Третий уровень речевого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание

Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Владея речью на одном уровне, дети могут общаться с окружающими, но только в присутствии родителей (воспитателей), дающих соответствующие пояснения.

Работа состоит из  1 файл

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико.docx

— 378.41 Кб (Скачать документ)

  При этом обращает на себя внимание то, что ребенок  объединяет одним словом признаки, которые являются психологически более  значимыми для него на данном этапе  психического развития.

  По мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как  при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых.

  Изменение значения слова, таким образом, отражает развитие представлений ребенка  об окружающем мире, тесно связано  с когнитивным развитием ребенка. Л. С. Выготский подчеркивал, что  в процессе развития ребенка слово  изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При  этом значение слова развивается  в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова  заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова  связано с тем, что меняется система  психических процессов, которая  стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном  значении слова играет аффективный  смысл, для ребенка дошкольного  и младшего школьного возраста —  наглядный опыт, память, которая  воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую  роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.

  По мнению Л. С. Выготского, развитие значения слова  представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий  начинается с раннего детства, с  момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают  психические предпосылки, которые  создают основу образования понятий. Л. С. Выготский выделил несколько  этапов развития понятийного обобщения  у ребенка. Формирование структуры  понятий начинается с «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а далее проходит этап потенциальных  понятий (псевдопонятий). Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному.

  Л. П. Федоренко  также выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу.

  Нулевой степенью обобщения являются собственные  имена и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, таким образом, являются для них  такими же именами собственными, как  и имена людей.

  К концу 2-го года жизни ребенок усваивает  слова первой степени обобщения, то есть начинает понимать обобщенное значение наименований однородных предметов, действий, качеств — имен нарицательных. В возрасте 3 лет дети починают усваивать слова второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенно названия предметов, признаков, действии и форме имени существительного (полет, плавание, чернота, краснота).

  Примерно  к 5 в годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, то есть слова третьей степени обобщения (растения: деревья, травы, цветы; движение: бег, плавание, полет; цвет: белый, черный), которые являются более высоким  уровнем обобщения для слои второй степени обобщения.

  К подростковому  возрасту дети оказываются способными усваивать и осмысливать слова  четвертой степени обобщения, такие, как состояние, признак, предметность и т. д.

  Обогащение  жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения  с окружающими людьми приводят к  постепенному количественному росту  словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так  как существуют индивидуальные особенности  развития словаря у детей в  зависимости от условий жизни  и воспитания.

  По данным Е. А. Ар кипа, рост словаря характеризуется  следующими количественными особенностями: 1 год — 9 слов, 1 год 6 мес. -- 39 слов, 2 года — 300 слов, 3 года 6 мес.- 1110 слов, 4 года - 1926 слов.

  По данным А. Штерна, к 1,5 годам у ребенка  насчитывается около 100 слов, к 2 годам -- 200 — 400 слов, к 3 годам — 1000 — 1100 слов, к 4 годам — 1600 слов, к 5 годам—2200 слов.

  По данным А. Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов  и 0,9% междометий и частиц.

  Словарь старшего дошкольника может рассматриваться  в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту, ребенок  успевает усвоить все основные модели 10

  родного языка. В этот период формируется  ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется (А. В. Захарова), Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет, А. В. Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65% прилагательных. Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей, выявляются прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький — большой), оценки (хороший — плохой); слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий); слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год), по А. В. Захаровой. Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные. В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных, как такой (108), который (47), этот (44), свои (27), всякий (22), наш (10), весь, каждый (17), мой, самый (16).

  В речи детей  от 6 до 7 лет отмечается регулярная повторяемость прилагательных со значением  размера (большой, маленький, огромный, крупный, средний, громадный, крошечный, крохотный). Особенностью структуры  семантического поля прилагательных со значением размера является асимметричность: прилагательные со значением «большой»  представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».

