Факторы психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:45, реферат

Описание

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

Работа состоит из  1 файл

Факторы психического развития.docx

— 14.68 Кб (Скачать документ)

Факторы психического развития.

    Факторы психического развития — это ведущие  детерминанты развития человека. Ими  принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

    Наследственность ~ свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

    О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития.

    Генотипические  факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

    Вместе  с тем генотип индивидуализирует  развитие. Исследованиями генетиков  выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности  людей.

    Природные предпосылки – строение организма, его функции, его созревание –  необходимы для нормального психического развития.

    Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

    Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой стороны постоянно испытывает воздействие со стороны элементов этой среды.

    Социальная  среда и ее элементы имеют следующую  структуру:

    • Микросистема. Она включает самого субъекта и его ближайшее окружение (семья, детский сад, ровесники по школе, оказывающие самое непосредственное влияние на ход психического развития), другие компоненты микросреды – это органы здравоохранения, товарищи по играм и иные социальные группы, к которым принадлежит ребенок. На развитие ребенка могут влиять события в школе, в семье, связи между ними, так же как и связи между школой и группой сверстников.
    • Макросистема включает идеологию, установки, нравы, традиции, ценности окружающей ребенка культуры. Именно макросистема устанавливает эталоны внешней привлекательности и ролевого поведения, влияет на образовательные стандарты, а значит, оказывает влияние на соответствующее развитие и поведение человека.

    Активность  — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения

    Для понимания природы активности полезно  использовать понятие устойчивого  динамического неравновесия. «Жизнедеятельность каждого организма,— писал Н. А. Бернштейн,— есть не уравновешивание  его со средой..., а активное преодоление  среды, определяемое... моделью потребного ему будущего». Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на «преодоление этой среды», и является источником активности.

Информация о работе Факторы психического развития