Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике обучения праву".

Работа состоит из  1 файл

Shpory_po_metodike.docx

— 134.99 Кб (Скачать документ)

 

1. Предмет и задачи курса «Теория  и методика обучения праву»

Методика обучения праву  имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет Право и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс. Используя ее достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать в политической жизни страны или просто иметь хороший доход. Основными задачами указанной выше науки являются:

— отбор учебного правового  материала и формирование специальных  правовых курсов для системы обучения,

— создание специальных правовых обучающих программ,  учебников  и методических пособий,

— отбор средств обучения, определение систем

ы методических приемов и организационных форм обучения праву,  а также преподавания правового курса,

— постоянное совершенствование  методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Методика обучения праву  — весьма динамичная наука, что обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества. Обозначим основные функции такой науки:

1. Практико-организационная. Она позволяет дать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.

2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая. Она позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7. Наглядность в преподавании правовых дисциплин.

Еще в XVII в.Ян Коменский  доказал, что в процессе обучения большую роль играет так называемый принцип наглядности, который позволяет ребенку быстрее запомнить и понять даже самое сложное явление. В современном правовом обучении используют различные виды наглядности. Этим понятием называют важное средство обучения праву, связанное с визуальным (зрительным), аудиальным (слуховым) восприятием информации. В методике обучения праву выделяют различные виды наглядности. По форме внешнего выражения наглядные средства обучения классифицируются так:

1) звуковые средства обучения 

2) экранные средства обучения (правовые видеофильмы, мультемедийные программы правового обучения);

3) печатные средства обучения (в них правовая информация  представлена на бумажных носителях).

Однако в правовом обучении целесообразно обращать внимание на классификацию наглядности по ее юридическому содержанию. В этой связи  можно выделить:

1) Условно-графическую наглядность - схематичные рисунки, диаграммы, схемы, графики, которые включены в учебники и пособия по праву, создаются детьми или учителем в процессе работы над темой и проч.

— символическую наглядность;

— схематическую наглядность.

2) Технические средства обучения (ТСО). Различные аудиозаписи, компьютерные компакт-диски, кинофильмы при правильном использовании на уроках права значительно улучшают процесс обучения.

3) Предметная наглядность может быть обеспечена учебными экскурсиями в суд, нотариальную контору или в адвокатское бюро.

4) Изобразительная наглядность. Например, учебные картины, изображающие судебное разбирательство дела в эпоху средневековья, позволят разобраться школьникам в особенностях процессуального права прошлого и сопоставить его с нормами

современного законодательства.

Наиболее существенные черты  правового явления или понятия  можно передать через схематический  рисунок.

На уроках права могут  применяться условные знаки, обозначающие то или иное понятие. Их используют при создании таблиц, графиков. При  использовании наглядности на уроке  права следует помнить о таких  правилах:

1) Обилие наглядности вредно  для процесса обучения, как и  ее отсутствие.

2) Наглядность должна появляться  только в тот момент, когда  ученики изучают вопрос, который отражен в наглядном средстве обучения.

3) Наглядное средство обучения  должно соответствовать возрастным  особенностям учеников, быть понятным  для них.

4) Оно не может использоваться  в отрыве от других приемов,  методов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Методика правового обучения в практике работы школ

Большую роль в правовом образовании  играют 1. дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать определенную позицию по теме и попросить школьников высказаться. Важно научить детей доказывать свою позицию конкретными примерами, юридическими правилами. Ученики должны понять, что нельзя отстаивать свою точку зрения без аргументации, а потому значимость знаний в таких условиях еще более возрастает. В процессе дискуссии школьники приобретают новые знания и закрепляют то, что было уже изучено. Важным вопросом в методике обучения праву становится структурирование и регулирование дискуссии. Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию. Если дискуссия не выровнена, появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова.

Приемы для упорядочивания свободной дискуссии.

Голоса. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек - голосов. Одна карточка - одно высказывание. Высказался - отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут сказать более тихие.

Карточки-сигналы. Для каждого участника дискуссии готовится целый набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная — несогласие, карточка со знаком вопроса - желание задать вопрос, с восклицательным знаком — высказаться самому. А можно придумать карточку - призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.

Молчаливая дискуссия

Каждая группа садится  вокруг своего стола, на котором лежит  большой лист бумаги (а можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например, расизм, равенство, закон) и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки. Все одновременно пишут (лучше фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило: Говорить нельзя, нужно молчать. 2. Диалог - представляет собой одну из форм сотрудничества сторон, которые обсуждают определенную проблему

В диалоге нахождение общих  знаменателей является целью. В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению

3. Дебаты - явление оппозиционное: две стороны противостоят друг другу и пытаются доказать неправоту противной стороны. В дебатах целью является победа 4. Интервьюирование — хороший способ связать изучение прав человека с реальной жизнью, расширить социальные представления школьников о праве, а также развить у них навыки общения с самыми различными людьми. 5. Изучение казусов. Включая их в систему правового обучения, педагог учит школьников анализировать проблемную ситуацию, находить вариант ее разрешения. На уроке ученики рассматривают юридические случаи, основанные на письменных заключениях судов; гипотетические ситуации, содержащие конфликты и дилеммы; ситуации, имевшие место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других источников. Такая информация должна быть представлена в письменном виде либо выражена аудиовизуальными средствами (фильмом например).

