Факторы речевого развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение факторов эффективного речевого развития человека речи в условиях применения ярких и выразительных средств. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Большинство исследователей речи уделяют основное внимание ее фактической стороне: произносительной, лексической, грамматической и связной речи. Это, безусловно, важно. Но еще больший интерес представляет изучение факторов процесса развития речи, тех движущих сил, которые не всегда заметны, но играют в нем ведущую роль.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Речь, как средство общения …………………………………………………..4
Глава 2. Факторы речи в речевой деятельности……………………………………..5
Глава 3. Условия выразительности речи................................................................11
Глава 4. Факторы речевого развития.......................................................................17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.05 Кб (Скачать документ)

ГАОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА им. Ю.А. Сенкевича

                                    Кафедра социологии и права

 

                                         Дисциплина: Речевая коммуникация

 

          Контрольная работа

                   Тема: Факторы речевого развития человека.

 

 

                                                                   Выполнила: студентка

2 курса  201  учебной группы

Факультета  заочного обучения

Сараева А.И

 

 

Проверил: преподаватель

Филиппова С.И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

                               План работы

                     

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Речь, как средство общения …………………………………………………..4

Глава 2. Факторы речи в речевой деятельности……………………………………..5

Глава 3. Условия выразительности речи................................................................11

Глава 4. Факторы речевого развития.......................................................................17

Заключение…………………………………………………………………………………19

 

Список используемой литературы…………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        В каждом  сообществе, в каждой группе людей  существуют свои нормы и представления  о том, что и как можно  говорить. В этом смысле трудно  представить, что соискатель и  оппонент на защите диссертации  и мастер, принимающий у рабочего  наряд на стройке, обмениваются  одинаковыми репликами. Но как  ни разнообразны и ни широки  эти нормы, существуют некоторые  единые для всех правила, нарушив  которые, мы рискуем обидеть  собеседника, либо не достигнуть  желаемого результата.

        Целью данной  работы является изучение факторов эффективного речевого развития человека речи в условиях применения ярких и выразительных средств. Речевой опыт каждого из нас говорит о  том, что  по степени  воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на  одну и  ту же тему, оказывают на человека совершенно  разный  эффект. Большинство исследователей речи уделяют основное внимание ее фактической стороне: произносительной, лексической, грамматической и связной речи. Это, безусловно, важно. Но еще больший интерес представляет изучение факторов процесса развития речи, тех движущих сил, которые не всегда заметны, но играют в нем ведущую роль. Для нормального становления речевой деятельности необходимо полноценное формирование ее предпосылок. Их можно разделить на три основные группы, а именно - сохранные физиологическая и психологическая базы, благоприятное социальное окружение. 

        Данная  работа посвящена изучению факторов выразительности речи и её  источникам.  Факторы речевого развития  человека это одна из актуальнейших проблем нашего  общества.  

       Но для того,  что  бы улучшить    свою   речь,   надо   её осознавать как самостоятельное явление действительности, хотя  и  неразрывно связанное с работой сознания, с той конкретной  информацией,  для  выражения которой  оно  предназначено.  Для  этого  надо  знать  и  владеть   приемами выразительной речи.  
        Изучением рассматриваемой темы  занимались  такие  ведущие  ученые,  как Л.Р.Формина, Н.И. Формановская, И.Б.Голуб, Л.И.Никифоренко, Д.Э. Розенталь.

 

 

 

Глава 1. Речь, как средство общения.

 

        Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. В структуру речевого общения входят: значение и смысл слов, фраз («Разум проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый),  тембр (раскатистый,  хриплый,  скрипучий),  интонация, дикция речи.

       Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной  в общении является плавная,  спокойная, размеренная манера речи. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и другие. Характер взаимодействия с людьми во многом зависит от того, в какой форме предпочитает человек выражать свое недовольство в отношении других лиц и в какой форме  склонен оказывать знаки внимания людям. Знак внимания – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость. Среди них выделяют комплименты, похвалы и поддержку. Кроме оказания знаков внимания, важно умение задавать вопросы.

