Третий уровень речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание

Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Владея речью на одном уровне, дети могут общаться с окружающими, но только в присутствии родителей (воспитателей), дающих соответствующие пояснения.

Работа состоит из  1 файл

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико.docx

— 378.41 Кб (Скачать документ)

Чет приводится в  движение? (Электричество, топливо).

Где движется этот транспорт?

Для чего используется? Что перевозит?

Кто управляет этим видом транспорта?

3. «Кто управляет  этим видом транспорта?»

Логопед показывает детям картинки с изображением видов  транспорта и предлагает сесть тому, кто назовет профессии людей, управляющих разными видами транспорта: мотоцикл – мотоциклист; велосипед  – велосипедист; теплоход – капитан; автобус – водитель; трамвай –  вагоновожатый; самолет – пилот.

4. «Как назвать?»

Предложить детям  называть того, кто на паровозе ездит  – машинист кто утром делает зарядку  – спортсмен, кто песни сочиняет – композитор, кто играет на рояле  – пианист, кто ломает все –  хулиган, кто водит самолет –  летчик, пилот.

ТЕМА: «ПРОФЕССИИ» (Приложение 6)

1. «Играем в профессии»

Детям раздаются  картинки, изображающие людей различных  профессий, и спрашивает: «У кого на картинке продавец?» («У меня продавец»); «Изобрази, что делает продавец («Взвешивает  яблоки»). Если не может изобразить комментирует. Каждая картинка обсуждается.

2. «Кто что делает?»

Логопед показывает детям сюжетные картинки и проговаривает  предложения. Дети должны вставить в  них пропущенные слова, необходимые  по смыслу.

Примерный лексический  материал: Рыбу ловит рыболов.

Лес рубит …

Пчел разводит …

Трубы чистит …

Землю копает …

При знакомстве детей  со сложными словами логопед выделяет интонационно каждую значимую часть  слова (рыбо-лов). Логопед объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально.

Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую  картинку).

3. «Назови мамину  профессию»

Логопед напоминает детям, что есть мужские, женские  и общие профессии. Затем детям  объясняется условие игры: «Ребята, я буду называть общие профессии  так, как если бы это были названия профессий ваших пап. А вы должны назвать такую же мамину профессию».

Например: ткач –  ткачиха, повар – повариха, певец  – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен  – спортсменка, портной – портниха, продавец – продавщица, актер –  актриса и т.д.

4. «Угадай мою  профессию»

Цель: познакомить  детей с атрибутами различных  профессий.

Ребёнок отбирает на столе у логопеда предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек  этой профессии.

5. «Загадки»

Цель: активизировать в речи детей названия атрибутов  различных профессий.

Логопед предлагает детям послушать загадки об атрибутах  разных профессий.

Например: Куда нос, туда и хвост (иголка);

Дом из жести, а жильцы в нём – вести (почтовый ящик);

Сам пустой, голос  густой, дроби отбивает, ребят созывает (барабан);

Конь бежит –  земля дрожит, из ноздрей дым валит (поезд);

Тонна в рот земли  войдет, если крот разинет рот (экскаватор);

Наведи стеклянный глаз, щелкнешь раз – и помнит вас (фотоаппарат);

Пища моя сладкая, а мщение ужасно (пчёлы, мёд);

Без языка говорит, без ушей слышит (телефон).

Отобрав картинку-отгадку, ребёнок называет соответствующую  профессию.

Например: фотоаппарат  – фотограф, улей – пчеловод и  т.д.

Детям предлагается выучить наизусть несколько загадок.

6. «Писатель»

План рассказа:

Что это за профессия?

носят ли люди данной профессии форменную одежду? Если да, то какую?

Без каких предметов  человек этой профессии не сможет работать? (Назвать атрибуты профессии).

Мужская, женская  или общая эта профессия?

Люди этой профессии  работают на улице или в помещении?

С кем или с  чем работают эти люди (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?

Что делают люди данной профессии?

ТЕМА: «ЖИВОТНЫЕ» (Приложение 7)

1. «Кого я видел  в зоопарке?»

Ребёнок описывает по плану животное не называя его.

План рассказа:

Кто это?

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое  животное? Если дикое, то где живет? (север, юг, средняя полоса).

Как называется его  дом?

Чем питается? (травоядное или хищное).

Как называют детенышей?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

Остальные дети должны отгадать, о ком он говорит.

2. «День рождения  кошки»

Логопед раздает  детям маски или картинки с  изображением домашних животных и говорить, что кошка пригласила их на день рождения. (Вводится дополнительный персонаж – игрушечная кошка). Кошка «спрашивает» у животных, какое им приготовить  угощение.

Образец ответа детей: «Я собака, я люблю кости»; «Я корова, я люблю траву» и т.д.

3. «День рождения  свиньи»

Цель: закрепление  в активном словаре детей существительных  по теме, практическое использование  существительных в родительном  падеже.

Логопед рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала  день рождения. Она тоже решила пригласить в гости животных. И всем приготовила  угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и  листья. Лошади – молоко. Попробовали  гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости.

Затем логопед спрашивает, что не понравилось гостям? Что  любит корова? Собака? Кошка? Свинья? Лошадь?

Образец ответа: «Корова  любит траву».

4. «Спор животных»

Цель: закрепление  в активном словаре детей существительных  по теме.

Логопед раздает  детям картинки с изображениями  домашних животных и говорит: «В одной  стране жили волшебные животные, которые  умели говорить. И вот однажды  они заспорили, кто из них самый  главный, кто больше всех нужен человеку. Корова сказала: «Я самая главная  – я даю молоко, масло, сметану». Затем кто-то из детей по аналогии озвучит животное, изображенное на его картинке: «Нет, я, лошадь, самая главная – вожу тяжелые вещи, я тоже даю молоко» и т.д.

