Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике обучения праву".

Работа состоит из  1 файл

Shpory_po_metodike.docx

— 134.99 Кб (Скачать документ)

2. Сюжетно-ролевые игры. В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим компонентом специалисты называют сюжет. Он может быть вымышленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, исполнение которых предполагается в ее процессе. Не целесообразно превращать игру в спектакль, заставляя учеников лишь воспроизводить сценарий. Учитель может быть организатором игры, имея право вносить исправления, пояснения в случае ошибок. Так закрепляется правильная модель поведения в процессе игры с помощью специальных приемов.  Ход игры продумывается заранее. Допускаются некоторые отклонения от тактики игры. Педагог может сам выполнять определенную роль. Шаг за шагом, ролевое обсуждение, Один в поле воин

Деловые игры. Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где  различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования. Они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества. Выборы местной власти. Игра призвана показать механизм формирования местной власти - органов местного самоуправления.

Иллюстративные  игры. Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями  (как в ролевых). Обычно иллюстративные игры проводятся для 7—8 классов. В практике работы школ используется проведение игр-конкурсов по праву. В таких случаях осуществляется систематизация правовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно большой коллектив детей (школу, ряд школ). Учитель права должен четко сформулировать цель предстоящей деятельности, разработать систему заданий и вопросов с опорой на содержание изученного школьниками материала. Игра Яблоко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Основные методы обучения праву.

В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового образования и воспитания граждан страны. В этой связи методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития школьников. Известно, что общая дидактика выделяет разные группы методов. К ним относят:

1. Методы стимулирования  и мотивации учебной познавательной  деятельности.

2. Методы организации и  осуществления учебно-познавательной  деятельности.

3. Методы контроля и  самоконтроля эффективности учебно-познавательной  деятельности.

В связи с тем, что в реальной практике сложилось большое разнообразие методов обучения, специалисты предложили классифицировать их по различным основаниям. Итак, на основании характера познавательной деятельности в правовом обучении выделяют и такие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный. Его сущность состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют в памяти правовую информацию.

2. Репродуктивный метод. Системой логически взаимосвязанных вопросов учитель права организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.

3. Метод проблемного изложения. При организации правовых занятий учитель ставит определенную проблему, сам ее решает и показывает путь решения, предлагая образцы научного познания правовых явлений.

4. Частично-поисковый, или эвристический метод. При применении этого метода учитель права ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание.

5. Исследовательский  метод. Он обеспечивает творческое применение знаний, способствует овладению методами научного познания. Развивает интерес к предмету.

В современном правовом обучении необходимо обратить внимание на организацию  самостоятельной деятельности школьников. Это может осуществляться при: решении  практических задач, работе с юридическими документами и проч.; проведении специального исследования по определенной теме

под руководством учителя  права. Важным методом закрепления  знаний, выработки умений, навыков являются упражнения.

Известные дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер,  исходя из уровней познавательной деятельности учеников, выделили: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический и исследовательский метод (или объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Т. А. Ильина предлагает учителю права использовать методы сообщения новых знаний: объяснение, рассказ, лекция; методы приобретения новых знаний: экскурсия, самостоятельная работа с книгой, упражнения; методы работы с техническими средствами; самостоятельную работу.

Классификация методов по источникам получения учебной информации позволяет обратить внимание педагога на словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы обучения праву связаны с устным изложением материала или печатным способом передачи информации (в этом случае в обучении используют тексты нормативно-правовых актов; газетный материал по правовым вопросам и т. д.). Методисты выделяют такие его виды: сюжетный или описательный рассказ, характеристика правового явления; конспективное (краткое) изложение; обобщение правовой информации.

Особого внимания заслуживает наглядный метод обучения праву, который используется учителями в практике. Он позволяет конкретизировать учебный материал. Указанный метод может выражаться в работе с таблицами, схемами, демонстрации транспарантов по праву с использованием эпидиоскопа,  применением мультимедийных программ, классной доски, мела, фломастеров и проч.

Практические методы заключаются в совершении определенных действий с учебными предметами. Это может быть создание схематических рисунков, мультипликационных вариантов правового содержания  и проч. Ученики работают самостоятельно с литературой, участвуют в научно-исследовательской деятельности.

 

 

 

 

4. Интерактивное обучение: понятия,  особенности применения.