        Речевой  опыт  не  оставляет  возможности  сомневаться  в  том,  что структура речи, ее свойства и  особенности  могут  будить  мысли  и  чувства людей,  могут  поддерживать  обостренное  внимание  и  вызывать  интерес   к сказанному или написанному. Вот эти особенности  речевой  структуры  и  дают основание называть ее выразительной. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры,  которые поддерживают внимание и интерес у  слушателя  или  читателя;  соответственно речь, обладающая этими  особенностями,  и  будет  называться  выразительной. Типология  выразительности  пока,  к  сожалению,  отсутствует.  Пока  можно высказать  лишь  некоторые  соображения,   достаточно   осторожные,   о   ее основаниях. Одно из оснований ситуация  общения.  Выразительность  речи  педагога,  очевидно,  не совпадает с выразительностью речи политического оратора. Второе основание, более четкое, — структурные области языка:  может  быть выразительность   произносительная,    выразительность    акцентологическая, лексическая   и   словообразовательная.   Не нужно забывать и то, что  своими   выразительными   возможностями   обладает   сама   структурная организация речи, включая в это понятие  и  структуру  абзаца,  и  структуру главы или раздела устного выступления, и структуру целого текста. Справедливо следующее общее соображение:  выразительно  в  речи все то,  что  выделяется  семантически  или  формально  на  общем  привычном речевом фоне.

 

Глава 2. Факторы речи в речевой деятельности.

 

       Речевая деятельность представляет собой достаточно сложную функциональную систему, т. е. деятельность многоаспектную, временно объединяющую для достижения определенной цели разные формы речи, различные по характеру речевые операции и средства порождения и восприятия речи. 
В связи с этим рассмотрение основных функций речи и определяемых ими форм речи имеет важное значение для понимания природы и специфических особенностей речевой деятельности. Функции речевой деятельности – это, прежде всего ее общественное и индивидуально-личностное предназначение, та роль, которую речевая деятельность выполняет в осуществлении основных видов жизнедеятельности человека и общественной деятельности. Выделяются общие и частные факторы речевой деятельности. Первые из них выступают в любом речевом акте, независимо от специфики и ситуации речевого общения, в которой она протекает. Частные факторы, напротив, во многом зависят от специфики того или иного варианта речевой коммуникации. К общим факторам речи  следует отнести коммуникативную, репрезентативную (номинативную),  интеллектуальную (обобщения, познания и др.) и эмотивную (т. е. служащую для выражения эмоций). Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью. 
       Центральной функцией речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (передачи сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие – это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит, прежде всего, для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи. «В чем заключается социальный смысл речи? В том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее и т. д.». Таким образом, первоначально речь выступает в своей социальной функции общения, которая воплощается в двух видах – сообщения и воздействия на себя и на других людей.

       Регулирующая функция речи проявляется также в организации и объединении других психических процессов. Регулирующую функцию речи в психологии речи принято дифференцировать:

– на саморегулятивную — с помощью  речи планируется собственное поведение. (Например, некто говорит сам себе: «Не волнуйся! Все в порядке»; или: «Сначала перейду площадь, потом  пойду налево, заверну за угол»); 
– индивидуально-регулятивную функцию – речевое воздействие оказывается на одного человека;

– коллективно-регулятивную — с  помощью речи воздействие осуществляется на группу людей. Например, беседа с  приятелями, публичная лекция, выступление  по радио, статья в журнале и т. п. Производная от регулирующей регулятивная функция используется для управления поведением коммуникантов – участников речевого общения («делай так, как я  хочу»). Например: «Иди!»; «Прочитай  эту книгу!» 
Из регулирующей функции происходит тесно связанная с ней функция планирования — планирования человеком своей деятельности и поведения в обществе, деятельности и поведения окружающих его людей. 
       Еще одной важнейшей функцией языка и речи в речевой деятельности человека является интеллектуальная функция обобщения. «Общение, – указывал Л. С. Выготский, – основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мыслей и переживаний, непременно требует известной системы средств. Таким средством является обобщение. Благодаря значению, которое несут в себе слова, и связанной с ним обобщающей функции речи речевая деятельность приобретает еще одну важнейшую – когнитивную, или познавательную функцию. Языковой знак – слово представляющий собой обобщенное отражение окружающей предметной действительности, выступает как универсальное орудие познания человеком окружающего его мира. Общая интеллектуальная функция (объединяющая в себе функции обобщения, познания и осмысления) может выступать в двух основных вариантах: интеллектуальная коллективная и интеллектуальная индивидуальная функции. 
Интеллектуальная коллективная, в свою очередь, имеет 3 варианта: 
•  речь выступает как средство существования общественного опыта; 
• речь выполняет роль общественно-познавательного средства; 
•   речь служит средством отражения особенностей национальной культуры. 
С.Л. Рубинштейн  указывал, что слово, являясь объективным отражением предмета, связано с ним внутренней связью по общности содержания. Эта связь опосредована через обобщенное содержание слова – через понятие или через образ.

