Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике обучения праву".

Работа состоит из  1 файл

Shpory_po_metodike.docx

— 134.99 Кб (Скачать документ)

— вводный урок;

— урок изучения нового материала;

— комбинированный урок

— контрольный урок;

— урок проверки и учета  знаний;

— повторительно-обобщающий урок.

Общий уровень юридической  и методической подготовки учителя  права, наличие тех или иных средств правового обучения, уровень способностей ребят класса, содержание юридического материала оказывают существенное влияние на выбор того или иного типа урока. Уроки, одинаковые по типу, могут быть разными по виду, в зависимости от выбранного ведущего метода: например, вводный урок можно провести в виде экскурсии в адвокатскую контору, где специалист-практик расскажет школьникам о нужности правовых знаний и умений в жизни и роли права в судьбе человека.

В правовом обучении необходимо обратить внимание на один очень важный принцип методики: изучение нового правового материала должно сочетаться с закреплением того, что было изучено ранее. Рассмотрим уроки права, которые различаются между собой по соотношению структурных звеньев обучения и основной обучающей задаче. Автор считает, что учитель права может создавать такие формы уроков, которые еще не представлены в науке, а потому нет смысла однозначно трактовать существующую систему типологии учебных занятий по праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования, уголовного права.

Вопросам правового регулирования  образования в школьной программе не уделяется достаточного внимания. Однако,  будучи участниками образовательного процесса, ученики и педагоги должны знать правила поведения тех, кто становится субъектом подобных правоотношений. Методика научно-методического анализа темы Правовое регулирование образования заключается в проведении следующих операций:

1. Учитель права определяет  значение и место темы в  курсе Основы права. В этой  связи обращается внимание на  новые научные факты, положения  и идеи теории. В настоящее  время образовательное право  претерпело изменения. Приняты  новые поправки к Закону об  образовании. Учитель права должен внимательно разобраться в ведущих нормах действующего законодательства. Необходимо выделить опорные и межпредметные связи в изучении темы, связь темы с другими темами курса Право. Приступая к изучению вопросов образовательного права, необходимо актуализировать знания учеников по вопросам теории права. Это можно организовать с помощью беседы,  опроса и т. д. Ученики должны вспомнить материал первых уроков о праве; о системе права (институтах, отраслях); источниках права (закон и подзаконные акты); действии закона во времени и т. д. В некоторых школах ученики создают свое внутришкольное законодательство на основе собственных знаний проблемы.

2. При подготовке к занятию  учитель обращает внимание на  логику, структуру и содержание  темы. Здесь необходимо отобрать  важный материал с опорой на  социальный опыт школьников.

3. Учитель формулирует  задачи образования, развития  и воспитания учеников при  изучении данной темы. Во-первых, ученики знакомятся с правилами  поведения в сфере образования,  сущностью права на образование.  Во-вторых, они совершенствуют умения  работать с источником права, развивается их творческое мышление, способность анализировать правовые ситуации, разрешать конфликты и т. д. В-третьих, у школьников воспитывается чувство ответственности за свои поступки,  уважения к другим участникам образовательного процесса.

4. Учитель права определяет  значение темы для формирования  мировоззрения учеников. Здесь необходимо показать связь теории и практики. Усваивая модели правомерного поведения в школе, ученики знакомятся с тем, какими правами в образовании наделены граждане страны, как можно реализовать это в дальнейшем. Учитель четко выделяет основные знания и умения, которые формируются при изучении темы, возможности формирования у обучающихся логического мышления и навыков работы с различными источниками информации (пресса; телевидение; законы); возможности выполнения умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, противопоставления, обобщения, систематизации и классификации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведению занятий по экологическому праву может предшествовать серьезная целенаправленная работа школьников по сбору материала краеведческого характера. Здесь ученики осуществляют исследовательскую работу, выясняя, какие проблемы экологического характера волнуют именно их город, район, область и проч. В этой связи подобные уроки могут проводиться в форме миниконференции, на которой обучаемые подводят итоги проделанной работы и докладывают о своих успехах в этой области. Обсуждая эти проблемы, можно попытаться разработать программу мероприятий, которые могли бы способствовать решению некоторых несложных вопросов. Важно, чтобы дети осознали, что и они могут вложить свой труд в обеспечение своей безопасности. На таком уроке можно провести диспут, при наличии возможности пригласить представителей власти, работников экологических комитетов и проч. Учитель в форме рассказа тем не менее должен пояснить, что такое экологическое право, какие источники регулируют эту область общественных отношений. Ребята должны запомнить ведущие правовые нормы, можно предложить серию задач правового характера, в которых обучаемые должны выступить в качестве экспертов, консультантов. В конце урока подводятся итоги, дается задание на дом. Существенное изменение целеполагания уроков но эколого-правовым темам, включение их в программы предметов, систематизирующих и обобщающих социальные знания, актуализирует традиционную методическую проблему межпредметных связей. Как частное решение данной проблемв можно предложить использовать систему творческих заданий для уроков-практикумов интегрированного типа, когда на занятиях естественнонаучного цикла школьники разрабатывают проекты экологических правил поведения, а на уроках правоведения перед ними ставится задача обоснования этих правил требований экологического права. Цель подобных занятий состоит в формировании личностно-осознанных эколого-правовых установок.

