срокам – от 1 до 6 месяцев. 
     В период адаптации 3 степени ребенок  
1) либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями,  
2) либо проявляет стойкие нарушения поведения: бурная отрицательная реакция (не расстается со своими любимыми игрушками, принесенными из дома, старается уйти, спрятаться, сидит в приемной, постоянно зовет маму, спит сидя). Таким образом, негативное отношение ко всей группе сменяется очень вялым безразличным состоянием. Такие дети нуждаются в консультации врача и психолога. 
Задача педагогов – удержать вновь поступившего ребенка на 1-ой (легкой) степени адаптации. 
Необходимо помнить, что у всех детей стиль (реакция) отношения к периоду адаптации одинаковый – это изменение состояния настроения, сна, аппетита. У ребенка пропадает аппетит (нельзя кормить насильно в это время, близкое приближение чужого лица со словами ешь, ешь» вызывает страх и протест, особенно, если ребенок испытывает болевые ощущения, вызывается анарекция – рвотные позывы на вид пищи, посуды, установку на кормление). Кора головного мозга не выдерживает напряжения, ребенок может заснуть на 5-10 минут после длительного плача, засыпает где угодно, просыпаясь, снова громко плачет.  
    В первую очередь у детей нормализуется аппетит, во вторую – сон, затем нормализуется поведение. Нормализация идет по схеме: 
аппетит – сон – поведение 
     Процесс приспособления, т.е. адаптация к новым условиям жизни, в первые дни пребывания в детском учреждении, не всегда и не у всех проходит быстро и легко. Исследования К.Л. Печора показали, что только 18,2% детей готовы к посещению ДОУ, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. Это связано с тем, что существует ряд причин, которые влияют на характер адаптации детей.

Факторы, влияющие на характер адаптации детей к ДОУ   

 1. Возраст ребенка. Легче всего адаптируются к ДОУ дети в возрасте до 5-6 месяцев. Они сравнительно легко привыкают к новым условиям, так как у них нет еще устойчивых стереотипов поведения. В этот период ребенок имеет установившийся режим дня. Главное, чтобы режим ДОУ и режим в семье совпадали. Здесь адаптация 1 степени. 
Дети в возрасте от 5-6 месяцев и тем более в возрасте  от 9-10 месяцев до 1года 8-9 месяцев труднее всего приспосабливаются к новым условиям жизни, так. Как уже к 5-6 месяцам у детей формируется ряд сравнительно устойчивых привычек не только на режим, но и на способы вскармливания, укладывания, высаживания на горшок и т.д. В этом возрасте дети обычно тяжело реагируют на изменение приемов проведения кормления, укладывания спать, на разрушение таких привычек, как сосание пустышки. 
     В возрасте от 9-10 месяцев до 1 года 8-9 месяцев у детей как правила аффективная привязанность к взрослым (он может сердиться, плакать при виде чужих взрослых, признает или маму или бабушку, ни одна тетя не может заменить маму, т.е ребенок трудно переносит разлуку с близкими). В этом возрасте еще не сформирована речь, недостаточно хорошо развита предметная деятельность. В период адаптации дети данного возраста испытывают сильное напряжение, выражают бурно негативные эмоции, теряют ранее сформировавшиеся положительные привычки. Наблюдается расстройства двигательных, речевых навыков, функций желудочно-кишечного тракта. Именно в возрасте от 9-10 месяцев до 1 года 8-9- месяцев адаптация средней тяжести может перейти в паталогическую – 3 степени. 
     С 1 года 8-9- месяцев до 2-х лет и старше (с 2-х до 3-х лет) наиболее благоприятный период для адаптации, хотя степень ее остается разной. 
     С 1 года 8-9 месяцев до 2-х лет у ребенка появляется потребность в общении не только со взрослыми, но и с детьми, что позволяет ему отвлечься от дома. Но все-таки речь недостаточно развита, и если не понимать ребенка, не выполнять его желаний, то появляется плач, срыв нервной системы. Адаптация может перейти во 2-ю стадию – средней тяжести. 
     С 2-х до 3-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Адаптация протекает легко, т.к. у ребенка уже ест жизненный опыт, он становиться более любознательным, его можно заинтересовать новый игрушкой, занятиями, он может самостоятельно чем-то заниматься. В этом возрасте сильно развита потребность в общении и ориентировочная реакция на окружающее: его внимание привлекают игрушки и другие объекты, рефлекс «Что такое?» стимулирует общение со взрослым. 