       Эмоционально-выразительная (по-другому эмотивная) функция речи входит в ее семантическое содержание. Нередко понимание значения употребляемых слов в общении оказывается недостаточным, и тогда необходимым становится истолкование выразительных компонентов речи, таких как мимика, жест, интонация, «смысловые паузы» и др., раскрывающих смысл речи и являющихся важными выразительными средствами высказывания. У человека выразительные компоненты речи включаются и переходят в ее семантику (содержание и смысл), они выражают чувство, волю говорящего, передают смысловые оттенки речи и входят таким образом в ее структуру и семантическое содержание. 
В зависимости от характера эмоций эмотивную функцию можно условно разделить на выражающую т. н. «стенические» и «астенические» эмоции. Вместе с тем в речи проявляются также эмоции нравственные, интеллектуальные, эстетические и др. Разумеется, в речи находят отражение различные свойства эмоций: их интенсивность, устойчивость, модальность (например, радость, печаль, удивление, гнев и т. д.).

       Следует подчеркнуть, что рассмотренные выше функции языка и речи в речевой деятельности нередко совмещаются и одна от другой чаще всего неотделимы. Действительно, пользуясь речью, человек всегда что-то репрезентирует (называет, представляет, обозначает), коммуницирует, выражает и сообщает какую-либо мысль, реализуя при этом рациональные и эмоциональные компоненты деятельности. Правда, в одних случаях может преобладать коммуникативная функция, в других – интеллектуальная, в третьих – эмотивная. Например, приятели обмениваются житейскими новостями – в данном случае преобладает коммуникативная функция. Студент решает научную проблему, привлекая для ее решения и язык, – основной является интеллектуальная функция. Студент после экзамена восклицает: «Сдал!» В этом случае, вероятно, преобладает эмотивная функция. Что касается общей номинативной (репрезентативной) функции, то она в «равноправном» состоянии присутствует в любом акте речи. Помимо функций, указанных выше и присущих речевой деятельности в целом, речь, как считает А.А. Леонтьев, выполняет еще ряд функций, более характерных для живой разговорной речи; эти функции не обязательно проявляются в каждом высказывании. В связи с этим в психологии речи и психолингвистике наряду с общими выделяются также и частные функции речи. К ним относятся:

• Собственно номинативная, т. е. функция называния, обозначения  — в узком смысле (в отличие  от общей номинативно-репрезентативной функции). В этом случае в том или  ином речевом высказывании нечто  констатируется – «это есть». Поэтому  собственно номинативную функцию можно  определить также как констатирующую. Например, называние (перечисление) предметов, находящихся в помещении, или  констатация какого-то явления: «Петр  пришел?» – «Пришел»; «Вечереет»; «Жарко» и т. п.

• Волюнтативная (производная  от эмотивной) – функция выражения  воли и чувства говорящего – служит для выражения желаний («Хочу!»), например: «Дай карандаш!»; «Неплохо бы погулять в Нескучном саду».

• Апеллятивная функция  РД употребляется для адресации  к коммуникантам, для призыва. Например: «Иван Ивааанович, здравствуйте!»; «Дамы  и господа, минуточку внимания!»

• Суть информативной функции  состоит в привлечении внимания коммуникантов к какому-либо факту, явлению действительности. Например: «Смотри, какая красивая машина!», или: «Вот собака бежит. Одна, без хозяина».

• Релятивная функция, отображающая, передающая связи и отношения  между предметами окружающей действительности.

