Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике обучения праву".

Работа состоит из  1 файл

Shpory_po_metodike.docx

— 134.99 Кб (Скачать документ)

1. Знакомство с абстрактными, обобщенными дефинициями должно  сопровождаться конкретными примерами  с опорой на социальный опыт ученика.

1 Ученики старших классов  школы должны знать, что такое  право, источники права, система  права, ответственность, закон,  Конституция и т. д.

2. Не стоит заучивать  сложные юридические конструкции, необходимо добиться их понимания.

3. Следует использовать  возможности межпредметных связей. Важным методом изучения теории права в юриспруденции является сравнительно-юридический метод. С его помощью

можно сопоставлять различные  нормы права, правовые системы страны и проч. В области методики обучения праву используется прием сравнения. Учитель права может предлагать школьникам, используя прием сравнения, выстраивать различные таблицы, схемы и проч. Предположим, школьники при изучении темы ≪Правоотношения≫ сравнивают различные их виды и выясняют их общие и отличительные черты. В процессе изучения теории права используется проблемное изложение. Однако оно вполне преемлимо и при рассмотрении норм отраслевого законодательства. Как реализовать это на уроке права? Учитель может поставить перед учениками определенный вопрос, на который они пока не смогут дать ответ. Возникает необходимость что-то изучить, познать, над чем-то поразмыш-

лять. Так побуждается познавательная активность ребенка, который ищет путь разрешения противоречия. Школьникам можно представить противоположные взгляды на определенную ситуацию и попросить их предложить свой вариант решения. Проблема должна быть интересна школьникам, ее решение посильно и не слишком трудно для данного контингента учеников. В противном случае возникнет отторжение школьников от изучаемой проблемы. Когда не рекомендуется применять проблемный метод обучения праву ?

1. Если тема урока очень  сложная.

2. Если у школьников  слишком слабая подготовка и  знаний не достаточно для решения проблемы.

3. Если на уроке мало  времени, возникает потребность изучить большой блок правовой информации.

4. Если не достигнуто  взаимопонимание учителя и учеников, в классе наблюдается слабая  дисциплина, школьники не выполняют требований педагога.

При изучении теоретических  правовых тем необходимо обратить внимание на формирование умений и навыков школьников. В методической литературе нет однозначного подхода к определению этих понятий. Вот одна из существующих точек зрения. Если школьник научился осуществлять определенный прием учебной деятельности (например работать с нормативноправовым актом), то можно говорить о том, что у него сформи-

рованы умения. Но умение, которое доведено до автоматизма, свидетельствует о навыке ученика. Напомним, что в науке выделяют общие учебные умения:

— речевые. В процессе обучения теории права необходимо обратить внимание на формирование таких умений школьников: отвечать на вопросы, пересказывать юридическое содержание проблемы, конфликтную ситуацию, требующую правового вмешательства, критически анализировать выступление других обучаемых. Речевые умения могут быть устными и письменными. Последние тоже важны для обучающихся праву. На учебных занятиях они составляют необходимые документы (заявления, иски, жалобы и проч.);

 

 

 

 

 

 

— организационные. Школьник должен уметь правильно распределить свой день, выполняя самостоятельные домашние задания, планировать ту или иную форму деятельности и проч.;

— информационные. Ученик в процессе обучения праву приобретает умения работать с учебником, правовыми текстами,  хрестоматией, юридическими документами, справочниками;

— интеллектуальные. К ним относят умения решать задачи, воспринимать и воспроизводить правовой материал, осуществлять самоконтроль.

Методика формирования умений при обучении праву может основываться на уже хорошо известной в обучении методике,  суть которой прописывается в 4 этапах:

1. Формирование ориентировочной  основы умения. Учитель раскрывает суть мыслительной операции, составляет памятку выполнения этой операции.

2. Ученики приступают к  самостоятельному выполнению задания и применяют впервые показанную им операцию.

3. Выполняются тренировочные  задания, чтобы прочно закрепить и углубить знания, навыки обучаемых.