2. Состояние здоровья и развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Дети с более высоким уровнем развития, с хорошо развитой речью, имеющие навыки самообслуживания, умеющие занять себя действиями с игрушками легче привыкают к новой обстановке. Дети, отягощенный различными паталогическими состояниями (патология беременности и родов), много болеют до поступления в ДОУ, ослабленные дети значительно тяжелее переносят адаптационный период. 
3. Индивидуальные особенности ВНД. Адаптация зависит от силы и типа ВНД (тип ВНД – индивидуальные свойства личности, которые влияют на процесс формирования знаний, умений, на привыкание, на особенности проявления характера). И.Павлов в своем учении о ВНД выделяет 2 типа (сильный – холерик, сангвиник, флегматик; слабый – меланхолик) с учетом взаимодействия между собой процессов возбуждения и торможения.  
     Дети с сильным типом ВНД: 
 холерики (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения) и флегматики (оба процесса уравновешены) ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможено, находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя, без возражений выполняют требования воспитателя, но взрослых к себе не подпускают, забиваются в угол со слезами на глазах, плачут при приближении взрослых. Это очень сложное состояние, т.к. нервное напряжение очень велико, Эти дети при встрече с родителями начинают плакать навзрыд, поэтому в течение дня их лучше не трогать, пусть сидят в уединении. 
Тяжелее всех привыкают дети – меланхолики (со слабым типом ВНД, процессы возбуждения и торможения слабо выражены). Так же, как и флегматики, эти дети очень страдают: они подавлены и тихи сидят в стороне, в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Поэтому в период приучения детей к ДОУ особое внимание следует уделять страдающим детям: флегматикам и меланхоликам, адаптация которых может иметь 3 степень – паталогическую. 
4. Отрицательное влияние на течение адаптации оказывают имеющиеся в семье нарушения режима сна, кормления, неправильная организация бодрствования (беспорядочные, неблагополучные семьи) У детей из таких семей в период адаптации нарушения аппетита и сна становятся более глубокими, вследствие чего резко удлиняется адаптационный период.  
5. Условия семейного воспитания и наличие предшествующего опыта. Малыши, которые до поступления в ДОУ неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), общались со многими взрослыми, с разными детьми, у которых в соответствии с возрастом сформированы личностные качества - умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и сверстниками, положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, кушать, собирать игрушки), самостоятельно обслуживать себя (умение самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться, проситься в туалет), легче привыкают к условиям ДОУ, чем дети, которые общались только с одним взрослым. Для таких детей в период адаптации требуется строгое соблюдение режима дня, привычек. Не смотря на наличие предшествующего социального опыта, в первые дни пребывания в ДОУ эмоциональное состояние таких детей неуравновешенное (они тоже настороженны, следят за чужими взрослыми, нервозны в общении с ними, плохо засыпают, в первое время ведут себя якобы спокойно – сами берут за руку взрослого, рассматривают игрушки, охотно самостоятельно влезают на горку, но уже на третий день они отказываются идти в детский сад). Новизна впечатлений держала их только 2 дня. В целом дети из хороших условий семейного воспитания адаптируются за более короткий срок. 
Пути создания оптимальных условий для безболезненной адаптации к ДОУ детей раннего возраста 
     Адаптация к новым условиям жизни для каждого ребенка неизбежна, т.к. изменяется социальная среда. У ребенка возникает «социофобия» - социальная травма, повышенное чувство страха перед новыми людьми и обстановкой. Например, для детей от 9-10 месяцев и старше вследствие уже прочно сложившегося контакта с родителями большую трудность представляет необходимость привыкать к новым людям, особенно при этом меняются основные приемы общения. Поэтому для облегчения процесса привыкания к новым социальным условиям необходимо соблюдать следующие меры: 
1. тщательная подготовка персонала к приему нового ребенка и обеспечение индивидуального осторожного подхода к вновь поступившему в ДОУ. Главное помнить!: осторожным подходом к детям и правильной организацией их приема можно облегчить переход в другие условия, не доводя до значительных нарушений поведения ребенка. 
2. Вся ответственность (тяжесть) ложиться на воспитателя, который должен соблюдать определенные требования в работе с новыми детьми, а именно: 
- до прихода ребенка в группу необходимо узнать его особенности и условия воспитания дома (об особенностях поступающего ребенка узнать из выписки поликлиники и вместе с врачом и старшим воспитателем обсудить, какие трудности могут возникнуть в первые дни пребывания ребенка и как их устранить). 
