Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике обучения праву".

Работа состоит из  1 файл

Shpory_po_metodike.docx

— 134.99 Кб (Скачать документ)

Тезисы – сжато сформулированные основные положения содержания печатных источников или устного изложения; подробно не раскрываются. Конспект – более или менее развернутое, последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связи между «узлами темы», обоснования и конкретизацию выводов и суждений. Конспектирование лекции сложнее, чем аналогичная работа с печатными источниками и поэтому ему должна предшествовать практика в конспектировании учебника, документов, научно-популярных материалов. Разновидностью лекционных конспектов может быть запись лекции с помощью условных знаков и рисунков (пиктограмм), разворачивающая в графических образах основные вопросы занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьная лекция отличается от своего вузовского аналога и тем, что здесь одинаково значимы  образовательные, воспитательные развивающие цели занятия. Поэтому она сложнее по составу и оригинальнее на каждом этапе. Подготовку к лекции можно начать заранее с помощью опережающих заданий учащимся: повторить ранее изученный материал, подобрать документальное и изобразительное сопровождение лекции, составить аннотированный список литературы по теме лекции, организовать выставку книг или публикаций периодики, совершить экскурсию.

Продумывая тему лекции, желательно остановиться на проблемном, интригующем, ярком варианте заголовка, способном привлечь внимание школьников, вызвать интерес к теме, направить изложение лекционного материала. Название лекции южно сопроводить эпиграфом, который поможет актуализировать главный вопрос лекции или стать вариантом проблемного задания. План лекции может быть предъявлен ученикам устно и письменно, И простой и развернутой форме, завершенным и не законченным. В последнем случае старшеклассникам предлагается самостоятельно по ходу лекции вписать в него ключевые слова или сформулировать подпункты. Лектор может и не давать готовый план, а в виде познавательного задания предложить такую работу своей аудитории. Во время лекции рекомендуется на доску выписывать новые слова, имена, даты, географические названия и понятия.

Желательно не просто перечислять  авторов и названия работ по теме лекции, но и кратко характеризовать  рекомендуемый список литературы. Эту информацию могут подготовить и старшеклассники, прервав монолог учителя.

Начиная лекцию, полезно поставить  перед школьниками познавательное (проблемное) задание, размышлять над которым они будут в процессе занятия, а в конце – обсудят свои ответы. Также нужно подзывать образцы письменных заданий или сообщать требования к наполнению лекционных работ и условия их проверки.

Заканчивая изложение  каждого пункта лекции, преподаватель  обязан делать краткое обобщение и логический переход к следующему вопросу.

Обобщающий вывод по всему лекционному материалу может делать не только учитель, но и старшеклассники в ходе повторительной обобщающей беседы и обсуждения проблемных вопросов, поставленных в начале занятия.

Эффективным завершением  лекции будет небольшой практикум, проверочная работа. Для них подойдут тесты на проверку формализованных тайных компонентов исторического учебного материала (даты, понятия, персоналии, события), хронологические задачи, картографические задания. Для сильных учащихся можно подготовить проблемные и творческие задания, тесты со свободными ответами, эссе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Семинарское занятие по праву  в школе

Семинар является одной из эффективных форм развития познавательной активности школьников. Его целесообразно проводить по темам, требующим углубленного понимания определенной юридической проблемы. Учитель должен заранее предложить ребятам вопросы для обсуждения, рекомендовать ту литературу, которую следует прочитать. Работа над отдельными вопросами может превратиться в выполнение определенного миниисследования. Семинар проводится по плану. В конце такого урока обязательно следует сделать итоговые выводы. Семинарское занятие – форма учебного занятия, на которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. С лабораторными занятиями семинар сближает целевая установка: формирование и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе самостоятельного изучения разнообразных источников; развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе: конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых проблемно-тематических выступлений, оппонирования, критического сопоставления источников и т. д. Но в отличие от других форм учебных занятий на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендованной литературой. Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса, которой предшествуют уроки изучения нового материала и лабораторные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. План и конспект урока

Конспект урока по праву  представляет собой модель учебного занятия. В нем раскрывается ход урока, деятельность учителя и учеников на каждом этапе обучения. Учитель просчитывает, сколько времени можно затратить на ту или иную форму работы, указывает методы, приемы и средства обучения. В конспекте записываются формулировки основных вопросов, заданий, которые будут выполнять школьники, а также выводы, обобщения. Вот памятка учителю права для составления типичного конспекта урока:

1. Сформулируй четко тему  урока.

2. Обозначь цель и задачи  урока.

3. Укажи оборудование, необходимое  для решения задач и достижения цели.

4. Отбери важное содержание  юридического материала по теме  и запиши его.

5. Обозначь методику изучения  темы.

Методисты предлагают составлять конспект урока в виде таблицы. Первая колонка таблицы раскрывает ход  урока. Например, в ней мы пишем:

1. Проверить знания и  умения школьников по теме  «Правонарушение».

2. Изучить новую тему  Юридическая ответственность. План: а) понятие юридическая ответственность, б) основные виды юридической ответственности, в) ответственность несовершеннолетних, г) основания освобождения от юридической

ответственности.

3. Закрепление темы осуществляется  по вопросам (прописываются вопросы).

4. Домашнее задание (указать  какое). Целесообразно показать время,  которое будет отведено на  каждый этап урока.

