Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории и методике обучения праву".

Работа состоит из  1 файл

Shpory_po_metodike.docx

— 134.99 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Сущность и основные элементы  модульной технологии

Модульный подход в организации  обучения права позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого правового образования. В данном случае модулем называется часть учебной программы, предназначенная для индивидуального изучения. Применение модулей в учебном процессе возможно и при традиционной системе обучения. Содержание каждого модуля должно быть составлено так, чтобы ученик мог четко представить себе:

— какой объем и какое  содержание теоретического материала  он должен усвоить в результате изучения модуля;

— как он будет приобретать  необходимые знания;

— как он будет отчитываться об усвоении этих знаний.

Организация обучения по модулям позволяет оформить блок учебной информации в отдельную независимую структурную единицу единой учебной дисциплины, использовать эту информацию учениками с учетом способностей и адаптировать учебный процесс к любой группе обучаемых в зависимости от их начальной подготовки и навыков.

В зависимости от составляющих их компонентов различают два  типа модулей. Первый представляет собой  модуль, весь материал которого изложен  в одном печатном издании (брошюре-книге), включающем в себя выдержки из разнообразной  учебной литературы. В этом случае ученику не нужно привлекать дополнительную литературу, так как в юните он найдет всю необходимую информацию. Этот тип модуля удобен в том случае, когда ближайшие библиотеки не содержат достаточного набора юридической литературы. Недостатком такого модуля является узость информационного пространства и затрудни-

тельность полной реализации индивидуальных качеств обучаемого.

Второй тип модуля включает в себя различные источники информации (учебная литература, аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы и т. д.), что позволяет разнообразить учебные занятия.

 

30. Цели и задачи использования  информационных и коммуникативных технологий в правовом обучении.

Совершенствование процесса правовой информатизации общества имеет  множество направлений, одним из которых является организация правового образования граждан с использованием современных информационных технологий. Успешной реализации данного направления будет способствовать создание единой системы преподавания права в учебных учреждениях при обеспечении преемственности на всех этапах учебного процесса, начиная со школы и заканчивая вузом. Комплексное решение этой проблемы лежит в разработке и реализации Программы Организация правового образования с использованием современных информационных технологий. Актуальность разработки программы определяется необходимостью:

— совершенствования информационно-правового  обеспечения общества в целом и учащихся в частности;

— использования в образовательном  процессе современных правовых информационных технологий;

— координации деятельности соответствующих государственных  органов власти России в организации  правового образования;

— обеспечения интересов  России по созданию правового государства.

Основные цели программы: повышение качества правового образования и уровня знания права учащихся; включение правового образования учащихся в общую концепцию правовой информатизации общества.

Задачи программы: информационно-правовое обеспечение деятельности образовательных учреждений в рамках правового образования; создание единой системы преподавания права с использованием правовых информационных технологий; координация работ по созданию единой системы преподавания права.

Реализация программы  должна осуществляться с применением  правовых компьютерных систем, использование которых позволит успешно провести необходимые мероприятия по организации правового образования. В качестве такой системы можно использовать Программный комплекс ЮСИС (Юридическая справочно-информационная система), Возможности системы позволяют изучать основы права учащимися школ, не имеющими специальных навыков и юридических знаний. Одной из важных составляющих современного правового образования является работа в Интернете. Интернет (Сеть) — это глобальное информационное пространство, являющееся одновременно совокупностью компьютерных систем, объединенных между собой и предоставляющих сервис пользователя, и сообществом людей, обменивающихся информацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Основные требования к современному  уроку по праву

Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной  системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много раз критиковалась в среде практиков и теоретиков. Но она прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе правового образования. Учебное занятие по праву — это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

В современной науке к  уроку предъявляется большая  группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Так, например, его продолжительность в школе, в зависимости от возраста детей, устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не следует задерживать школьников на перемену, которая дана ученику для отдыха. Учитель права при выборе тех или иных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как он сидит, какова освещенность помещения и рабочего стола и проч.). В разработке санитарно-гигиенических правил для процесса обучения принимают участие врачи, призванные следить за здоровьем школьников. При организации урока по праву обращается внимание и на проблемы психологического характера (общий эмоциональный настрой учеников на восприятие правового материала, распределение по группам в зависимости от особенностей детей при интерактивных методах обучения и проч.). Урок по праву условно может рассматриваться с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов:

— учитель права;

— обучаемые;

— юридическое содержание учебных курсов;

— система методов, приемов, средств обучения;

— цель и результат.

Что характеризует учителя права?

1. Знание юриспруденции,  основных тенденций современного  обучения праву, эрудиция.

2. Педагогическое и методическое  мастерство:

а) умение донести юридический  материал, который бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым обучаемым;

б) умение создать благоприятный  психологический климат входе занятия, который бы способствовал выработке у учеников положительной установки на обучение;

в) обладание юмором, умением  ответить на любые вопросы.