- до приема ребенка в ДОУ путем анкетирования, посещения на дому или беседы с родителями выяснить: режим, применяемый в семье, способ кормления, укладывания, индивидуальные свойства малыша, его уменьшительное имя, привычки, любимые игрушки, занятия и т.д. 
- в группе все заранее подготовить к приему ребенка (продумать, где он будет раздеваться, где сидеть за столом, спать), согласовать с врачом и старшим воспитателем, как и чем кормить, как укладывать спать. 
- желательно накануне посетить ребенка дома и в спокойной обстановке познакомиться с ним. 
- в первый день прихода в ДОУ доброжелательно встретить ребенка и напомнить ему: «Я к тебе вчера в гости приходила, сегодня ты ко мне пришел, я очень рада» 
- самое лучшее – это ласковое, внимательное, доброжелательное отношение к детям – «маматерапия». Помнить, что главное в первый день пребывания в группе – это впечатление о встрече с воспитателем, лицо воспитателя должно быть очень доброжелательным, праздничным, не выражать никакой неприязни: «Дети, у нас сегодня праздник, к нам пришла Олечка. Проходи, Олечка, смотри, как много игрушек». Воспитатель должен встречать ребенка не в белом халате, а в обычной одежде. 
- необходимо приблизить условия детского сада к домашним: в общении в ребенком называть его тем же именем, что называют его дома, разрешить находиться в группе со своей любимой игрушкой, не отбирать любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу, можно принести из дома тарелочку и ложку, к которым ребенок привык. Введение элементов семейного быта в практику работы ДОУ должно стать нормой для педагогики. 
- учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и «вредные», ни в коем случае не перевоспитывать ребенка, а временно сохранять привычные для ребенка приемы воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным правилам детского учреждения. В период адаптации не давать родителям советов отучать детей от них, это нужно делать дома за 3-4 недели до поступления в детский сад. Если ребенка начать сразу же отучать от имеющихся у него привычек, то он будет плохо есть, мало спать и много плакать – это ведет к снижению иммунитета и многим заболеваниям, поэтому, если ребенок привык засыпать только при укачивании или поглаживании, следует, не дожидаясь его возбуждения перед сном, постоять около него, слегка покачивая или поглаживая. 
- следует ласкать ребенка, особенно во время укладывания: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится всем детям). Хороший эффект для засыпания дает нежное поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос. 
- нужно чаще предлагать ребенку попить. Выпив воды, он успокаивается. Вода должна всегда находиться в одном месте, чтобы малыш мог показать, что хочет пить. 
- следует также выставить на видное место блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть ребенок погрызет, если захочет (переключение на пищевую реакцию помогает ребенку в психологически напряженной стрессовой ситуации; не случайно, плачущий 2-3-летний малыш засовывает пальцы в рот). 
- никаких новых знаний, навыков не давать и не формировать. Педагогическое воздействие начинать после окончания периода адаптации. 
- вновь пришедшему ребенку для игры давать необычные красочные игрушки (хорошо использовать прием переключения на них во время приема в группу, уместно использовать в этот момент игрушки-забавы). 
- затормаживают отрицательные эмоции монотонными движениями руками (дидактические пособия на шнуровку, застежку) или сжимание кистей рук: следует предложить ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колесики от пирамид («бусы»), играть резиновыми игрушками-пищалками. Хороший эффект дают игры с водой. 
- неплохо, если в группе будет периодически звучать негромкая спокойная музыка. 
- лучше лекарство от стресса – это смех. Существует даже термин – смехотерапия. Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок смеялся. Для этого следует часто показывать игрушки-забавы, в группу приглашать необычных гостей: зайчиков, клоуна, лисичку, в роли которых могут быть как взрослые, так и дети. 
- в адаптационный период устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего ребенка (основная трудность возникает в первые дни пребывания в ДОУ – это привыкание к режиму детского сада, если дома он жил по другому, индивидуальному распорядку дня). Помимо психологического напряжения (ребенок оторван от дома, родных лиц и привычного общения) добавляется еще и физиологический стресс, вызванный ломкой привычного режима дня, поэтому ребенок начинает болеть. Чтобы этого не случилось, необходимо на каждого ребенка составлять щадящий режим дня. Если ребенку только 1 год 6 мес., обязательно обеспечить ему два дневных сна, пусть даже ребенок не уснет в первый дневной сон, а полежит с открытыми глазами, отдохнет – это восстановит его силы. Если вновь пришедшему ребенку 1 год 7-8 мес., а он нуждается в двух дневных снах (так как это выяснилось из беседы с родителями), обязательно обеспечить ему эту возможность, и лишь после окончания периода адаптации постепенно переводить на один дневной сон. 
