Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике обучения праву".

Работа состоит из  1 файл

Shpory_po_metodike.docx

— 134.99 Кб (Скачать документ)

10. Межпредметные и внутрикурсовые связи в обучении праву, их образовательно-воспитательная роль.

 Современная система  школьного образования предполагает  различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход. В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса Обществознание, нацеленного на комплексное изучение основополагающих понятий политологии, культурологии, философии, экономики, этики, а также права. В другом случае обучаемые имеют возможность более основательно проникнуть именно вглубь важных вопросов юриспруденции, изучая отдельные правовые курсы (они называются модули). Обучение современного школьника в образовательном учреждении носит системный характер, а это значит, что выстраивание различных учебных курсов, которые предлагаются ребятам для изучения, должно осуществляться логично, при наличии определенной взаимосвязи друг с другом.

Межпредметные связи в правовом обучении проявляются в виде установления взаимосвязей разных учебных курсов по содержательным аспектам (в том числе между изучаемыми явлениями, событиями, фактами), проведения взаимосогласованных форм учебной работы, установления преемственности в формировании умений и навыков деятельности. Знания, которыми обладают ученики, следует непременно использовать при рассмотрении новых тем правового курса. Учитель права должен быть хорошо осведомлен в тех проблемах, которые изучают его ученики по другим предметам гуманитарного цикла, таким как история, обществознание, биология, экономика. В других случаях межпредметные связи могут устанавливаться в процессе организации мотивационных. Группа обучаемых получает задание: подготовить рассказ о правовой системе России середины XIX в., вспомнить о событиях, которые потрясли мир и Россию и были связаны с убийством императора государства Александра II1. Межпредметные связи могут быть установлены и с экономическими курсами. Так, изучая в правовом курсе блок вопросов о предпринимательстве, ученики могут вспомнить об особенностях рыночной экономики, действии закона спроса и предложения. Интеграция экономико-правовых знаний особенно актуальна в современной системе преподавания обществознания. Реализация межпредметных связей может осуществляться как по горизонтали (речь идет о необходимости учитывать содержание учебных курсов, которые изучаются в параллель с основными), так и по вертикали (когда в каждом образовательном учреждении устанавливаются свои особенности изучения правовых курсов с первого, предположим, класса до 11. Межпредметные связи могут устанавливаться путем создания определенной системы методических приемов, которые весьма результативно используются при изучении разных учебных курсов. Так, предположим, проведение деловых игр и использование интерактивных технологий в обучении детей может ≪объединять≫ процесс рассмотрения тем разных курсов. Дети, обученные работать в определенном режиме познания окружающей действительности, добиваются хороших результатов в обучении праву.

Большую роль в системе  методики обучения праву играют приемы установления внутрикурсовых связей, обеспеченные внутренним логическим единством правового содержания учебного предмета. Основные правовые курсы построены весьма логично: первоначально обучаемый овладевает комплексом знаний в области теории права, закрепив понятия право, структура права, отрасль права, юридическая ответственность, а затем на базе изученных понятий рассматривает особенности правового регулирования конкретных общественных отношений (семейных, трудовых, уголовных, гражданских, процессуальных). Считается, что наиболее эффективным способом установления таких связей является беседа, комплекс специальных воспроизводящих вопросов-заданий, которые позволяют обучаемым вспомнить, сравнивать, сопоставлять, выделять общее и отличное, выявлять сущность нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Инновационные технологии в правовом обучении

Слово инновация появилось  в исследованиях ученых XIX в. и  означало введение отдельных элементов культуры в другую среду. Лишь в конце XX столетия стали активным компонентом всех процессов, происходивших в отечественной системе образования. Педагогические нововведения затронули и правовое образование, в том числе методы и средства обучения. В первую очередь они стали ассоциироваться с различными формами интерактивного обучения. Анализ огромного количества инноваций в школьной системе обучения праву позволяет выделить отдельные их типы:

1. Инновации в содержании  правовых курсов. Так, в образовательном  учреждении апробируются новые  юридические учебные дисциплины, содержание которых соответствует  духу времени, новому законодательству, носит практико-ориентированный характер.

2. Инновации в технологии  обучения. Появление новых методических  приемов, в том числе тех,  которые не использовались в  данной школе. В первую очередь  это связано с проведением  деловых игр и различных форм интерактивного обучения.

3. Инновации в управляющей  системе школы. Так, появляются  новые должности (имеется в  виду те, которые ранее не были  в школе): замдиректора по правовому воспитанию, зам-

директора по научно-методической работе и другие. Изменяется система методической работы педагогов. Предположим, они объединяются в методические секции или цикловые кафедры, выбирают тему проведения определенного исследования, осуществляют общее руководство исследовательской деятельностью обучаемых.

4. Инновации в воспитательной  работе школы. Правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств. Это способствует становлению личности, которая уважает права человека, законы страны и исполняет предписания права.