• Важную роль в живой  речи играет также функция маркирования, связанная с употреблением наименований – имен, названий мест (городов, улиц, географических областей).

• Операциональная функция  служит для выражения действий, процессов, состояний. Например: «Скрипач играет»; «Лед тает»; «Птичка притаилась на дереве».

• Атрибутивная — употребляется  для определения качественных отношений  – некто (человек): хороший, плохой, сильный и т. п.

• Аффимативная, т. е. выражающая утверждение непременного существования  какого-либо факта. Например: «Самолеты  летают», «Вода течет» (т. е обладает качеством текучести), «Стол стоит» и т. п.

• Негативная, т. е. функция  отрицания («нечто» не существует, какое-либо действие не состоится и т. п.).

• Квестиотивная – функция вопроса.

• Фатическая функция используется для установления контакта. Например, при первой встрече, чтобы установить контакт, нередко говорят о погоде или интересуются, смотрел ли коммуникант  популярную телепередачу и т. п., хотя и не эти темы в первую очередь  интересуют коммуникантов. В качестве другого примера можно привести реализацию фактической функции  при разговоре по телефону («Алло», «Да-да», «Слушаю вас» и т. п.). 
Наряду с указанными, в речевой деятельности реализуются и некоторые другие частные функции языка и речи.

       К ним относят, в частности, кооверативную речь, «подкрепляющую» какое-то неречевое действие («Эй, дубинушка, ухнем!»), функции самовыражения, магическую, эстетическую и др. Следует подчеркнуть, что в любом речевом акте, как правило, совмещаются сразу несколько частных функций речи. Например, в приведенной ранее фразе «Смотри, какая красивая машина!» одновременно проявляются информативная и релятивная (атрибутивная) функции (а возможно, и другие функции, если, например, уточнить ситуацию, в которой эта фраза была произнесена); разумеется, эта фраза содержит и общие функции – коммуникативную, интеллектуальную, эмотивную и др. Довольно своеобразная и многозначная функция социального общения – намеренное отсутствие внешней речи, молчание. Например: молчание в некоторых религиях (буддизме; христианстве – подвиг подвижничества; и др.), молчание – табу; молчание как этическая категория («Твори добро молча»); молчание в духовном общении («Давай помолчим»; или – как в известной песне: «Ведь порою и молчанье нам понятней всяких слов»); молчание в состоянии прекрасного. Ф.И. Тютчева:« Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, —Питайся ими – и молчи». Mолчание как подчинение некоему закону, положению; молчание в прагматических целях («Промолчишь – не потеряешь»; «Слово – серебро, молчание – золото»; «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»); молчание – сокрытие какой-либо информации; молчание из протеста; молчание как средство «не взорвать» ситуацию; молчание – форма вежливости; намеренное молчание – «не поймут», «не стоит говорить»; молчание от смущения; молчание – знак согласия; молчание как длительная пауза для подчеркивания какого-то фрагмента речи и т. п. Любопытно, что молчание «проявляет» себя и в письме. Например некто не присылает писем; пропуски слов, например, не совсем нормативной лексики, в письменных текстах, пустые листы в книге или полосы в газете и др. Абсолютное отсутствие жестов (или некоторых форм жестов) в кинетической речи также демонстрирует определенную «семантику» молчания. 
Если же иметь в виду все многообразие проявлений речевой коммуникации (функциональную и содержательную неоднородность речевых ситуаций), необходимо выделить какую-то главную характеристику речевой деятельности, которая, с одной стороны, составила бы ее специфическую черту, отграничивая ее от других, неспецифически человеческих видов коммуникации, а с другой – охватывала бы все возможные варианты ее реализации, все потенциально возможные речевые ситуации. Такой искомой характеристикой речевой деятельности является единство общения и обобщения в речевой коммуникации. Речевая деятельность, как органическое единство общения и обобщения проявляется в одновременном осуществлении в ней нескольких функций языка. В сфере общения такой функцией является коммуникативная — функция передачи информации и регуляции поведения. В речевой деятельности эта функция выступает в одном из трех возможных вариантов:

Информация о работе Факторы речевого развития человека