Третий уровень речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание

Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Владея речью на одном уровне, дети могут общаться с окружающими, но только в присутствии родителей (воспитателей), дающих соответствующие пояснения.

Работа состоит из  1 файл

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико.docx

— 378.41 Кб (Скачать документ)

   Третий  уровень речевого развития характеризуется  наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического  и фонетико-фонематического недоразвития.

   Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Владея речью на одном уровне, дети могут общаться с окружающими, но только в присутствии родителей (воспитателей), дающих соответствующие пояснения.

   Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

   На  фоне относительно развитой речи наблюдается  неточное употребление многих лексических  значений. В активном словаре преобладают  существительные и глаголы. Недостаточно слов обозначающих качества, признаки, состояния, предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании  вариантов слов, детям не всегда удается подбор слов с помощью  суффиксов и приставок. Нередко  они заменяют название части предмета, нужное слово другим, сходны по назначению.

   В свободных высказываниях преобладают  простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные  конструкции.

   Отмечается  аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

   Понимание обращенной речи значительно развивается  и приближается к норме. Все проблемы в развитии фонетики, лексики и  грамматического строя у детей  школьного возраста проявляются  более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности  в овладении письмом и чтением. Дети третьего уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент специальных дошкольных учреждений. В возрасте 5 лет они  зачисляются для воспитания и  обучения в старшую группу детского сада, с 6-7 лет поступают в подготовительный или 1 класс школы для детей  с тяжелым нарушением речи.

   Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;
  • дальнейшее развитие связной речи.

   Таким образом, системное недоразвитие речи приведет к нарушениям лексического строя речи у детей с ОНР [5].   

   2.2. Содержание работы  по формированию  лексического строя  речи у детей  с ОНР   

   На  ранних этапах овладения языком ведущая  роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает  словообразовательный уровень. Овладение  словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и  предполагает достаточно высокий уровень  интеллектуального и речевого развития. Начинать работу по развитию лексического строя речи следует с выяснения  и пополнения объема словарного запаса:

  • у детей с ОНР словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов;
  • речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушено согласование слов в предложении);
  • в разговорной речи преобладание простых нераспространенных предложений;
  • затруднение в назывании обобщающих понятий, названий детенышей животных, профессий;
  • при подборе антонимов подбирают слова-стимулы с частицей не;
  • словарь ограничен;
  • расхождение в объеме пассивного и активного словаря.

   Последовательность  логопедической работы по обогащению словаря должна учитывать программу  детского сада, словарь детей шестилетнего возраста, а также выявленные особенности  словаря у дошкольников с ОНР. Качественное обогащение словаря осуществляется путём усвоения смысловых и эмоциональных  оттенков значений слов, переносного  значения слов и словосочетаний. На материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий. А также включают уточнение значения слов, имеющихся  в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение  новыми словами [12].

   Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто  переплетаются, взаимодействуют:

  • Расширение объёма словаря.
  • Формирование структуры значения слова.
  • Развитие лексической системности и семантических полей.
  • Развитие словообразования.
  • Уточнение грамматического значения слова.

   Однако  выделение этих направлений важно  для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у  детей.

   В каждом из направлений формирования лексики определены основные задачи, поэтапное содержание, методы и приёмы логопедической работы [12].

   На  начальном этапе проводится работа:

  • Связь обобщающегося понятия с существительным, входящим в данное обобщающее понятие.
  • За счет чего расширяется объём малопродуктивных слов.
  • Как закрепляется связь имеющихся у детей слов-прилагательных с их значениями.
  • Обогащение словаря по тематическим группам.
  • Глагольный словарь обогащается в следующий последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, животных, далее по темам: «Кто/или что/какие звуки издает? Кто что делает?»; (параллельно с уточнением названий профессий людей).

   В процессе работы над прилагательными  и глаголами особенно большое  внимание уделяется их закреплению  в контексте: в словосочетаниях, предположениях, тексте. Работа над  новым словом включает следующие  этапы:

  • Связь звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий, различные игры).
  • Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.
  • Выделение семантических признаков слова.
  • Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.
  • Закрепление значения данного слова.

   Указанная последовательность может видоизменяться.

   В методику включены задания на словообразование, её целью является уточнение структуры  значения слова, овладением значением  морфем, закрепления связей между  словами.