4. Применяют умение по  типу все более отдаленного переноса.

Поясним это на основе формирования умений давать юридическую консультацию конфликтующим сторонам правовой ситуации и решать правовую задачу. Во-первых, обучаемым следует показать последовательность действий, составляющих конкретный прием, необходимый для решения задачи. При решении правовой задачи по теории права и конституционному праву можно воспользоваться следующей памяткой:

1. Внимательно прочти условие  задачи полностью.

2. Определи область права, которая регулирует предложенную ситуацию.

3. Выдели возникшее правоотношение, его составляющие эле-

менты.

• 4. Определи правовые нормы, которые устанавливают правомерные  модели поведения субъектов права.

5. При необходимости найти  правовые нормы в нормативно-правовых  актах прочитай соответствующий  раздел учебника по теме.

6. Определи, кто из участников  правового отношения нарушил  норму права, что необходимо  сделать, чтобы защитить права,  и т. д.

7. Сделай вывод.

Во-вторых, учитель права  предлагает школьникам решить другую задачу по образцу, при этом он руководит этой работой.  В-третьих, запомнив прием, школьники начинают его применять самостоятельно при решении других задач. Многократно повторяя одни и те же этапы своей деятельности, школьники усваивают их и начинают использовать в нестандартных ситуациях, при изучении нового материала.

Однако если школьник просто усвоил способ действия, прием, этого мало для формирования умений. Необходимо, чтобы ученик был инициативным, находил новые варианты

решения задач, осуществлял  перенос умения. Рассмотрим примеры модельных уроков по темам теоретического характера и вопросам изучения конституционного права. При этом обратим внимание начинающего учителя на следующее. При подготовке к уроку необходимо определить цель, соотнести ее с прогнозируемым результатом (это лучше прописать в разделе ≪Что должен знать, уметь школьник после изучения темы≫). Обязательно составляем план урока, выделяем основные понятия, которые необходимо усвоить. Учителю необходимо разнообразить урок различными формами деятельности. Например, в ниже приведенном уроке используется прием ≪путешествия во времени≫. Педагог должен показать школьникам существование разнообразных подходов к пониманию права, а чтобы суметь их понять и проанализировать, ученики знакомятся с первоисточником (извлечениями из высказываний юристов, общественных деятелей и проч.). Школьники работают по группам, получив одинаковую установку: проанализировать текст, ответить на вопросы, разъяснить, как понимали право в определенную эпоху, сформулировать свое отношение к понятию. Итак, от воспроизведения информации школьники переходят к ее творческому осмыслению. При решении задач, анализе жизненных ситуаций ученики высказывают свою позицию и аргументируют ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Учебно-методический комплекс по  праву

Содержание правового  образования отражено в учебном  плане, учебной программе и учебниках. К настоящему времени создано немало книг учебного характера по праву для системы школьного обучения. Нет смысла анализировать их все (тем более, что литература по праву очень быстро устаревает, в старые книги вносятся изменения, появляются новые), однако следует заметить, что среди них выделяют:

— учебные пособия. Так называют литературу для учеников,  которую можно использовать в учебном процессе: хрестоматии, содержащие извлечения из источников права прошлого и современности, книги для чтения2, в которых подобран правовой материал по отдельным темам из литературных, публицистических и других произведений, и проч.; — методическую литературу ( такие книги адресованы учителям, методистам, студентам и всем, кто интересуется проблемами обучения праву). В настоящее время книги по методике права для системы общего образования приобрели иную структуру. Так, в прошлом доминировали поурочные разработки, в которых была прописана пошаговая дея-тельность педагога и ученика (учитель получал готовый рецепт того, как нужно проводить урок). В настоящее время методические книги содержат рекомендации к проведению занятий, предоставляя возможность учителю самостоятельно моделировать свой урок. Начинающему педагогу следует обратить внимание на то, что должны знать школьники, чему они могут научиться при изучении конкретной темы, а также, какие методические приемы можно использовать на уроке, чтобы достигнуть поставленных целей. Во многих книгах представлен дополнительный материал для учителя о новых изменениях в действующем законодательстве, случаях из судебной практики, правовые задачи; — правовые словари (некоторые из них адресованы ученикам, другие же — юристам, преподавателям);