Одной из ведущих отраслей российского права является уголовное  право, регулирующее важную сферу человеческих отношений, определяя, какие поступки людей опасны для общества, государства, человека, и устанавливая наказания за их совершение. Рассматривая особенности российского уголовного закона, обучаемые должны понять важные его положения, основанные на презумпции невиновности, принципах равенства, справедливости, гуманизма, неотвратимости ответственности.

Методика преподавания темы Уголовное право на уроках обращает внимание учителя на следующие аспекты:

1. Учитель выясняет место  темы в программе, структуру  представленного материала. Как правило, темы подобного рода изучаются в конце курса.

2. Необходимо раскрыть  содержание основных правовых  понятий: их свойств, возможные  методические подходы к формированию понятий темы. Следует обратить внимание на понятия, прописанные как обязательные для усвоения по Госстандарту знаний (преступление, наказание, уголовная ответственность).

3. Анализируются трудности  темы и пути их преодоления.  Необходимо учитывать внутрикурсовые и межкурсовые связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Подготовка учителя к уроку права.

Подготовка учителя права  к урокам представляет собой важный этап профессиональной деятельности педагога и осуществляется до начала учебного года. Каждый учитель права должен быть хорошо знаком с требованиями государственного стандарта знаний образовательной области ≪Обществознание≫, в первую очередь с правовым блоком обязательного минимума знаний, учебной программой, книгами по курсу. Необходимо определиться, какие учебники станут основой работы с учениками. Стоит обратить внимание

на то, какие нормативно-правовые акты понадобятся для изуче-

ния курса. При подготовке к уроку учитель права отбирает необходимое юридическое содержание, продумывает тип, структуру урока, а также формы учебно-познавательной деятельности школьников. Необходимо сформулировать цели учебного занятия.

Выделяют: образовательные; развивающие; воспитательные цели. Цель связана с результатом деятельности и всегда направлена на его достижение. Чтобы правильно сформулировать цели, учитель анализирует учебник, пособия, программу. При подготовке к уроку учитель права анализирует контингент своих учеников. Ему необходимо определить, какая деятельность обучаемых будет доминировать на уроке. При этом он соотносит характер деятельности школьников с существующими уровнями познания: воспроизводящим, преобразующим и творческо-поисковым.

Особо следует обратить внимание на отбор материала к уроку. Учитель определяет объем материала и приемы изложения его содержания. Здесь он определяет понятия, подбирает необходимые примеры для их иллюстрации. Продумывается и работа с учебником, хрестоматиями.

При подготовке к уроку  следует продумать и систему  закрепления знаний и умений ребят, их проверки и оценки. Проведенный  урок должен обязательно анализироваться. В конспекте урока можно делать записи неудачных моментов урока и необходимые изменения, которые следует вносить в учебное занятие в следующий раз. На первых этапах профессиональной деятельности, а также в период педагогической практики в школе необходимо организовать систематическое взаимопосещение занятий, анализируя урок со стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке к уроку  учитель должен уметь составить  Тематическое планирование. Подготовка учителя к уроку должна носить системный характер. Правовая информация может устаревать, в стране принимаются новые законодательные акты, а потому учитель права должен вести постоянную работу по отслеживанию новой информации. Целесообразно также знакомиться с материалами судебной практики. При подготовке к конкретному уроку целесообразно прочитать материал учебника по теме, обратив внимание на предложенный для усвоения обучаемым текст и те вопросы, которые изложены недостаточно полно; проанализировать дополнительный материал и задания, которые планируется предложить ученикам. Целесообразно, особенно на первых этапах преподавания новых правовых курсов, четко расписать ход урока, обратив внимание на то, сколько времени может занять изучение тех или иных вопросов темы. Следует четко продумать то домашнее задание, которое будет предложено ученикам. При подготовке к уроку можно отобрать интересную правовую информацию,  которая могла бы акцентировать внимание обучаемых в том случае, когда они устали или произошла непредвиденная заминка на уроке при неподготовленности учеников, неспособности выполнить предложенные задания и проч. В отдельных случаях целесообразно продумать, какие ученики будут выполнять те или иные задания.

