Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.
Предмет исследования: формирование межличностных взаимоотношений первоклассников в процессе адаптации.
Цель исследования – выявить и исследовать влияние межличностных взаимоотношений первоклассников на процесс адаптации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений …………………...6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации первоклассников…………………………6
1.2. Особенности формирования межличностных взаимоотношений первоклассников…………………………... 11
1.3. Влияние формирования межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию …………15
Глава 2. Практическое изучение влияния межличностных взаимоотношений первоклассников на их адаптацию……………….. 21
2.1. Изучение психодиагностических методик адаптации первоклассников …………………… 21
2.2. Анализ процесса адаптации первоклассников на современном этапе ………………………….. 26
2.3. Проектирование комплекса мероприятий по формированию межличностных взаимоотношений первоклассников для успешной адаптации……………………………………………. 31
Заключение………………………………………………………………….. 35
Список литературы………………………………………………………… 37
Приложения…………………………………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

    Все перечисленные тесты представлены в Приложении 1. Краткое их описание представлено ниже.

     Гештальт-тест Бендер

Цель  методики: используется для диагностики общего уровня умственного развития и эмоционально - личностных особенностей первоклассников. 

Время проведения: Временные ограничения на выполнение теста отсутствуют.

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: 9 оригинальных фигур Вертхеймера, лист формата А4, простой карандаш, ластик.

Процедура проведения: Испытуемому предлагают скопировать 9 оригинальных фигур, изображенных на отдельных карточках. Карточки нужно предъявлять по одной, кладя каждую на стол близко к верхнему краю листа бумаги в правильной ориентации. Испытуемому зачитывается инструкция: «Здесь находится ряд картинок, которые вам необходимо скопировать. Просто перерисуйте их так, как вы их видите». Необходимо предупредить испытуемого о том, что карточки нельзя перемещать в какую-нибудь новую позицию. Можно разрешить несколько попыток копирования одной фигуры, что также должно быть отражено в протоколе. Можно разрешить пользоваться ластиком с целью улучшения качества отдельных линий, но ни в коем случае не следует поощрять это.

Подсчет результатов и  их интерпретация: Интерпретация результатов теста опирается не только на форму репродуцированных фигур, но и на их расположение по отношению друг к другу, ориентацию на листе бумаге, соответствие порядка копирования порядку предъявления, а также на наблюдения. В дополнение к табличному нормативному возрасту и суммарной балльной оценке при интерпретации результатов выполнения Гештальт-теста Бендер следует учитывать также время, затраченное на выполнение задания в целом, особенности поведения испытуемого и ряд формальных характеристик рисунка, как-то: силу нажима карандашом, плавность линий, количество стираний или исправлений. Интерпретация последних подчиняется правилам, общим для всех рисуночных методик. Так, слабая, прерывистая, едва различимая линия свидетельствует обычно о низкой активности ребенка, тогда как жирная, с ровным, сильным нажимом — о высокой активности; существенное преувеличение размеров воспроизводимых фигур с высокой вероятностью свидетельствует о завышенной самооценке, а значимое преуменьшение — о заниженной; наложение рисунков друг на друга, случайное их расположение на листе, выходы за границы листа, снижение качества выполнения в ходе тестирования — о неумении длительно концентрировать внимание, недоразвитии навыков планирования и контроля своей деятельности. Что касается времени, затрачиваемого на выполнение теста в целом, то в норме оно составляет 10—20 минут у детей от 4 до 8 лет. Превышение этого времени более чем в два раза является неблагоприятным признаком и требует отдельной интерпретации. Показатели уровня умственного развития ребенка представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 «Показатели умственного развития ребенка».

Уровень Количество  воспроизводимых  фигур  Время выполнения Работа  с карандашом Количество  стираний
1 высокий 5-6 10-20 минут Ровный, сильный  нажим 0
2 средний 3-4 20-30 минут Средний нажим, плавные линии 1-4
3 низкий 1-2 30-40 минут Слабая, прерывистая  линия 4-10
 

     Тест  Тулуз – Пьерона.

Цель  методики: исследование уровня внимания и умственной работоспособности.

Время проведения: 10 минут (1 минута на каждую строку).

Форма проведения: групповая.

Оборудование: специальные бланки ответов.

Процедура проведения: В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга Тестовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном порядке расположены все типы используемых квадратиков. В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-образцы. В расположенных ниже строчках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать.