Специалисты выделяют частные, модульные и системные инновации. Внедряя отдельный правовой курс, например в девятом классе, учитель осуществляет частные инновации. Они имеют локальный характер и пока не связаны с другими серьезными нововведениями в школе. Однако пройдет время, и данные изменения, несомненно, повлекут за собой комплекс других: так появится потребность применить новые технологии в области правового обучения, выстроить другую систему воспитательной работы и проч. Здесь можно уже говорить о модульных инновациях, захватывающих несколько элементов системы. И наконец возникает насущная потребность изменить всю систему: воспитание, технологии обучения, управление школой. Речь идет о системных инновациях. Последние были ярко выражены при создании в конце XX столетия образовательных учреждений с инновационной моделью развития, где осуществлялась дифференциация профильного характера. В школах появились юридические классы.

Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности. Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. К ним относят новые формы работы на уроке в режиме интерактива. Ученики сидят лицом друг к другу по кругу и выполняют задания по теме. Не исключено, что при этом будут использоваться традиционные приемы работы с текстом учебника, закона. Технологии критического мышления, новые формы деловой игры, проектной работы связаны с инновациями в области правового обучения. К системе инноваций можно отнести введение медиации в систему правового обучения. Ученикам предлагается разрешать правовые конфликты (решать задачи) мирным путем с участием нейтрального посредника-медиатора. Так ученики осознают важную миссию права — помогать людям, обеспечивать их спокойствие, благополучие, порядок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Особенности обучения на уроках права в школе.

Дистанционное обучение — это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. В отношении правового образования можно констатировать актуальность подобного подхода, что обусловлено такими факторами:

— правовая информация любого объема и вида (визуальная,  звуковая, статичная или динамичная, текстовая и графическая) может передаваться на различном расстоянии;

— хранение правовой информации в памяти компьютера позволяет пользоваться ею в любое время;

— при правовом обучении таким путем могут быть организованы диалоги с партнерами, электронные  конференции и проч.;

—- компьютерное образование  демократизирует обучение праву. Любая школа, даже та, которая расположена в отдаленных местах, получает возможность через Интернет познакомиться с каталогами мировых библиотек и важной для обучения информацией. В международной практике группу учеников, которые обучаются дистанционно под руководством учителя, принято называть киберкласом. При этом уделяется особое внимание именно самостоятельной работе школьников или студентов, которая занимает большую часть в такой системе обучения. Специалисты считают, что учитель права должен сам овладевать известными методиками дистанционного обучения и психологически настроить своих ребят на своеобразный режим работы. Такая работа требует от учеников внимания, умений самостоятельно принимать решения. Практика показывает, что школьники и учителя, приступающие к работе в сетях и не обладающие прочными пользовательскими навыками, не могут быстро перестроиться для обучения в режиме дистанционной системы. Специалисты выделяют три этапа в подготовке и проведении правового курса дистанционного обучения:

1. Формирование учебной группы. Учитель права делит класс школьников на отдельные минигруппы, при этом объединение ребят целесообразно осуществить согласно их желаниям.

2. Подготовка учебной группы к дистанционному обучению1. Между обучаемыми должен быть установлен дружеский контакт, сформированы начальные навыки дистанционного доступа к электронным учебным материалам. Обучаемые знакомятся с планом — графиком выполнения программы правового курса.

3. Организующие действия учителя в ходе обучения. Здесь учитель выступает в роли консультанта своих обучаемых, помогая им приобретать и закреплять определенные правовые навыки. Одним из важных преимуществ правового дистанционного образования является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности, что является крайне необходимым для правого обучения. В настоящее время в мировой практике существует шесть известных моделей открытого заочного и дистанционного обучения. В них используются различные средства информационных технологий, в том числе: телевидение, видеозапись, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации и проч.

Модель 1. Обучение по типу экстерната. Таким образом ученик, не посещая правовые курсы в образовательном учреждении, самостоятельно прорабатывает рекомендуемую литературу, источники, выполняет определенные задания и сдает соответствующие учебной программе экзамены.

Модель 2. Университетское  обучение. Студентам предлагаются печатные пособия для самостоятельной работы, видеокассеты, СД-диски и проч. На базе их самостоятельного изучения приобретаются знания и отрабатываются умения в определен-

ной области.

Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких университетов. Так у любого человека появляется возможность получить образование на базе различных образовательных учреждений: колледжей, университетов, не покидая своего дома, страны.

Модель 4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях. Отдельные учебные заведения создают мультемедийные курсы, проводят аттестацию своих обучаемых и проч.

Модель 5. Автономные обучающие  системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения и радиопрограмм, СД-РОМ-дисков, а также дополнительных печатных пособий. Это программы самообразования.

Модель 6. Неформальное интегрированное  обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на взрослую аудиторию, тех людей, которые не смогли закончить школьное образование.

 

 

 

14. Учебная игра на уроках права

В правовом обучении используются различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра — это творческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьников, где обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе.  Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно. Игра связана с импровизацией.

1. Дидактические  игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер. Правила такой игры подробно объясняются всем ученикам. Специалисты считают, что они похожи на соревнование. Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос, решить правовую задачу творческого характера с опорой на тот багаж знаний, которым он обладает. Методисты рекомендуют проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного правового материала. Для этого отводится немного времени. Учитель права должен организовать такую игру с учетом уровня подготовленности класса. В том случае, когда игры не проводились, следует объяснить ученикам правила поведения (соблюдение дисциплины,  уважение других). В процессе игры нельзя менять правила. Учитель, разрабатывая игру при подготовке к уроку, должен учитывать возрастные особенности класса. Летает не летает, Шарады, Контакт

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"