Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.
Предмет исследования: формирование межличностных взаимоотношений первоклассников в процессе адаптации.
Цель исследования – выявить и исследовать влияние межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений …………………...6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации первоклассников…………………………6
1.2. Особенности формирования межличностных взаимоотношений первоклассников…………………………... 11
1.3. Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию …………15
Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию……………….. 21
2.1. Изучение психодиагностических методик адаптации первоклассников …………………… 21
2.2. Анализ процесса адаптации первоклассников на современном этапе ………………………….. 26
2.3. Проектирование комплекса мероприятий по формированию межличностных взаимоотношений первоклассников для успешной адаптации……………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы………………………………………………………… 37
Приложения…………………………………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Самарской  области

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Тольяттинский социально-педагогический колледж 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Адаптация первоклассников  через формирование

межличностных взаимоотношений   
 

Специальность   050709    Преподавание в начальных  классах
 
Студентка: Потапова Наталья Валериевна
 
___________________________

      (личная  подпись)

Руководитель: А.А. Сухенко ___________________________

      (личная  подпись)

 
 
 
 
  Курсовая работа
  Защищена с  оценкой «_______________»
  «_____»_______________________2011г.
  Зам. директора  по учебной и научно-                    методической      работе
  _____________________ /И.В.  Гервальд/            

           (личная подпись)                                          

 
 

Тольятти. 2011 

Содержание  

Введение 3
Глава 1. Теоретические  основы адаптации первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений …………………...  
6
  1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме  адаптации первоклассников……………………………………  
6
  1.2. Особенности формирования межличностных взаимоотношений  первоклассников…………………………...  
11
  1.3. Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников   на их адаптацию …………………………..  
15
Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию………………..  
21
  2.1. Изучение психодиагностических методик адаптации первоклассников ………………………………………………  
21
  2.2. Анализ  процесса адаптации первоклассников  на современном этапе ……………………………………………..  
26
  2.3. Проектирование  комплекса мероприятий по формированию  межличностных взаимоотношений  первоклассников для успешной адаптации…………………………………………….  
 
31
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список  литературы………………………………………………………… 37
Приложения…………………………………………………………………. 39
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  исследования. В отечественной психологической и педагогической литературе подчеркивается сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к школе.  Данный период, с одной стороны, приходится на момент протекания возрастного кризиса развития («кризис 7 лет»), с другой, связан с новой социальной ситуацией развития, появлением новой ведущей деятельности - учения, и, соответственно, с новыми требованиями и освоением новых моделей поведения, характерных для школы. Насколько быстро и легко ребенок сумеет адаптироваться к новым условиям, будет зависеть качество обучения и личностное развитие ученика. В настоящее время процесс адаптации у многих первоклассников протекает трудно и, несмотря на большое количество исследований, посвященных этому феномену, проблема  школьной адаптации с каждым годом обостряется и в настоящее время продолжает оставаться актуальной.

     В теории и практике начального образования успешность протекания адаптационного периода связывается, главным образом, с интеллектуальным развитием ребенка, с его функциональной готовностью к обучению. Этому подчинена и система проверки школьной зрелости, принятая в массовой практике. Социальный статус ребенка, его готовность к учебному взаимодействию, к вступлению в систему личностных взаимоотношений, как правило, не оценивается. Таким образом, возникают противоречия:

  • между высоким уровнем значимости межличностных взаимоотношений для успешной адаптации и недостаточным уровнем их сформированности у первоклассников;
  • между современными потребностями школы в оптимизации процесса адаптации первоклассников и отсутствием практики использования в этом процессе методов формирования навыков общения, необходимых для успешного установления межличностных взаимоотношений.

           Проблема исследования. Недостаточность обеспечения массовой практики методическими материалами, раскрывающими содержание, условия и методы работы с первоклассниками в период их адаптации к школьной жизни, место и роль в этом процессе межличностных взаимоотношений, диктует как теоретическую, так и практическую целесообразность исследования данной проблемы.

     Объект  исследования: процесс адаптации первоклассников.

     Предмет  исследования: формирование межличностных взаимоотношений первоклассников в процессе адаптации.

     Цель  исследования – выявить и исследовать влияние межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.

     Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации первоклассников.
  2. Установить критерии, уровень и характер межличностных взаимоотношений первоклассников;
  3. Подобрать и обосновать методики по исследованию межличностных взаимоотношений первоклассников.
  4. Разработать рекомендации  по психолого-педагогическому сопровождению адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения.
  5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

        Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование межличностных взаимоотношений первоклассников будет способствовать их успешной адаптации к школе.

        Методы исследования:

  1. Теоретические – сравнительно-сопоставительный анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, подбор и обоснование методик;
  2. Эмпирические методы;                                                                                                                                                                                                                                                           
  3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

        Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных психологов, посвященных проблеме психического развития в младшем школьном возрасте: Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божовича, И.В.Дубровиной, Н.И.Гуткиной, A.M.Прихожан. Современные представления о природе и механизмах процесса адаптации школьников в работах А.В.Петровского, Н.А.Фомина, Р.В.Овчаровой, Е.М.Мининой, Л.А.Венгера. Исследования по формированию межличностных взаимоотношений детей младшего школьного возраста: В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой, Я.Л. Коломинского, В.Т. Кудрявцева, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана, А.В. Запорожца, Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевича. Работа опирается на принципы детерминизма, системности, комплексного подхода  Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С. Выготского,  С.Л. Рубинштейна.

     Этапы исследования:

  1. Теоретико-ориентированный (ноябрь - декабрь 2010 г.) - осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, были сформулированы рабочая гипотеза, цели и задачи исследования.
  2. Практико - моделирующий (январь - февраль 2011г.) - осуществлялся анализ процесса адаптации учеников начальных классов  на современном этапе  и моделирование комплекса занятий по формированию  межличностных взаимоотношений первоклассников
  3. Анализ результатов исследования (март - апрель 2011г) - оформление и подготовка презентации курсовой работы.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 3 приложений, 12 таблиц, 1 рисунка. 
 

 

Глава 1. Теоретические  основы адаптации первоклассников  через формирование межличностных взаимоотношений 

1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме

  адаптации первоклассников 

      Адаптация в первом классе - особый и сложный  период адаптации в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью и автономностью.

      В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики. Теоретический обзор научных публикаций по проблеме адаптации позволил проанализировать различные подходы к этому явлению.

   С биологических позиций, по мнению Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, В.Н. Сидоренко, С.Н. Толстиковой «адаптация» – это совокупность особенностей данного биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определенных условиях среды» [3 с.24]. Адаптивные реакции человека в ответ на действие факторов среды обеспечиваются не отдельными органами, а особым образом организованными и соподчиненными между собой системами, объединяющими центры нервной системы и исполнительные органы, принадлежащие к различным анатомо-физиологическим структурам.

   В социологии понятие «адаптации» рассматривается как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой.  И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов  считают, термин адаптация, перейдя в социологию из биологии, стал обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Таким образом, возникло понятие «социальная адаптация», результатом которой является «адаптированность» личности к различным социальным ситуациям, микро - и макрогруппам. Отметим, что социальная адаптация не устраняет биологических форм адаптации, а видоизменяет и опосредует их в процессе взаимодействия личности и социального окружения.

   В рамках социологического подхода существует 5 направлений трактовки понятия «адаптация».

   Представители бихевиористского направления Б. Ф. Скиннер, А Бандура считают, что главным источником развития личности является среда, а основными условиями адаптации будут являться условия воспитания, т.е. внешние [4; с. 25].

   В интеракционистской концепции адаптации, согласно работам Л. Филипса, Т.Шибутани  адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды:

• конформное принятие норм и ценностей общества. О таком типе социальной зрелости писал Т.Шибутани.

 • в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает успешное использование человеком создавшихся условий для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

     Представители когнитивного направления Ж. Пиаже, Л. Фестингер рассматривают адаптационные свойства интеллекта и приходят к заключению о том, что развитые интеллектуальные способности могут быть условием адаптации личности [6, с. 147].

     В концепции А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития [17, с.118].

     А.А.Налчаджян понимает адаптацию как процесс, который приводит к устойчивой адаптированности личности в типичной проблемной ситуации без патологических изменений ее структурирования, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности [17, с.125].

Информация о работе Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений