Третий уровень речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание

Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Владея речью на одном уровне, дети могут общаться с окружающими, но только в присутствии родителей (воспитателей), дающих соответствующие пояснения.

Работа состоит из  1 файл

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико.docx

— 378.41 Кб (Скачать документ)

Название профессий

Вопрос Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Кто у нас  всегда в полете и лежит он в  самолёте?
Кто вам  продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски? продавшиха ± + + + +
Кто машиной  управляет, за рулем тебе сигналит? машинист
Кто шьет платье Тане, брюки Ване? тётя которая шьёт
Кто на пожары приезжает, огонь залив, людей спасает? + + пожарист +
Кто вылечит  от всех болезней и знает, что кому полезней? доктор Айболит доктор + врач + + +
Результаты  в % 33,2 49,8 33 49,8 33,4
 

 

Таким образом, их таблицы  видно, что детям трудно узнавать профессии по действию. Все пятеро детей не смогли назвать профессии: пилот, шофер, швея. Двое не могут назвать  профессии: врач, пожарный.

Итак, дети знают  профессии всего на 30–40 %.

Систематическое проведение игр в течении учебного года отразилось, на результатах. Сравнение результатов до и после проведения серии игр свидетельствуют о том, что у детей произошли существенные изменения.

Обследование проводилось  в форме игры «Почтальон». «Я вам  раздам письма-картинки и буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать и показывать письмо почтальону Печкину.

Таблица 11

Название профессий

Вопрос Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Кто водит  машину? + + + +
Кто готовит  еду? + + + + +
Кто шьёт одежду? швеист + + +
Кто учит детей? воспитатель + + +
Кто управляет  самолетом? + + +
Кто продает  конфеты? + + + +
Результаты Правильные  ответы в процентном соотношении
В начале года 33,2 49,8 33 49,8 33,4
В конце  года 66,4 70 83 83,2 66,8
 

 

Из таблицы видно, что к концу года дети делают больше правильных ответов в названии профессий. Все пять детей, правильно назвали  понятия: шофер, повар. Трое усвоили  понятие пилот, учитель. В целом  у детей по одной, две ошибке, что  говорит об улучшении результатов  обследования на 35 %.

Результаты обследования, проведенного в форме игры, в целом  подтвердили выдвинутую гипотезу о  том, что использование игры является эффективным методом обучения.

Обследование умения образовывать прилагательные в форме  игры «Из чего сделана посуда?». Проводилась  с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее  материал, из которого он сделан.

Таблица 12

Из чего сделана  посуда

Фраза Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Стакан  из стекла + + + + стекляниная
Вилка из металла металиный красивая +
Ваза из хрусталя хрусталеные хрустящая холодная хрусталеная +
Ложка из дерева + дровяной + + +
Тарелка из пластмассы не знаю
Чашка из фарфора суповая формовая не знаю +
Результаты  в % 33 20 32,8 49,2 49
 

 

Таким образом, из таблицы  видно, что почти все дети не могут  образовывать прилагательные: пластмассовая, фарфоровая, металлическая (посуда).

Из шести ответов  у всех детей по четыре ошибки, а  у Олега Ш. только один правильный ответ. Это говорит о низком уровне образования прилагательных.

Далее мы провели  повторное обследование в конце  года и получили следующие результаты. В форме игры «Кто больше» (придумать  слова отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»). На тему «Весна» (до игры проводилось много экскурсий, наблюдений на прогулке. рассматривание иллюстраций.

Таблица 13

Образование прилагательных

Существительное Коротков В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Солнце (какое?) круглое ++ желтое доброе ++ теплое желтенькое ++
Небо (какое?) большое пушистое ++ солнышкино
Сосульки (какие?) плачут вкусные ледянки + длинные ++
Ручей (какой) красивенький веселый мокрый корабликин добрый
Листочки (какие?) маленькие зеленые ++ спрятавшиеся зеленые маленькие зеленые
Облака (какие?) + + хорошие большие +
Результаты Правильные  ответы в процентном соотношении
В начале года 33 20 32,8 49,2 49
В конце  года 61,6 62 61,6 82 80

«++» – дополнительные ответы.  

Таким образом, из таблицы  видно, что дети научились образовывать прилагательные. У каждого ребёнка  по 4–5 правильных ответов. Это говорит, о том, что с помощью игр  дети улучшили результаты обследования, и повысился уровень лексической  стороны речи у детей с ОНР.

Результаты отражены в таблице 14 в процентном соотношении.

Таблица 14

Общие результаты исследования

Показатель Коротков  В. Широбоков О. Гойда К. Рашитов И. Фертикова В.
Н К Н К Н К Н К Н К
Сформированность обобщающих понятий 33 66 55,5 78 55 80 33,5 78 55 88,8
Обследование  словаря признаков антонимов 30 60 20 56,8 30 60 30 65 30 60
Сформированность умения называть профессии 33,2 66,4 49,8 70 33 83 49,8 83,2 33,4 66,8
Детёныши  животных 49,8 67 3,4 70 60 83 33,2 66,8 49 94
Прилагательные  от существительных 33 61 20 62 32,8 61,6 49,2 82 49 80

Н – начало года;

К – конец года.  

В таблице видна  наглядная разница в усвоении лексики и навыков словообразования в речи детей.

Результаты таблицы  свидетельствуют об эффективности  выбранной методики, с опорой на ведущий вид деятельности дошкольников – игровую деятельность.

Используя полученные значения, нам хотелось показать речевой  профиль одного из обследуемых детей.

Отложив на оси ординат  успеваемость: выполнение заданий методики в процентах, а по оси абсцисс  – названия заданий.

На примере Олега  Широбокова.

Рис. 1. Успешность выполнения проб

Выполняемые задания:

Сформированность обобщающих понятий.

Сформированность умения подбирать антонимы.

Сформированность умения называть профессии.

Умение называть детенышей животных.

Умение образовывать прилагательные от существительных.

Из графика видно, что у О. Широбокова сформированность обобщающих понятий от 50 % повысилась до 80 %, умение подбирать антонимы от 20 % повысилось до 60 %, также улучшились результаты в умении называть детенышей животных от 50 до 70 %, образование прилагательных от существительных повысилось от 20 до 70 %. Результаты видны на графике.

Таким образом, дидактические  игры повлияли на результаты коррекционной  работы по предупреждению нарушений  лексического строя речи у старших  дошкольников с ОНР.  

3.3. Пути коррекции  лексики с помощью игр   

Для совершенствования  словарного запаса детей, необходимый  речевой материал подавался в  игровой форме, так у ребёнка  появлялся мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. В такой  ситуации дети чувствуют себя почти  наравне со взрослыми.

Поэтому использовались различные игры для развития лексической  стороны речи по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» … со зрительной опорой на специальное пособие (см. приложение 1).

В процессе коррекционной  работы мы использовали следующие игры:

1. «Писатель»

Ребёнок описывает  выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану:

Что это?

Где растёт?

Какой на вкус?

Информация о работе Третий уровень речевого развития