Факторы речевого развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение факторов эффективного речевого развития человека речи в условиях применения ярких и выразительных средств. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Большинство исследователей речи уделяют основное внимание ее фактической стороне: произносительной, лексической, грамматической и связной речи. Это, безусловно, важно. Но еще больший интерес представляет изучение факторов процесса развития речи, тех движущих сил, которые не всегда заметны, но играют в нем ведущую роль.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Речь, как средство общения …………………………………………………..4
Глава 2. Факторы речи в речевой деятельности……………………………………..5
Глава 3. Условия выразительности речи................................................................11
Глава 4. Факторы речевого развития.......................................................................17
Заключение…………………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………………..20

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.05 Кб (Скачать документ)

Глава 4. Факторы речевого развития

       Одним из важнейших факторов речевого развития человека является целостная физиологическая основа. В ее состав входят система приема информации, центральные механизмы речи, звукопроизводящая система и др. 
       Система приема информации обеспечивает первичную рецепцию и слуховое восприятие речи. Помимо этого, в ее состав входят зрительные и тактильно-кинестетические каналы. Слуху принадлежит ведущая роль в становлении речи. При его помощи ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение. Общая картина развития речевых навыков у ребенка может существенно меняться при выраженном снижении остроты зрения, а определенные нарушения артикуляции можно связать даже с незначительными дефектами тактильной чувствительности. Центральные механизмы речи зависят от физиологической целостности соответствующих отделов ЦНС и обеспечивают понимание, интерпретацию, формулирование и программирование различных языковых аспектов. 

       Звукопроизводящая система состоит из гортанных, глоточных, носовых и ротовых структур, а также нейромышечных механизмов, обеспечивающих изменения дыхания с целью произнесения звуков, генерацию гортанного звука, формирование артикулируемых звуков путем изменения форм и параметров воздушного потока в глотке, гортани и ротовой полости. Любые нарушения дыхания влияют на звукопроизводящую систему. Аномалии гортани, патология резонансных полостей приводят к изменению тембра голоса. Изменения задненебной занавески искажают структуру носовых полос гей и приводят к гиперназализации звуков у детей с дефектами мягкого и твердого неба. Губы принимают активное участие в произнесении целого ряда согласных звуков. Для произнесения многих звуков необходимы точные и быстрые движения языка, поэтому любые ограничения его подвижности могут существенно влиять на артикуляцию. 
       Организм человека - это сложная взаимосвязанная система, следовательно, психические процессы оказывают огромное влияние на формирование речевой деятельности. Недифференцированное, инактивное восприятие, плохая память, неустойчивое внимание, низкий уровень развития мышления - все это сказывается на качестве речи.

       Еще одним немаловажным фактором полноценного речевого развития является благоприятное социальное окружение. Оно обеспечивает межличностное общение при всех видах коммуникации и представляет собой языковую модель для подражания.

       Для развития речи необходимо многообразное постоянное общение. Чтобы правильно научиться говорить, нужна огромная, разнообразная, инициативная практика речи. Таким образом, любое нарушение физического, психического здоровья, отрицательное влияние социальной среды отражаются на ходе формирования речевой деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Подводя итоги проделанной работы, хочется добавить, что наряду со структурным содержанием всякая, в том числе и речевая, деятельность характеризуется также предметным или психологическим содержанием. В предметное содержание деятельности включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами, как предмет, средства, орудия, продукт, результат. Предмет деятельности рассматривается в качестве основного элемента ее предметного содержания, поскольку он во многом определяет сам характер деятельности (в частности, ее цель, вид, форму реализации и т. д.).

       Предмет деятельности может быть либо «вещественным», материализованным, либо идеальным. При анализе основных видов речевой деятельности необходимо подчеркнуть идеальность ее предмета. Согласно теоретической концепции И.А. Зимней, предметом речевой деятельности является мысль как форма отражения связей и отношений предметов и явлений окружающего нас мира. При этом цель таких видов речевой деятельности, как говорение и письмо, состоит в формировании и выражении мысли.

        Практический вывод, вытекающий из данного определения факторов речи («Для того чтобы сформировать речевую деятельность, необходимо формировать у человека навыки полного, точного и ясного – выражения мысли. Потребности практики речевой работы определяют необходимость известной конкретизации, уточнения этой задачи через соответствующую конкретизацию самого предмета речевой деятельности. Говорить красиво и правильно, доступно и логично это сложная задача, требующая большой начитанности и подготовленности, но как любая задача имеет решение. Поэтому читая  и анализируя художественную литературу, статьи и делая выводы, пометки, записи можно расширять словарный запас и обогащать речь яркостью и выразительностью.

 

 

 

Список литературы

  1. Гойхман О.Я., Надеина т.М. Речевая коммуникация: Учебник / под ред. проф. О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  2. Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я  скажу, кто ты: Учебное пособие (Текст) / Ч.Б.Далецкий. М.. 2003.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи. – М., 2006.
  4. Горошко Е.И. Языковое сознание. – М.: Институт языкознания РАН, 2002.
  5. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Изд. 2-е. – М., 2001.
  6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб., 2003.
  7. http://ru.wikipedia.org/

 

 

 



 



Информация о работе Факторы речевого развития человека