Затем логопед предлагает детям рассудить спор животных. Он объясняет, что все животные нужны  человеку, они ему помогают, каждое из них по-своему приносит пользу.

5. «Театр»

Цель: закрепление  в словаре детей прилагательных по теме.

Детям предлагается стать артистами и разыграть  роли различных животных: лисы, медведя, волка.

Логопед говорит, что  для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний  вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая лиса? (хитрая, проворная). Какой волк? (злой, голодный). Какой  медведь? (большой, лохматый, неуклюжий).

Затем дети по очереди  имитируют движения тех животных, которых они обсудили.

6. «Кто домашний, а кто дикий?»

Цель: дифференциация домашних и диких животных.

Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга  и громко, не спеша, говорит: «Домашнее, дикое. Домашнее, дикое». Неожиданно останавливается  перед кем-нибудь и произносит: «Дикое» (или: «Домашнее»). Затем отсчитывает 5-7 хлопков. Если вызванный успел назвать дикое животное, то игра продолжается, если нет – он выходит из круга. Выигрывает тот, кто останется последним. Он становиться ведущим.

7. «Звери заблудились»

На доске картинки с изображением («Дом», «Лес»).

Детям раздаются  картинки диких и домашних животных.

Они подходят к доске  по очереди.

Образец речи: «Это кошка. Домашнее животное. Живёт около человека»; «Это волк живет в лесу. Дикое  животное».

ТЕМА: «ПТИЦЫ» (Приложение 8)

1. «Угадай, кто  улетел?»

Цель: расширение словаря  существительных по теме.

На фланелеграф выставляются картинки с изображениями птиц. Дети внимательно их рассматривают, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка, Дети отвечают, какая птица улетела.

2. «Составь из  частей птицу»

Цель: практическое усвоение детьми названий частей тела птиц.

Игра проводится с разрезанными картинками. Дети составляют птицу и называют части тела.

3. «Кто прилетел  к кормушке?»

Один ребёнок описывает  плану, остальные догадываются, о  ком едет речь.

План рассказа:

Кто это?

Какие части тела у неё есть?

Домашняя или дикая  эта птица? (Если дикая, то зимующая или перелетная; живет на севере, на юге или в средней полосе).

Как называется её дом?

Чем питается?

Как называют детенышей?

Как подает голос?

Какую пользу приносит?

Ребёнок выходит  под аплодисменты друзей и рассказывает по плану. Можно изобразить знаменитых писателей, артистов, которые придумали  «рассказ» про птиц, животных и  т.д.

Таким образом, с  помощью разнообразных игр повысился  уровень лексической стороны  речи у детей с ОНР.

Также в процессе формирования лексического строя речи у детей старшего дошкольного  возраста, проводилась большая работа с родителями. Разработан ряд консультаций и советов для родителей

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ    

   Таким образом, нами были изучены и обоснованы игровые методы, которые мы использовали в коррекционной работе по предупреждению нарушений лексического строя речи у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР III уровня. В ходе обследования мы обнаружили и зафиксировали улучшения  показателей лексической стороны  речи детей. Это свидетельствует  об эффективности выбранной методики.

   Работая с помощью игровых методов, можно  достичь определенных успехов по коррекции нарушений лексики  у детей с общим недоразвитием  речи дошкольного возраста. Но все  же большинство исследуемых детей  ещё не достигли возрастной нормы. Поэтому, мы видим необходимость продолжения  коррекционной работы в форме  игры, различных игровых упражнений. Проявляя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как  раз той деятельностью, которая  создает оптимальные условия  для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной  работы по развитию речи у детей  с ОНР.

   В работе дидактические игры могут  использоваться воспитателями речевых  групп и логопедами ДОУ, а также  родителями.  

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК   

  1. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948.
  2. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи М.: Аркши, 1997.
  3. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук с общим недоразвитием речи. Журнал «Деффектология», 1983 г. № 1.
  4. Бодалева А. А., Спиваковский А. С. Популярная психология для родителей. М., 1998.
  5. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия, учебник для ВУЗов.
  6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  8. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.
  9. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Обследование звукопроизношения (пособие для логопедов). М., 1998.
  11. Крапивина Л. М., Леонова М. А. Дидактические материалы по логопедии. М.: Школа-Пресс, 1999.
  12. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Изд-во «Союз», 2001.
  13. Ламаева Р. Н., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.
  14. Мансанов А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1983.
  15. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1983.
  16. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.
  17. Потиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). Владос, 1999.
  18. Смирнова Е. О. Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников. М., 1998.
  19. Спиваковская А. С. Время играть. М., 1998.
  20. Соколова Н. В., Васильева С. А. Логопедические игры для дошкольников. М.: Школа-Пресс, 1999.
  21. Селивестров В. И. Игры в логопедической работе. М., 1987.
  22. Статьи из журналов Деффектология. Дошкольное воспитание.
  23. Ткаченко Т. А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Актуальные проблемы логопедии. М., 1978.
  24. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте (Практическая логопедия). М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
  25. Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика. Екатеринбург: Изд-во «АРД ЛТД», 1997.
  26. Филичева Т. Б., Тумакова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: 1979.
  27. Черемухина Г. А., Шахнарович А. М. Детское словотворчество и теория словообразования. М.: 1976.
  28. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать. СПб: 1999.
  29. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: 1988
  30. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Информация о работе Третий уровень речевого развития