Интерактивное обучение –  специальная форма организации  познавательной деятельности. Оно имеет ввиду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании конфликтных условиях обучения, когда ученик чувствует свою успешную интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения – учебный процесс организуется таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процессе познания, имеют понимать о том, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоение учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаний и деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получить не только новые знания, но и развить саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалога общения, который ведет к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого ученика задач. В ходе диалога общения учащиеся учатся мыслить, критиковать, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуктивные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуется парная, групповая, индивидуальная работа, разрабатываются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами, используются творческие работы.

Интерактивное обучение выполняет  следующие задачи: 1. Развиваются  коммуникативные умения и навыки; 2. Установление эмоциональных контактов  между учащимися; 3. Решаются информационные задачи, т.к. обеспечивают необходимость  информации, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; 4. Развитие общих учебных умений и навыков обеспечивают решение обучающих задач; 5. Обеспечивает воспитательную задачу, т.к приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение позволяет  реализовывать субъективно субъектный подход в организации учебной деятельности, формирует познавательно-активную  и мыслительную деятельность учащихся, усиливает мотивацию к изучению предмета, создает благоприятную атмосферу на уроке, исключает монологизацию преподавательского материала и дублирование информации полученной из доступных источников. Следует выделить научные методические основы на которых базируется интерактивность: обучение через опыт и сотрудничество, учет различий в стилях познания, поисковые, исследовательские  и игровые методы. В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции необходимые для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебно-поведенческих) и оказывает поддержку членам группы в ходе совместной работы.  При использовании интерактивной технологии необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках:

1) в работу должны вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологию позволяющую включать всех учеников семинара в процесс обсуждения.

2) надо подготовится о  психологической подготовке учеников, т.к не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается закрепощенность, скованность поведения, полезны разминки. Различные поощрения учеников за активное участие предоставляют возможность для самореализации. Обучения по технологии интерактива не должно быть много. Лишь при этом условии возможна продуктивная работа.

3) следует отнестись с вниманием к подготовке помещения для работы. Класс должен подготовлен с таким расчетом, чтобы учащимся было легко перемещаться для работы в больших и малых группах.

4. внимательно следует  отнестись к вопросам процедуры  и регламента, об этом надо  договорится в начале и не нарушать его.

5. внимательно следует  отнестись и к делению учащихся семинара на группы.

Результативность работы по методу интерактивного обучения заключается в следующем:

1) стимулирует исследовательскую  деятельность учащихся

2) позволит развивать общеучебные умения и навыки и доводит их до совершенства

3) формирование специфических  умений и навыков: чтение, составление статистического анализа и тд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Особенности школьной лекции  по праву

В старших классах при  изучении права часто проводят уроки-лекции, семинары или практические занятия. На уроке-лекции учитель излагает обучаемым содержание определенной правовой проблемы. Такая форма учебного занятия по праву эффективна в старших классах. При этом обучаемых следует готовить к тому, как можно воспринимать лекционный материал, делать записи в тетрадях и проч. Необходимо договориться об определенных сокращениях, которые можно использовать в целях экономии времени. Обучаемых следует предупредить, что такие сокращения не носят официальный характер и их не следует путать с общепринятыми сокращениями, которые распространены в юриспруденции (например, для названия кодексов — ГК и проч.). Обучаемые учатся вычленять основные мысли и делать самостоятельные записи в тетрадях.  В процессе лекции развиваются умения школьников слушать правовую информацию, самостоятельно ее анализировать, выделяя главное, а также конспектировать. Учитель обязательно проговаривает план лекции, который должен быть записан обучаемыми. Педагог должен знать скорость записывания школьниками материала(она может быть разная в различных классах). Необходимо следить за теми записями, которые сделали ученики. В некоторых случаях возникает потребность исправлять допущенные ошибки, указывать на то, каким образом лучше сделать пояснения к тому или иному правилу.

1. Школьная лекция – форма учебных занятий в старших классах, с помощью которой учитель, преимущественно монологическими приемами, дает глубокое, целостное, логически стройное и завершенное изложение основного фактологического и теоретического материала учебной темы.

Школьные лекции делятся  на два вида: обзорные, которые, в свою очередь, бывают вводными и заключительными, и тематические. Первые, открывая или завершая тематический блок, содержат минимум фактологической информации, знакомят старшеклассников с исходными теоретическими положениями, имеющими принципиальном значение для понимания темы, осмысления главных исторических фактов (вводные обзорные лекции), или, наоборот, систематизируют, обобщают конкретные вопросы темы, поднимают их до уровня проблемного анализа, связи с современностью, актуальных суждении и оценочных выводов (заключительные обзорные лекции).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"