  При анализе  речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых  детьми для обозначения цвета. Прилагательные этой группы в речи детей оказались  более распространенными, чем в  речи взрослых. Чаще всего в речи детей этого возраста представлены прилагательные черный, красный, белый, синийПри анализе словаря детой этого возраста отмечается также преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление; сравнительной степени прилагательных.

  Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширение контактов с  окружающим миром, обобщения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения  его деятельности формируется и  словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

  Слова в  лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с  другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических  полей (А. Р. Лурия и др.). В связи о этим актуальным является вопрос о становлении лексико-семантической системы в онтогенезе.

  По мере развития мышления ребенка, его речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т. е. упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические  поля. Семантическое поле — это  функциональное образование, группировка  слов на основе общности семантических  признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические  поля, но и распределение лексики  внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные  слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

  Организация лексической системности у маленьких  детей и взрослых происходит по-разному. У маленьких детей объединение  слов в группы происходит преимущественно  на основе тематического принципа (например, собака — конура, помидор — грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся  к одному понятию (собака — кошка, помидор — овощ).

  А. И. Лаврентьева, наблюдая становление лексико-семантической  системы у детей от 1 года 4 мес. до 4 лет, выделяет 4 этапа развития системной  организации детского словаря.

  На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов (от 20 до 50). При этом набор лексем является неупорядоченным.

  В начале второго этапа словарный запас  ребенка начинает быстро увеличиваться. Вопросы ребенка о названиях  окружающих его предметов и явлений  свидетельствуют о том, что в  его сознании формируется некоторая  система слов, относящихся к одной  ситуации, образуются их группы. Называние  одного слова из данной группы вызывает у ребенка называние других элементов  этой группы. А. И. Лаврентьева называет этот этап ситуационным, а группы слов — ситуационными полями. В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и  объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует  третий этап формирования лексической  системы, который определяется как  тематический этап.

  Организация тематических групп слов вызывает развитие лексической антонимии (большой  — маленький, хороший — плохой).

  Противопоставление  «большой — маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических  прилагательных (длинный — маленький, толстый — маленький), а противопоставление «хороший — плохой» — все варианты качественно-оценочных прилагательных (злой — хороший).

  Особенностью  четвертого этапа развития лексической  системы в онтогенезе является преодоление  этих замен, а также возникновение  синонимии. На данном этапе системная  организация словаря ребенка  приближается по своему строению к  лексико-семантической системе взрослых.

  Развитие  лексической системности и организации семантических полей находит свое отражение в изменении характера ассоциативных реакций.

  Т. Н. Наумова, анализируя результаты ассоциативного эксперимента, проведенного с дошкольниками 4 и 6 лет, отмечает высокий уровень  стереотипности реакций на слова-стимулы. При этом процент стереотипных реакций  увеличивается у 6-летних детей по сравнению с 4-!петними.

  По мнению Т. Н. Наумовой, это явление свидетельствует  об активном овладении детьми в этот период значимыми аспектами значения слова.

  При анализе  ответов детей на стимул-существительное  отмечается доминирование операций противопоставления, которое достигает  кульминации у детей 6-летнего  возраста. Та же тенденция к стратегии  противопоставления наблюдается и  среди реакций на стимулы-прилагательные.

  На основании  анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой выделены следующие этапы организации  семантических полей.

  Первый  этап характеризуется несформированностью семантического поля. На этом этапе ребенок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации и в качестве слов-реакций преобладают названия окружающих ребенка предметов (собака мяч). .Лекспческия системность не сформирована.. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое место занимают синтагматические ассоциации (собака — лает). 

  При проведении логопедической работы но развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  §   расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

  §   уточнение значений слов;

  §   формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

  §   организация семантических полей, лексической системы;

  §   активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

  При разработке данной методики были использованы в  модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем и др. Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.

  Учитывая  тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение  структуры значения слова, овладение  значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между  словами.

Дидактические игры и задания

  1. Развитие ассоциаций.

  Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ  назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова  называются по одному. Примерный перечень слов:

Информация о работе Третий уровень речевого развития