6. Ранжирование

Ученики должны сделать выбор  между противостоящими альтернативами. Например, они могут проранжировать правонарушения от наиболее серьезного до наименее серьезного. В отличие от предыдущего метода ранжирование показывает результат пространственно.

 Методика 7. проективных техник. Эти техники позволяют учащимся сформулировать свою позицию и отношение к определенным явлениям. Ученики дописывают незаконченные предложения, такие как:

— Я бы посоветовал Верховному Суду...

— Я бы хотел, чтобы Президент  России...

Учащихся можно попросить  придумать подпись к неозаглавленной  фотографии или карикатуре, написать или сыграть окончание незавершенной ситуации.  Еще одним вариантом проективных техник может быть задание: нарисовать рисунок на заданную тему. Например, один из преподавателей попросил ребят нарисовать власть. Эти рисунки послужили материалом для продуктивной дискуссии.

 Своеобразным жанром  учебной литературы по праву  стали рабочие тетради. Так называют материалы-задания, подготовленные для каждого ученика. В настоящее время используются рабочие тетради и для тех, кто изучает право в начальной школе. Рассматривая тему на уроке, ученики закрепляют свои знания путем решения отдельных задач.

16.  Методика работы с юридическими документами

Слово документ является общеупотребительным, а потому школьники, как правило, уже знакомы с его значением. В области юриспруденции мы очень часто сталкиваемся с различными документами, имеющими весьма важное значение. В методике права существуют различные подходы к вопросу об использовании в правовом обучении документов. Сторонники практико-ориентированного подхода считают, что изучение права должно основываться именно на практической работе школьников с различными документами, в том числе источниками права. По их мнению, учеников необходимо знакомить и с особенностями юридической техники (хотя такая дидактическая единица в обязательном минимуме знаний школьников не представлена), ведь в реальной жизни они будут часто сталкиваться с юридическими документами и должны уметь свободно в них ориентироваться1. Другие же считают, что работа с документами не должна подменять все многообразие методов и приемов обучения праву, ведь мы не готовим профессиональных юристов в системе общего образования, а даем лишь основы представлений о праве вообще. При работе с юридическими документами у учеников закрепляются правовые знания теоретического характера, форми-руется интерес к праву, значимость которого они ощущают предметно. На учебных занятиях по праву целесообразно обратить внимание на следующие виды юридических документов: — источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ Президента, постановление правительства, локальные правовые акты); — правоприменительные акты (приговор суда по конкретному делу, обвинительное заключение и проч.); — индивидуальные договоры (брачный контракт, договор подряда и проч.); — заявления (исковые, о приеме на работу и проч.).

Некоторые методисты считают, что изучение права может осуществляться исключительно на основе первоисточников (например, законов)1. Однако юридические документы не могут служить основным источником формирования правовых знаний учеников, и причин этому много. Юридически документ не адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается сложная юридическая речь и т. д.

Использование документов может  осуществляться в процессе изучения темы для подтверждения мысли, показа того, как действует юридическая норма. У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся читать документ, оценивать его значение. Учитель может цитировать документ. Работа с источниками права должна постепенно усложняться. Обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на что обращают внимание в первую очередь, затем школьники под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания. Методисты выделяют такие этапы работы с документом:

1. Учитель дает образец  разбора документа.

2. Ученики анализируют  документ под руководством учителя.

3. Работают под руководством  учителя и самостоятельно.

4. Самостоятельно изучают  документ в классе и дома.

Ученики могут самостоятельно сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д. Документ, который используется на уроке, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике. На уроках юридический документ может использоваться и учителем права, и обучаемыми. Предположим, рассматривая тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми они должны выделить: реквизиты такого документа, показать, что необходимо указывать в нем, и проч. Изучая отдельные нормы права отраслевого законодательства, целесообразно использовать в обучающем процессе извлечения из законов или подзаконных нормативно-правовых актов. Прочитывать весь закон нет смысла. Необходимо отобрать ту его часть, которая соотносится с темой разговора и предложить школьникам выполнить на основе ее анализа задания. При работе с документами никогда не следует заставлять школьников заучивать нормы действующего законодательства и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится и к системе работы с литературой (книгами, статьями и проч.),  где представлены различные школы права и позиции юристов по отдельным правовым проблемам. На уроках права необходимо отработать с учениками навыки конспектирования — так называют письменное краткое изложение основного содержания правового текста.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"