— наглядные средства обучения (к ним относят слайды, видеофильмы по праву, транспоранты. Так, в рамках деятельности Российского Фонда Правовых Реформ созданы специальные фильмы по правовым проблемам, а также видеоматериалы по методике права. Центр наглядных средств обучения Министерства образования РФ подготовил целую серию наглядных материалов по праву для школы с методическими рекомендациями по их использованию в учебном процессе). Книги, объединяемые между собой единой концепцией и состоящие из учебников, методических пособий, учебных пособий, хрестоматий, практикумов, рабочих тетрадей, словарей, составляют УМК — учебно-методический комплект. Учебная правовая литература для школьников может быть рекомендована или допущена к использованию в учебном процессе Министерством образования РФ, если прошла экспертизу независимых специалистов, оценивающих книги с методической, педагогической, юридической точек зрения. Мы уже знаем, что важным документом деятельности образовательных учреждений системы общего образования (школ)  является Учебный план. Он содержит перечень предметов, распределение их по годам обучения и т. д. Он создается на основе Базисного плана, утверждаемого Минобразования РФ. Базисный учебный план — это государственный документ, в котором определена максимальная учебная нагрузка, допустимая для образовательной деятельности; представлено то количество часов, которое рекомендуется отводить на изучение отдельных учебных предметов; указано, какие учебные предметы должны изучить школьники на разных ступенях своего обучения. В Базисном учебном плане есть федеральный компонент (там записано, что обязаны изучать школьники всей страны и сколько часов в неделю будет отведено на те или иные учебные предметы), национально-региональный (он связан с особенностями работы каждого региона России, учитывая местные традиции и обычаи), а также школьный и ученический компонент, формируемый каждой школой на базе указанного в рекомендациях количества часов. Каждая школа создает свой учебный план, в котором обозначены предметы изучения, количество учебных часов на них. Важным документом является учебная программа. В ней устанавливается содержание, объем знаний, умений, навыков по праву. Школы могут создавать авторские программы, модернизировать уже существующие. Специалисты выделяют также тематическое и поурочное планирование. Тематическое планирование представляет собой документ, в котором прописаны: основные темы правового курса и примерные календарные сроки, когда предполагается их изучить;  количество учебных часов, которое отводится на изучение каждой темы; основные правовые понятия, которые должны изучить школьники при рассмотрении конкретной темы; название уроков; внеклассные мероприятия; основная и дополнительная литература по изучению каждой темы. Просматривая тематическое планирование, учитель может корректировать изучение тех или иных тем, видеть перспективы изучения курса, взаимосвязь проблем уроков и проч.

2. Цели и задачи школьного правового  образования

Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:

— обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);

— воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);

— развития (совершенствования  способностей, умственных сил и т. д.).

Выделяют общие цели и  конкретные (оперативные). Последние связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков.

К целям правового образования можно также отнести:

— повышение уровня правовой культуры общества;

— воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие  законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;

— формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права;

— формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям;

— изучение национальных и  демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч.

Основными задачами школьного правового образования являются:

— отбор учебного правового  материала и формирование специальных  правовых курсов для системы обучения,

— создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

— отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса,

— постоянное совершенствование  методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современная структура школьного  правового образования

В настоящее время в  учебных учреждениях системы  общего образования изучение правовых вопросов осуществляется как в рамках интегративного подхода, так и в системе модульного варианта (отдельных курсов). В первом случае обучаемые, переходя с одной на другую ступеньку обучения, постигают азы правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедческих курсов, где, наряду с чисто правовыми вопросами, рассматриваются политические, экономические, философские, культурологические, исторические и др. проблемы общества. Во втором случае в школах, гимназиях выстраивается единая вертикаль

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"