Учитель должен обладать способностью привлекать к себе людей. При этом важно, чтобы педагог не опускался до аудитории, а, напротив, поднимал ее до своего уровня.

В правовом обучении важно  знание психологических приемов  культуры общения.

3. Речь (ее темп, дикция, интенсивность,  образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность). Учитель права должен обладать хорошей дикцией, которая выражается в четкости произношения слов с обязательным написанием на доске, ватмане каждого нового термина. Интенсивность речи преподавателя права проявляется в ее громкости, концентрации внимания на самом главном и т. д.

4. Стиль взаимоотношений  учителя с учеником. Специалисты  выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили. В области правового обучения первоначально при знакомстве с новыми учениками следует установить авторитарный стиль взаимоотношений, предъявив определенные требования и рассказав о содержании учебной дисциплины ≪Право≫. Через два-три занятия следует перейти к стилю демократического

общения, на базе которого и  выстраивается дальнейшее правовое образование.

5. Внешний вид педагога  имеет большое значение в правовом  обучении. Вторым компонентом учебного занятия по праву являются обучаемые. Их характеризует:

 

 

 

 

 

 

1. Активность и самостоятельность  в освоении юридического материала.

2. Уровень учебных умений  и навыков.

3. Навыки сотрудничества  и работы в коллективе (на учебных  занятиях по праву это очень важный признак, он проявляется при организации обучения по группам).

4. Степень дисциплинированности  и организованности обучаемых. Третьим компонентом учебного занятия по праву является юридическое содержание учебного курса, при анализе которого следует обращать внимание на такие параметры, как:

1. Научность правовой информации, ее достоверность.

2. Доступность материала  определенному адресату. Материал, который отбирается учителем для разъяснения, должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых.

3. Актуальность изучаемых  правовых понятий и их непосредственная  связь с жизнью.

4. Наличие новизны изучаемой  правовой проблемы.

5. Оптимальность объема  предложенной юридической информации.

Четвертым компонентом учебного занятия по праву является система методов, приемов, средств организации учебной деятельности. При этом обращают внимание на следующие факторы:

1. Рациональность и эффективность  использования времени на уроках  права.

Специалисты считают, что  усвоение информации правового характера  осуществляется неодинаково на различных  этапах урока. Учитывая эти особенности, учитель права может выстраивать  свою систему организации учебной  деятельности на уроке, осознавая, что  в конце учебного занятия не следует давать новый материал. Завершать урок по праву необходимо четкими итоговыми выводами (так используется психологический прием, согласно которому ≪концовка мероприятия остается надолго в памяти человека≫). Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.

2. Учет того, как происходит  усвоение материала в зависимости  от времени суток. Специалисты  констатируют, что самый лучший период для быстрого восприятия сложного юридического материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, так как у обучаемых на уровне подсознания заложена информация о существующем впереди выходном дне.

3. Наличие и эффективность  использования наглядности и технических средств обучения праву.

4. Уровень обратной связи,  проявляемой в ходе занятия.

5. Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности.

6. Степень эстетического  воздействия занятия на обучаемых.

И, наконец, весьма интересным является цель и результат учебного занятия по праву. Здесь следует обратить внимание на:

1. Степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должна быть конкретной и достижимой.

2. Необходимо оценить степень  обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников.

Если оценивать занятие  по праву по данным критериям, выставляя за каждый параметр отметки от 1 до 5, то лишь в случае, когда набирается по 25 показателям 85 и больше баллов, можно констатировать отлично проведенное занятие. При количестве баллов ниже 45 занятие оценивается как неудовлетворительное.

Практика показала, что  среди учителей права встречается определенное количество тех, которые допускают в работе типичные ошибки: например, проявляют свой эгоцентризм, организуя работу с несколькими обучаемыми, задают вопросы и отвечают на них сами, не давая возможности ученику думать. Такие подходы наука отвергает. Совершенствование своего педагогического мастерства учитель права может осуществлять путем систематического обмена опытом с коллегами, например, в процессе взаимопосещения уроков. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что анализ любого учебного занятия по праву следует начинать с выделения того положительного, что было достигнуто на уроке. Предъявляемые к учебному занятию требования должны быть учителю заранее известны, а потому именно на них и следует сосредоточить свое внимание.

 

 

 

 

 

 

27. Особенности учебных занятий  по теории права и Конституционному праву в школе.

Изучение теоретических  аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Зна-

ния данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Изучение теоретического материала на уроках права имеет некоторые особенности. Несмотря на то, что многие специалисты считают, что в учебный курс по праву необходимо как можно больше включать практического материала, изучение теории права необходимо. Можно сформулировать некоторые правила изучения теории права в школе:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и методике обучения праву"