Третий уровень речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание

Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Владея речью на одном уровне, дети могут общаться с окружающими, но только в присутствии родителей (воспитателей), дающих соответствующие пояснения.

Работа состоит из  1 файл

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико.docx

— 378.41 Кб (Скачать документ)

  Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

  Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

  Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

  Быстро, высоко, весело, два, летящий.

  Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»

  2. Классификация предметов  по картинкам.

  Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например :

  а) Овощи  и фрукты.

  

  б) Домашние и дикие животные.

  

  в) Домашние и дикие птицы

  

  г) Посуда и мебель.

  

  д) Одежда и обувь.

  

  е) Птицы  и насекомые.

  

  3. Игра «Найди лишний  предмет».

  Детям предлагается несколько картинок, среди которых  одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она  лишняя.

  Примерные серии картинок:

  

  

  4. Игра «Назови лишнее  слово».

  Логопед называет слова и предлагает детям  плавать «лишнее» слово, а затем  объяснить, почему это слово «липшее».

  а) «Лишнее» слово среди имен существительных:

  кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

  стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

  пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

  слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

  волк, собака, рысь, лиса, заяц;

  лошадь, корова, олень, баран, свинья;

  роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

  автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

  зима, апрель, весна, осень, лето;

  мама, подруга, папа, сын, бабушка;

  море, озеро, река, мост, пруд;

  круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

  Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

  Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

  молоток, топор, ложка, пила, клещи;

  Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

  сыр, будка, мороженое, масло, творог;

  бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

  молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

  дом, сарай, изба, хижина, здание;

  береза, сосна, дерево, дуб, ель;

  книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

  кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

  торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

  месяц, день, год, небо, час;

  гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

  молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

  минута, секунда, час, вечер, сутки;

  грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

  б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных.

  грустный, печальный, унылый, глубокий;

  храбрый, звонкий, смелый, отважный;

  желтый, красный, сильный, зеленый;

  слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

  крепкий, далекий, прочный, надежный;

  дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

  смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

  глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

  в) «Лишнее» слово среди глаголов:

  думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел

  5. Объясните, чем  отличаются предметы (с  использованием картинок).

  Примерные пары слов

  Чашка и  стакан

  

  Тарелка и миска

  

  Помидор и тыква

  

  Стул и  кресло

  

  Кофта и  свитер

  

  Яблоко  и груша

  

  Грузовик  и легковая машина

  

  Самолет и птица

  

  Береза  и дуб

  

  Дерево  и куст

  

  6. Разложите картинки  по сходству.

  На доске  выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос

  

  Детям раздаются  картинки: свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребенка по 1—2 картинки.

  Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске  и объяснить, почему он положил именно так.

  7. Назвать одним словом серию картинок.

  После воспроизведения  обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые  относятся к той же тематической группе.

  Примерные серии картинок:

  

  

  8. Игра «Пара к  паре» (подобрать  слова по аналогии).

  Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

  Огурец  — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

  Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).

  Часы —  время, градусник (кровать, температура, окно).

  Машина  — мотор, лодка (парус, вода, палуба).

  Стол —  скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

  Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

  Костюм  — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

  Стул —  дерево, булка (стол, колос, нож).

  Окно —  дом, глаз (рот, очки, лицо).

  Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

  Шапка —  голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

  Шерсть  — овца, молоко (сыр, корова, кот).

  Гвоздь  — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

  Ручка —  пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

  Кошка —  котенок, курица (утка, петух, цыпленок).

  Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

  Курица  — петух, кошка (котенок, кот, молоко).

  Машина  — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

  Чтение  — буква, счет (задача, число, вопрос).

  9. Послушайте слова.  Какие из них  обозначают овощи?

  Лук, репа, подорожник, укроп.

  Чеснок, редис, роза, брюква.

  Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

  Помидор, щавель, свекла, капуста.

  Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

  10. Послушайте слова  и назовите только  те из них, которые  обозначают домашних  животных.

  Лиса, волк, собака, заяц.

  Лошадь, теленок, лось, медведь.

  Белка, кошка, петух.

  Осел, косуля, рысь, тигр.

  Сарай, корова, коза, овца.

  Кролик, выдра, щенок, попугай.

  11. Послушайте слова.  Какие из них  обозначают транспорт?

  Грузовик, метро, самолет, скамейка.

  Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

  Поезд, купе, пароход, якорь.

  Трамвай, водитель, троллейбус.

  12. Догадайтесь, каким  будет четвертое  слово (смысловые  ряды).

  Гвоздь  — молоток, шуруп...

  Дом —  крыша, книга...

  Квадрат — куб, круг...

  Птица —  яйцо, растение...

  Хорошо  — лучше, медленно...

  Огонь —  пожар, вода...

  Зерно —  амбар, деньги...

  Электричество — выключатель, вода...

  Одежда  — голый, обувь...

  Школа —  обучение, больница...

  Человек — ребенок, собака...

  Резина  — шина, сталь...

  Птица —  гнездо, человек...

  Пальто  — пуговица, ботинок...

  Утро —  ночь, зима...

  Слова для  справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

  13. Где и для чего  можно применять  предмет, который  я назову?

  Например: кнопка

  §   для прикрепления бумаги к доске;

  §   можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

  §   сдать в металлолом;

  §   провести маленький круг (окружность);

  §   положить на стол и т. д.

  Гвоздь  — .., ботинок — .., помидор — .., шнурок — .., одеяло — ...

  14. Выбери правильный  ответ.

  В году месяцев (7, 12, 16, 24).

  Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

  У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

  Зимний  месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

  Всегда  горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

  15. Игра «Назови части».

  Возможны  два варианта:

  а) по картинке;

  б) по представлению.

  Логопед называет слово, предлагает представить  этот предмет (или животное) и назвать  его части.

  Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

  Грузовик  — .., дом — .., дерево — .., часы — ...

  16.Отгадай  предмет по названию  его частей.

  Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

  Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

  Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

  Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

  Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

  Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

  Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

  Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

  Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

  Пол, стены, потолок (комната).

  Подоконник, рама, стекло (окно).

Информация о работе Третий уровень речевого развития