Подсчет результатов и  их интерпретация: подсчитывается количество просмотренных ребенком знаков и количество ошибок в каждой строке. Количество правильных ответов и ошибок в каждой строке суммируются, что позволяет определить общий уровень внимания и работоспособности первоклассника. Полученные результаты сравниваются с нормативными табличными  показателями.

Таблица 2.2 «Общие показатели результатов по тесту  Тулуз-Пьерона»

    № п/п Уровни Скорость  выполнения Точность  выполнения
    1 Высокий 40 и более 1 ошибка в строке
    2 Средний 20-39 2-4 ошибки  в строке
    3 Низкий  15-19 5 и более  ошибок в строке
 

     Тест  на тревожность  А.М.Прихожан.

Цель  методики: диагностика уровня тревожности.

Время проведения: 15 – 25 минут.

Форма проведения: групповая.

Оборудование: бланк с вопросами, шариковая ручка.

Процедура проведения: дается инструкция: «На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: верно и неверно. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет – в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа . Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.

Подсчет результатов и  их интерпретация:

Просмотреть бланки и отобрать те, на которых  все ответы одинаковы. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов. Обращается внимание на наличие ошибок в заполнении бланков. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности , его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности. Далее подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности». Подсчитываются баллы по субшкале тревожности. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола. Характеристика уровней тревожности см. Приложение 1.

      Соотнесение результатов трех психодиагностических методик позволяет определить общий уровень адаптации первоклассников, представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 «Общие показатели уровня адаптации по трем тестам»

№ п/п Уровни  адаптации Гештальт-тест Бендер тест  Тулуз – Пьерона Тест  на тревожность  Прихожан
1 высокий высокий высокий низкий, средний
2 средний средний средний средний, высокий
3 низкий низкий низкий высокий

     Таким образом, в данном пункте были изучены  методики: «Гештальт-тест Бендер», тест «Тулуз – Пьерона», «Тест на тревожность  Прихожан». «Гештальт-тест Бендер» используется для определения общего умственного развития и эмоционально - личностных особенностей.  Тест «Тулуз – Пьерона» позволяет быстро и точно выявить особенности внимания детей. «Тест на тревожность  Прихожан» позволяет выделить области действительности, вызывающие тревогу. Данный комплекс методик предназначен для работы с первоклассниками. Обследование позволяет получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала. Результаты диагностики дают возможность педагогам и родителям лучше узнать ребенка, понять его сильные и слабые стороны, решать эмоциональные проблемы, выявить причины учебных затруднений.  

2.2. Диагностическое  исследование процесса адаптации

первоклассников на современном этапе 

     Исследование  проводилось на базе МОУ школы 46 г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 1А и 1Б классов в количестве 50 человек. Были определены контрольная и экспериментальная группы: 1А – контрольная, 1Б – экспериментальная. В контрольном 1А класс состоит из 10 девочек и 15 мальчиков; В экспериментальном 1Б классе 11 девочек и 14 мальчиков.

     Исследование  проводилось в 3 этапа:

  1. Констатирующий эксперимент - измерение текущего уровня адаптации.
  2. Моделирование формирующего эксперимента развития межличностных отношений первоклассников – разработка теоретических представлений о параметрах формируемых межличностных взаимоотношений первоклассников. Четкость планирования хода эксперимента.
  3. Анализ результатов исследования.

   Исследование  процесса адаптации было осуществлен в первую неделю практики.

     Гештальт-тест Бендер.

Цель  методики: используется для диагностики общего уровня умственного развития и эмоционально - личностных особенностей первоклассников. 

Дата  проведения: 15.03 – 18.03.2011г.

Процесс проведения: данный тест был проведен с каждым ребенком отдельно во время классного часа и после уроков. Большинство детей отреагировали положительно, выполняли легко и быстро. Трое ребят (Вячеслав Р., Никита К., Тимофей К.) из 1Б класса неохотно приступил к выполнению, часто переспрашивали задание, требовали постоянного контроля.

      Все работы фиксировались в протоколе (см. Приложение 2). Образец представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Образец бланка ответов 1А класса по методике Гештальт-тест Бендер

№ п/п Ф.И.О. ученика Показатели  теста Уровень
Кол-во воспроиз. фигур Время выполнения Работа  с карандашом Кол-во стираний
1 Мария К. 5 15 мин Ровный нажим 0 высокий
2 Никита Т. 4 20 мин Средний нажим 2 средний
3 Саша Ш. 2 25 мин Слабая линия 5 низкий

Информация о работе Адаптация первоклассников через формирование межличностных взаимоотношений