Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике обучения праву".

Работа состоит из  1 файл

Shpory_po_metodike.docx

— 134.99 Кб (Скачать документ)

 

12. Внеклассная  и самостоятельная работа в правовом воспитании учащихся

В последние годы особую популярность приобрели различные методы правового образования, активизирующие именно самостоятельную работу обучаемых на уроках и во внеурочное

время. Самостоятельная работа представляет собой познавательную деятельность самих учеников, имеющую  цель, форму выражения, которая заканчивается  проверкой результата. Такая работа выполняется по заданиям и направлена на достижение определенного результата. В большинстве случаев современный учитель права работает в классе, где количество детей колеблется от 20 до 35 человек. В этой связи самостоятельная работа приобретает особый характер. Выполняя определенное задание, школьники могут объединяться в группы. При этом группа представляет собой единое целое (все ученики выполняют одно задание), а может так, что в группе каждый школьник выполняет свое задание. В последние годы популярность приобретает дифференцированное обучение, при котором ученики объединяются по уровню способностей, интересов и проч1. Учитель применяет к ним разные методы, приемы и средства обучения праву. Работая с каждым учеником отдельно (предлагая ему выполнить самостоятельные задания в соответствии с учебными, физиологическими и психическими возможностями), учитель права осуществляет индивидуализацию правового обучения. Очень часто в практике педагог ис-пользует задания с разным уровнем сложности для учеников. Сложность правового материала определяется путем его характеристики, выявления информативной насыщенности структурных составляющих и проч. Трудность материала носит субъективный характер и зависит от конкретного школьника. То, что может быть трудным для одного, покажется легким для другого. Специалисты выделяют два этапа самостоятельной деятельности школьников при правовом обучении.1) На первом этапе учитель должен научить своих воспитанников элементарным приемам самостоятельной работы. Он должен показать, каким образом можно добывать знания из разных источников, анализировать их, обобщать и делать выводы. При этом педагог выступает в роли консультанта, организатора самостоятельной работы детей.

2) Приобретая навыки самостоятельной  работы, ученик подготавливается к исследовательской деятельности. У него появляется своя точка зрения на определенные понятия. Ученик становится способным решить сложные нестандартные задачи. На уроках права результаты самостоятельной работы школьников могут быть представлены в форме докладов, рефератов или небольших сообщений. Во многих школах большое значение приобрели научные общества ребят, в рамках которых и осуществляется самостоятельная деятельность обучаемых. Ребята объединяются в творческие группы и проводят совместно или индивидуально исследовательскую работу по конкретной теме. Обычно такая работа осуществляется в течение всего года и завершается изложением цельного, логически взаимосвязанного материала в виде реферата. Исследовательский самостоятельный подход в правовом обучении опирается на непосредственный опыт самих ребят. В зарубежной педагогике XX в. этот подход был связан в первую очередь с движениями европейского нового воспитания и прогрессивного воспитания в США. Обучение осуществлялось на основе собственного опыта ребенка, самостоятельно осваивающего окружающий мир. Специалисты доказывали1, что при таком подходе целесообразно применять спиралевидное изучение основных представлений и понятий — от начальной школы к средней, а затем возвращаться к ним на последующих ступенях обучения. Важно ставить ученика в позицию исследователя, первооткрывателя. В самостоятельной работе он  овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, однако его деятельность осуществляется под контролем со стороны учителя права. Стоит согласиться с мнением коллег, которые пришли к выводу, что ≪задача современного правового обучения состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.  На протяжении последних десятилетий современные дидакты придерживаются представления о трех уровнях исследовательского обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает метод ее решения. Решение ученику предстоит осуществить самостоятельно. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (здесь возможен коллективный поиск).

 

 

 

 

 

На высшем, третьем уровне постановка проблемы, выбор метода и разработка самого решения осуществляются учениками самостоятельно. Сравним традиционное обучение праву с исследовательским, самостоятельным освоением юридической информации и приобретением навыков правомерного поведения. Внеклассная работа в правовом воспитании учащихся.

Большую работу по систематизации внеурочной деятельности провели И.В. Уколова, И.Л. Друбачевская, А.П. Вакуленко, СИ. Володина, A.M. Полиевктова. Вот некоторые результаты их исследований. Авторы пришли к выводу, что:

1. Внеурочная деятельность  не ограничена жесткими возрастными  рамками, поэтому в клуб/кружок  могут объединяться учащиеся, которые искренне желают более глубоко познать право.