3. Недопустимо принимать в группу одновременно много новых детей: принимать нужно постепенно по двое, лучше по одному ребенку с небольшими интервалами в 2-3 дня, то есть в неделю принимать не более 2-3 детей. Если в день принимаются два ребенка, они приходят в разные отрезки бодрствования (один до обеда,  другой после сна). В первое время дети кушают дома, спать уходят тоже домой. Лучше принимать детей в теплое время года, начиная с весны, когда дети могут находиться на прогулке, то есть на свежем воздухе. На участке они ведут себя более спокойно. 
4. Не следует сразу принимать ребенка сразу на целый день, так как каждый вновь поступающий ребенок требует к себе  максимального внимания. В начальный период адаптации пребывания ребенка в ДОУ должно быть 1,5 – 2-3 часа. Возможно его пребывание с мамой или близкими родственниками. 
5. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду: свободное время прихода, дополнительные выходные дни. 
6. Если ребенок очень беспокоится, нужно рекомендовать матери брать его из детского сада в первые дни по возможности раньше или побыть с ребенком в группе: самой уложить его спать, накормить. 
7. Если ребенок легче расстается с папой или бабушкой, а с мамой -  тяжело, то лучше приводить его не маме, а папе или бабушке. 
8. В период привыкания малыша к детскому саду исключить манипуляции, которые травмируют ребенка, то есть избегать неприятных для нег процедур: прививки, стрижка волос, ногтей, прием горького лекарства и т.д. 
9. Тщательный подбор педагогов в формирующуюся группу. Воспитатели должны принимать детей такими, какие они есть, и все проблемы детей становятся профессиональными проблемами педагогов. Воспитатель должен чутко относиться к неудачам малышей (не успел попроситься в туалет, накрошил на стол, разлил пищу и т.д.) и не стыдить их, не жаловаться родителям, особенно в присутствии детей. 
10. Воспитатель должен вести тщательное наблюдение за детьми, чтобы выяснить как воздействовать на ребенка: обязательно выяснить причину плача (может ему холодно, неуютно, может он что-то хочет или кто-то его обидел, может быть он сырой или хочет на горшок, хочет пить). 
11. Как будет протекать период адаптации малыша целиком зависит от того, сумеет ли воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Нужно таким образом организовать уход и воспитание, чтобы свести к минимальному все тяжести адаптационного периода – осложнения физического и психического состояния. С этой целью осуществляется ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием (поведением, настроением), аппетитом, сном ребенка в первый месяц периода привыкания к ДОУ. С этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый адаптационный лист. 
     Во время прихода новых детей медсестра или врач неоднократно в течение дня наблюдают за ними, на помощь может привлекаться психолог. Затем они обмениваются мнениями с воспитателями о том, как тот или иной режимный процесс сказывается на состоянии ребенка. Эти наблюдения и выводы о самочувствии малыша доводятся до сведения родителей (плохой аппетит, неуравновешенное состояние в течение какого-то отрезка времени). Это делается для того, чтобы в семье могли компенсировать возможное недосыпание или недоедание ребенка в ДОУ. 
     В адаптационном листе фиксируется три показателя:  
•    эмоциональное состояние 
•    аппетит 
•    сон 
по которым судят о степени адаптации ребенка к ДОУ (легкая, средняя, тяжелая), даются рекомендации по организации помощи детям (индивидуальная работа по профилактике заболеваний и снижению эмоционального напряжения, чтобы облегчить возникшее тяжелое состояние малыша), и о сроках окончания периода адаптации для вновь поступившего ребенка. 
     Лист заполняется каждый день в течение месяца пребывание ребенка в детском саду. У каждого параметра по данным основным показателям есть соответствующие обозначения: 
«++» - норма, очень хорошо 
«+» - незначительные отклонения 
«+-» - переменные отклонения 
«-» - значительные отклонения от нормы 
     На адаптационном листе пишутся выводы мини-педсовета по адаптации детей группы. Эти мини-педсоветы проводятся один раз в месяц. 
  Объективными показателями окончания периода адаптации детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоционально состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая возрасту прибавка в весе. 
 

Информация о работе Адаптация ребенка в МДОУ