Во второй колонке прописывается  кратко содержание нового учебного материала; приемы работы учителя, средства изучения нового материала, выводы, итоговые обобщения, познавательные задания, которые адресованы школьникам.

В третьей колонке записывается познавательная деятельность учеников на каждом этапе урока. Здесь можно указать ответы, которые соответствуют предложенным учителем вопросам, заданиям и т. д. Можно заранее обозначить фамилии учеников, которые будут отвечать на уроке или выполнять письменно задание.

Как правило, подробный конспект урока составляют начинающие учителя. Хорошо продуманный и грамотно построенный  урок оказывает заметное влияние на качество подготовки школьников. Опытные педагоги составляют план урока, в котором про-писываются структурные элементы учебного занятия, деятельность учеников и учителя на каждом этапе урока. Целесообразно тезисно выделить основные мысли изложения нового материала, выделить главные понятия, правовые нормы. В плане прописываются основные вопросы, которые учитель будет использовать для изучения новой темы, повторения пройденного. Указываются и методические приемы, которые будут использо-

ваться на уроке. В плане можно использовать условные обозначения, схемы.

Учитель права может отрепетировать урок (особенно это важно для тех, кто не имеет опыта работы в  школе), подготовить дополнительные вопросы на тот случай, если в реальном уроке окажется лишнее время. В этом случае нельзя прерывать занятие и заставлять школьников пассивно ждать перемены. Задача педагога заключается и в том, чтобы верно распределить учебное время на разные этапы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Использование справочных правовых  систем при изучении отдельных  тем по праву.

Компьютерная справочная правовая система (СПС) — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие работать с информацией (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, выводить информацию на печать и т. д.). Отметим теперь три основные проблемы, которые обычно приходится решать при создании эффективных механизмов

распространения правовой информации:

1. Проблема открытости  правовой информации.

2. Проблема эффективности  и доступности для массового  потребителя каналов распространения правовой информации.

3. Проблема создания эффективных  инструментов для работы с  огромным массивом разнообразной правовой информации.

При решении каждой из этих проблем заметную роль играют компьютерные СПС.

Преодолению информационной закрытости органов государственной  власти и управле-ния способствует налаживание тесных контактов между этими органами и средствами массовой информации, и в частности, с разработчиками и распространителями СПС. Еще большую роль СПС играют при решении второй проблемы. Действительно, именно специфика компьютерных СПС, основанная на современных технологиях передач в массовом порядке огромных объемов информации, позволяет обеспечить реальную доступность правовой информации широкому кругу потребителей.

И, наконец, очевидно, что  только технологии компьютерных СПС позволяют осуществлять эффективную повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся информации, что особенно характерно именно для правовой информации.

В то же время следует четко  представлять себе и границы реальных возможностей и область применения СПС. В частности, надо иметь в  виду следующее. В соответствии с  ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу. В настоящее время ни одна СПС, даже будучи официально зарегистрированным средством массовой информации, не является официальным источником опубликования НПА. В настоящее время нигде в мире нет полностью продуманных процедур официального опубликования правовых актов в электронном виде, хотя специалисты многих стран исследуют эту проблему и возможные пути ее решения. В России также имеется некоторое движение в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так, в Указе Президента РФ от 23.05.96 № 763 ≪О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти≫ имеется упоминание об официальных машиночитаемых текстах, которые распространяются НТЦ ≪Система≫ при ФАПСИ. Однако, как уже было отмечено, ни в этом Указе, ни в других документах пока не разработана конкретная организационно-техническая процедура использования официальных машиночитаемых копий правовых актов в работе широкого круга специалистов. СПС предоставляет возможность получить полную и достоверную информацию по правовым проблемам, но при использовании тех или иных правовых актов при обращении, например, в суд ссылаться необходимо не на СПС, а на официальный источник публикации. Качественная СПС обязательно содержит информацию о том, когда и где был официально опубликован соответствующий НПА. Нельзя также ожидать от СПС услуг, которые фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. В СПС действительно, как правило, включен огромный объем конкретных консультаций по отдельным правовым вопросам и ситуациям, и пользователь может с легкостью извлекать из информационного банка системы любые из этих консультаций. Но следует четко понимать, что СПС, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений. Даже если среди консультаций, включенных в СПС, имеется та, которая в точности соответствует конкретной ситуации пользователя, необходима определенная квалификация, чтобы безошибочно установить сам факт такого соответствия. Вопрос о реальных возможностях СПС является предметом спора между различными разработчиками. Некоторые из них придерживаются взглядов, что за счет юридической обработки информации в СПС можно добиться того, что даже неподготовленный пользователь сможет сам, без помощи специалистов, разбираться в сложных ситуациях, другими словами, что СПС в значительной мере могут заменить юриста и аудитора. Позиция специалистов компании ≪Консультант Плюс≫ в этом вопросе более сдержанная. Ни одна СПС не сможет заменить настоящего профессионала и является лишь необходимым инструментом в работе экспертов. Более того, если пользователь не имеет хотя бы начального понимания юридических основ, то ему просто опасно самостоятельно браться за решение серьезных юридических задач, даже вооружившись самой совершенной СПС. Так, например, если бухгалтер находит в газете мнение, консультацию специалиста или нормативный акт, который помогает ему сориентироваться в отдельной конкретной ситуации, то это, естественно, экономит время, необходимое для принятия решения. Но любой, даже начинающий специалист понимает, что в сложной ситуации нельзя целиком полагаться только на одну публикацию, даже если это нормативный акт.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"