2. Педагог имеет дело  только с заинтересованными детьми, поэтому он может не заботиться  о проблеме мотивации. Однако  мотивы, собравшие школьников вместе, могут быть различными.

3. Внеурочная деятельность  по праву динамична. Например, работа клуба не связана с  лимитом урочного времени, школьным  расписанием, устройством классной комнаты с оценками. Появляется свобода для применения деловых и ролевых игр, акций и проектных технологий (в том числе — телекоммуникационных).

4. Вне урока дети приобретают  больше возможностей для контактов  с реальным взрослым миром:  представителями органов правовой  системы, средствами массовой информации, некоммерческими организациями.

5. Внеурочная деятельность, не связанная требованиями программы,  позволяет сосредоточиться на  одном аспекте права, но через  призму выбранного постараться  узнать о праве и правовой  системе в целом.

Виды школьников во внеурочной деятельности авторы предлагают подразделить с учетом:

— возраста;

— поставленных целей (развитие личности ребенка, профориентация, формирование гражданской позиции);

— степени открытости детского объединения.

Предварительно, при проведении уроков и факультативов по праву, учитель имеет возможность выявить  наиболее активных и заинтересованных детей и определить тематику внеурочного объединения.

Учителя-практики пришли к  выводу, что наиболее результативными  формами работы во внеурочной деятельности являются кружки, клубы и иные объединения тех, кто заинтересован в углублении, расширении правовой информированности. В практике рекомендуют проводить экскурсии. Например, И. Уколова, И. Друбачевская, А. Вакуленко, С. Володина и А. Полиевктова считают, что должна быть подготовлена экскурсия в нотариат. Экскурсия в юридическую консультацию, адвокатское бюро (контору) имеет свои особенности.

Перед экскурсией или приглашением школьникам следует не только выяснить (или повторить), чем занимаются адвокаты, но по возможности посмотреть учебный фильм Юридическая консультация, Также весьма эффективным будет знакомство школьников с такими государственными органами в их городе, как:

— военкоматы;

— санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС);

— пожарная охрана. Имитация телепередач

Это одна из самых простых  и любимых детьми форм; нередко  школьники сами становятся инициаторами проведения телеигр и состязаний на уроках и особенно вне их (на огоньках, общешкольных праздниках, капустниках). Преимущества использования этой формы деятельности очевидны:

— в силу своей популярности игра в телепередачи не требует дополнительной агитации со стороны педагога;

— сюжет и правила телепередач  всем хорошо знакомы, поэтому можно приглашать участников со стороны, вызывать на соревнования другие школы и клубы;

— имитация телеигры, позволяя ребенку ориентироваться на конкретного ведущего и как бы спрятаться за уже найденный образ популярной телезвезды, помогает даже стеснительным детям вести себя свободно и достичь успеха. Гражданский форум — это школа принятия совместных решений, выбора общей позиции в условиях открытого общественного диалога, через серию обсуждений гражданами страны ее наболевших проблем.

 

 

 

 

 

 

 

19. Проблемы гражданско-правового  воспитания и образования

Правовое образование  в настоящее время рассматривается  как важная структурная составляющая гражданского образования, значение которого в последние годы возросло заметно в России. В настоящее время в Росси можно выделить пять моделей гражданского образования. Первая модель называется предметно-тематическая - является наиболее разработанной и реализуется в большинстве школ России. Главный акцент здесь делается на изучении информации по конкретным темам и разделам дисциплин, программам курсов, входящих в цикл Гражданское образование. Эта модель практически полностью отражена в текстах учебных пособий, программ, список которых весьма обширен. Это: граждановедение, человек и общество, политика и право, введение в политологию, права человека, экология, экономика. Особое направление в рамках данной модели представляют тексты, в которых содержится информация, поступающая непосредственно из той или иной сферы социальной практики: из области прав человека, юриспруденции например. Предметно-тематическая модель в целом базируется именно на возрастной вертикали гражданско-правовых знаний,  что является ее несомненным достоинством, как и быстрый способ распространения информации из сфер гражданского образования, что позволяет учащимся и их педагогам в сравнительно короткие сроки познакомиться с общей терминологией. Слабые стороны предметно-тематической модели связаны с тем, что в рамках отечественной высшей и средней школы слабо разработана методология и методика преподавания социальных наук с использованием современных интерактивных методов обучения. Использование данной модели может быть весьма продуктивным при следующих условиях: наполнение содержания отдельных тем для изучения личностным и общественным звучанием;  использование активных методов обучения — дискуссий, групповой работы, моделирования, ролевых игр; сочетание внеклассной и учебной работы, вовлечение учащихся в решение общественных проблем.