   Задания даны в игровой форме:

   на  классификацию предметов по схемам, по картинкам:

   – ягоды – фрукты – овощи;

   – дикие – домашние животные –  птицы – насекомые;

   Через игры «Разложи картинки на группы»

   «Разложи  картинки по сходству»

   «Назови лишнее слово»

   «Спрячь лишнее»

   «Пара к паре»

   – назвать одним словом – транспорт  – мебель – обувь – головные уборы;

   Через игры: «Отгадай загадки»

   «Отгадывание  по описанию»

   «Волшебный  мешочек»

   – отгадывание предмета по названию его  частей (кузов, кабина, руль – грузовик и т.д.);

   – отгадывание по картинкам загадок-описаний (несколько картинок (предметов) из которых выбрать нужную: животных, птиц…);

   – антонимия;

   Через игры: «Выбери из трех два слова-«неприятеля»

   «Сравнить по вкусу»

   «Сравнить по цвету»

   «Сравнить по размеру»

   – синонимы

   Через игры: «На что похоже?» (сравнение)

   «Закончи  предложения» (подбери сравнения).

   Игры  могут видоизменяться по желанию  взрослых и детей. Вышеизложенные материалы  будут использованы в практической части.

   ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  

   3.1. Характеристики обследуемых  детей  

   Для обследования нами были выбраны дети, посещающие МДОУ №… города….. Обследованы  были дети из речевой группы, имеющие  логопедическое заключение ОНР III уровня.

   Коротков  Владимир - 2.09.95 г.

   Широбоков Олег - 21.03.95 г.

   Гойда Кристина - 20.06.95 г.

   Рашитов Ильдар - 1.08.95 г.

   Фертикова Вера - 12.06.95 г.

   Все эти дети из благополучных, полных семей. Воспитателями речевой группы также  были даны на своих воспитанников  характеристики.

   Коротков  В. Общительный, легко возбудимый, неуравновешенный ребёнок. Во время игр с детьми излишне подвижен. На занятиях внимание избирательно. Останавливает свое внимание только на том, что ему интересно (различные виды транспорта). Память хорошая, быстро и легко запомнил виды машин и легковых и грузовых. Любит учить стихи о машинах. Дома бывает очень подвижным, легко возбудимый, обижает младшую сестру, если она берет любую из машин. В сюжетно-ролевых играх любит лидерствовать, брать первенство на себя.

   Широбоков О. Замкнутый, мало разговорчивый мальчик. На вопросы отвечает с неохотой. На занятиях не принимает активного участия, но в индивидуальных заданиях: штриховка, игры-пазлы, собери картинку (кубики), выложи дорожку (палочки Кюизмера), способен действовать по наглядному образцу, проявляя творчество и терпение. Внимание избирательно, память хорошая. С детьми общается мало, больше играет в настольные игры один. Дома спокоен, подолгу с игрушками, помогает мыть посуду маме и ухаживает за кактусами, советуясь с мамой.

   Гойда К. Очень общительная девочка, любит обращать на себя внимание. В группе старается занять лидирующее положение, любит организовывать игры-драматизации (сказки, любимые песни, используя настольный театр, маски, пальчиковый театр) дети ей подчиняются и принимают участие. А на занятиях быстро утомляется. Интерес и внимание к занятию поддерживается с помощью индивидуальных заданий, и тогда демонстрирует себя перед всеми. Память хорошая. Дома общительная, суетливая, эмоциональная девочка. Любит встречать гостей, много знает стихов и, не стесняясь, читает их перед всеми, У неё много друзей. Очень любим рисовать.

   Рашитов И. Застенчивый мальчик. Со взрослыми, особенно с малознакомым, общается с нежеланием. На занятиях много отвлекается, работает на занятии по настроению, но на индивидуальном задании иногда сосредотачивается. Память неплохая, запоминает стихи лучше, если есть наглядность, или сопровождаются помогающими жестами (изображая текст). С детьми подвижен. Дома играет в шумные игры с друзьями.

   Фертикова В. спокойная, очень застенчивая, уравновешенная девочка. В группе мало друзей. Есть одна подруга, без которой она скучает и в основном играет одна. Любит играть в лото, в различные настольные игры. Когда остается одна в группе, то сочиняет песни в музыкальном уголке. На занятиях занимается с желанием. Усидчива. Память хорошая. Дома капризна. особенно с мамой, предпочитает настольные игры, любит раскраски, лепить из пластилина, хорошо вырезает ножницами любимых героев сказок. Очень любит помогать бабушке по дому.

   При просмотре документации (медицинские  речевые карты) мы выяснили, что:

   – у Короткова В. был поставлен  диагноз: перинотальное поражение ЦНС.

   – у Широбокова О. – при родах травматическое поражение ЦНС, состоял на учете у невропатолога до 1 года.

   – у Рашитова И. – перинотальное поражение ЦНС, состоял на учете у невропатолога до 1 года. В заключении логопеда значится: ОНР III уровня.

Информация о работе Третий уровень речевого развития