Учитель права может отрепетировать урок (особенно это важно для тех, кто не имеет опыта работы в  школе), подготовить дополнительные вопросы на тот случай, если в реальном уроке окажется лишнее время. В этом случае нельзя прерывать занятие и заставлять школьников пассивно ждать перемены. Задача педагога заключается и в том, чтобы верно распределить учебное время на разные этапы урока. С юридической точки зрения, каждый учитель права обязан не менее чем один раз в пять лет проходить повышение своей квалификации. Однако практика показывает, что творчески работающие педагоги принимают участие в различных курсах, проводимых ежегодно усилиями школы, управления образования и институтов повышения квалификации, в связи с тем, что преподавание права и подготовка учителя к этому процессу — сложный процесс постоянной работы учителя над собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Диагностика результативного компонента  на уроках права.

В процессе правового обучения школьников не менее важным является возможность проанализировать определенный результат работы преподавателя и деятельности его ученика. В методике права большое значение имеет проверка и оценка знаний, умений учащихся.

Все существующие варианты диагностирования можно разделить на две группы: — те, которые используются для текущего контроля знаний и умений школьников, — те, которые выполняют роль итоговой аттестации. Последние менее вариативны и могут выражаться в проведении зачетов и экзаменов. Текущая проверка правовых знаний имеет несколько функций: контрольную (посредством такой проверки обращается внимание на деятельность школьника, его неудачи и успехи), воспитательную (школьник приучается к систематическому вьшолнению порученных заданий, стремится это сделать как можно лучше),  обучающую (систематизируются и закрепляются знания, умения детей), развивающую (осуществляется развитие речи, мышления и проч.). Все эти функции реализуются в том случае, когда учитель права верно осуществляет текущую проверку знаний школьников. Содержание тех знаний, которые восстанавливаются в ходе нее, должно быть связано с новыми правовыми знаниями, которые школьник начинает осваивать. Необходимо обратить внимание на совершенствование правовых умений ученика, которое происходит в процессе текущей проверки, а также формирование его грамотной речи. Очень важно, чтобы ученики при этом почувствовали практическую значимость права, тех знаний, обладателями которых они становятся благодаря учебному курсу в школе. Текущая проверка знаний может осуществляться в форме опроса в начале урока, середине или конце. Если проводи к опрос по теме предыдущего занятия, то его завершение может быть обобщено учителем или учениками. Это даст возможность логично перейти к изучению новой темы.  Посредством проверки знаний и умений школьников учитель права анализирует процесс обучения, корректирует его,  например, в сторону усложнения методики. Таким образом,  получив информацию об усвоении материала учениками, учитель достигает системной работы по обучению праву. В практике работы школ закрепился принцип уплотненности времени при проверке знаний. Так, во время опроса (он может длиться всего лишь 15—20 мин.) опытные педагоги успевают продиагностировать от 20 до 30 человек. В таком случае одновременно ученики работают по выполнению индивидуальных заданий по карточкам письменно, на доске и устно у доски, освещая определенную проблему. Незадействованные в проведении опроса ученики получают задание: внимательно выслушивать ответы одноклассников и дополнять, исправлять их выступления или выступать экспертами, анализируя степень правильности ответа. В другом случае учитель может предложить всему классу выполнить задания по специальным карточкам. Такие задания должны быть подготовлены заранее и постоянно обновляться. Учитель обязан учесть индивидуальные способности своих учеников, а потому целесообразно применять так называемый дифференцированный подход по системе уровневой дифференциации. Он предполагает, что каждый ученик выполняет задания того уровня сложности, который соответствует подготовленности, способностям. Решив задачу, адекватную уровню подготовленности, ученик будет чувствовать успех и непременно захочет узнать больше. Сильные  ученики, получив достаточно сложные задания, будут совершенствовать свои умения. Многие практики считают, что наиболее эффективным средством проверки формализованных правовых знаний являются тесты, которые позволяют провести объективную оценку достигнутого уровня обученности школьников, получить достоверную информацию об овладении ими учебного курса. Проверка знаний, умений обучаемых в области права должна осуществляться систематически. При оценке ответа ученика учитель может руководствоваться и традиционной системой проверки их знаний и умений, когда обращается внимание на  полноту и правильность ответа; степень осознанности и понимания изученного;  речевое оформление ответа. Итоговая проверка знаний и умений учеников в области права может осуществляться в форме зачетов, экзаменов. В настоящее время в некоторых школах проводятся экзамены по праву, а также экзамен по Обществознанию, где право представлено в виде модуля (части курса). Такая итоговая проверка требует основательной и длительной подготовки. Учитель на основе примерных вопросов по курсу составляет свою систему вопросов и заданий. Учеников нет смысла знакомить с вопросами каждого билета и порядком их расположения, чтобы избежать механического заучивания информации для сдачи экзамена. Вопросы для повторения составляют в логической последовательности (в то время как в билете они могут располагаться по-другому) и знакомят с ними школьников. Важно,  чтобы ученик смог продемонстрировать те практические умения, которым его обучили.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"