Вторая модель называется межпредметная. Она включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются контекстуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания. Речь идет об умении говорить на языке ценностей, то есть воссоздавать ценностные контексты, идентифицировать и транслировать ценности, в том числе демократические. Среди трудностей внедрения данной модели отмечается отсутствие у многих преподавателей практических навыков воодушевляющей, безоценочной, позитивно окрашенной речи. Обычно учитель проецирует на ученика свои индивидуальные надежды, политические и этические установки, неудовлетворенные интересы, моральные предпочтения. Данный подход называют еще морализаторским. Он часто служит источником конфликтов между учителем и учеником. Чтобы избежать морализаторства, учитель может встать на любую из позиций, разработанных для этих целей в практике международного преподавательского сообщества: информатора, катализатора, фасилитатора, советника, лидера группы, эксперта, истинного члена группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он должен стремиться обсудить с детьми те или иные общественные проблемы, предоставив для этого  максимум информации. Существенная трудность реализации модели межпредметного гражданского образования в России — это отсутствие институциональной поддержки учителей России, работающих в данной сфере. Школа зачастую остается один на один именно с этими проблемами. Некоторые самостоятельно создают методические объединения, центры, лаборатории, которые помогают изменить организацию школьной жизни и взаимоотношения школы с местным сообществом.

Третья модель получила называние  институциональная. Она подразумевает наличие не менее четырех сценариев существования гражданского образования в рамках жизни школы и социума.

Сценарий 1. В школе моделируются (воссоздаются) элементы взрослой гражданской жизни (пример: школьное самоуправление).

Сценарий 2. Основные элементы школьной жизни (стиль обучения, характер оценивания, система организации  и дифференциации обучения, школьная политика) приводятся в соответствии с демократическими ценностями

Сценарий 3. Уклад школьной жизни. Структура образовательного пространства выстраивается таким  образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго сценариев.

Сценарий 4. Гражданское образование  не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению  школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с учреждениями культуры, образования, бизнеса своего района. Другой путь в развитии данной модели — это создание правового пространства в школе

Четвертая модель гражданского образования называется проектная. Здесь разрабатываются самые различные проекты международного и местного значения, связанные с тематикой гражданского образования.

Пятая модель гражданского образования  называется Домино. В основу данной модели положен принцип отбора сценариев школьной культуры, которые уже прошли апробацию в различных школах и показали хороший результат. Пример такого сценария — разработанный ассоциацией За гражданское образование курс для старших классов средней школы под названием Выборы в демократическом обществе. Данный курс включает программу из 13 уроков, объединенных в четыре блока:

— Роль выборов в демократическом  обществе.

— Мировой опыт проведения выборов, избирательные системы.

— Политические партии в  демократических выборах.

— Избирательная компания.

Сценарии курса способны вызвать в школьной жизни проблемы, подобные падению костей домино: изучение темы выборов в рамках разработанных сценариев и деловых игр может привести школьников и учителей к созданию реально действующего школьного парламента, появлению ученической республики вслед за выборами ее президента. Другим сценарием такого рода может стать материал темы Естественные права и свободы, изучение которой в рамках деловых, имитационных игр, дискуссий, конференций может привести к созданию школьного театра культурологической направленности или постоянно действующего печатного органа в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Урок права. Основные типы, виды и формы.

Общеизвестно, что организация  правового обучения должна иметь  оформленный характер. Это тем  более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе различных оснований. Обратим внимание лишь на некоторые из них. Большое многообразие уроков по праву, сложившееся в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании многообразных их типов. Однако предлагаются разные основания классификаций: по способам проведения, по правовому содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным звеньям процесса обучения. Если за основу классификации взять ведущий метод, то можно выделить: урок-лекцию, урок-беседу, диспут, лабораторное занятие с источниками права. Если же обратить внимание на деятельность самих школьников, то следует говорить об уроках-обобщениях, уроках-играх, уроках-конференциях или проблемных уроках. В том случае, когда мы будем рассматривать урок с позиции самих элементов процесса правового обучения, учебной задачи, выделяются:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"