Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

Педагогика шпоры.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

15.Содержание  образования-педагогич адаптирован система научн знаний, связанных с ними практич умений и навыков,котор необходимо овладеть обучающимся.

29.Диагностика-точное определ результатов дидактич процесса. Важн компонентом диагностирования явля контроль. Контроль- наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка,оценка и учёт.Проверка-система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.Оценка-определение степени усвоенности.Учёт-принятие во внимании усвоении и усвоенности знаний,умений и навыков. Контроль:1)даёт возможность выявить ход и рез-ты деят обучаемых. 2)выявить положит и отрицат стороны в деят препода.3)даёт возможн определ программу дальнейш работы.4)явл средством пбуждающ к действию.Ф-ции диагностики: 1)контролирующ(проверка усвоен материала)2)обучающая; 3)воспитывающая (формир ответствен, устойчив, трудолюб); 4)развивающ(развив речь,мышление, память); 5)побудительная (мотивация к активн деят).Виды контроля:1) предварительный контр(несет в себе диагностич задачи,т.е использ для выявл имеющ у уч-ся ур-нь знаний,умений,навыков);2)текущий контр(осущ в ходе обучен,позвол определ ур-нь знаний,прочность знаний); 3)переодич контр(подвод итоги за опр период времени);4)тематич контр(контроль усвоения определ темы);5)итогов контр(экзамены, зачёты);6)отсрочн контр(контр по прошеств определ месяцев от 3 и более).Формы контроля:индивид,групп,фронтальн.Методы контрля:1)устный (позвол выяв ур-нь знан) 2)письмен(выполн письм задан);3)практич (выявл сформир явл и навыки);4)графич; 5)машинный;6)комбинирован,уплатнён (все виды контроля);7)самоконтроль.Осн видом контр явл –внеконтекстн операции с понятиями.(с понятием проводят сл действ: а)узнавание понятия.б)определ сути понятия;в)раскрытие содерж понятия;г)умение использ это понятие в практич действиях. Ошибки контроля:перенос симп на отметку,по настроен,отсутствие твёрд критериев,завыш/заниж отметки,близость отметки с сосед отметки,неустойчив системы оценив.

 

 

46.Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности. Понятно, что это наиболее общее требование к процессу воспитания: главная ценность воспитания — человек, раскрытие и развитие его способностей. Такой подход вполне соответствует гуманистической направленности системы образования и шире -всей социальной сферы. Не случайно в международных стандартах по оценке степени развития государств в мире вводится еще один критерий — «человеческое измерение», «качество жизни», кроме традиционных, главным образом экономических, показателей. От воспитателей же и учителей это требует направить усилия не столько на формальное изучение дисциплин по программе школы и на формальную воспитательную работу, сколько на развивающую работу с каждым учеником. Есть, правда, неверная тенденция противопоставлять ориентацию на знания, программу ориентации на личность. Правильнее думать, что развивать человека, совершенствовать его возможности можно лучше всего, если обеспечивать именно полноценное обучение. Не следует противопоставлять развитие личности обучению. Еще Л. С. Выгодским, и не только им, доказано, что обучение, как и воспитание, способствует развитию.Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения. В сущности, принцип воспитания в процессе освоения культуры — это более широкое толкование тезиса «обучение ведет за собой развитие». Человек становится человеком только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой, эта мысль есть уже в самом понятии воспитания и известна давно. Новое здесь для процесса воспитания в современных условиях то, что в культуре педагогика делает акцент на ценностях. Вторая сторона этого принципа- «единство воспитания и культуры» — состоит в том, что личность формируется не в поисках своей «самоценности», как сегодня говорят некоторые педагоги и психологи, а в гармонии, в активном взаимодействии с окружением, от членов семьи до всего человечества, через посредство культуры.

 

44.Принцип связи  воспитания с жизнью и трудом — это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни. Направленность воспитания на успешное вхождение учащихся в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулируются как компетенции, т. е. способности выпускника не столько воспроизводить теории и правила, сколько уметь получать и использовать информацию, осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, разрешать конфликты.Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеучебной деятельности детей должны обсуждать с ними жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, программы и богатая событиями жизнь ближайшего окружения детей, а также страны и мира дают для этого большие возможности.Следуя принципу связи воспитания с трудом подростков и молодежи, школа, семья, общество должны организовывать разнообразную трудовую деятельность учащихся, вовлекать их в труд. Возникает, правда, вопрос: какой труд и с какими целями? Есть учебный труд — в мастерской, на школьном участке; труд по самообслуживанию — уборка в школе, интернате, дома; общественно полезный труд — участие в делах на пользу района, города, благотворительные акции. Имеется и производительный труд, дающий продукт, товар и прибыль. Но есть еще и труд подростков, непосредственно не связанный с процессом воспитания, — это их работа в свободное от учебы время. Теперь и в России свободная частичная трудовая занятость учащейся молодежи стала распространенным явлением. Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности. Воспитатели должны знать виды деятельности: учебно-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная. Иначе говоря, существуют великие воспитатели, средства воспитания: игра, учеба, искусство, спорт, труд, природа, общественная жизнь. А. С. Макаренко иронизировал над родителями и педагогами, которые считают, что воспитывать — значит действовать нужными словами, т. е. читать мораль. Настоящий педагог должен уметь делать многое, владеть названными средствами воспитания и увлекать всем этим воспитуемых.

 

37.Воспитание-спец организ деят,направл на формир определ качеств человека,осуществл во взаимод педагогов и воспитанников в рамках воспит системы.Проблема целеполагания явл одной из фундамент проблем пед науки и практики.Под целеполаганием понимают поиск,определение,формулирование целей воспитания.С философ т.з любая человеч деят определ целью. Цель-идеальн представл о рез-те деят-ти.Цель выступает как непосредств мотив деят-ти.Осознанная цель преобретает по Марксу:а)силу закона;б)подчиняет волю человека;в)подсказыва  пути её достижения. Цель воспитания-формир разностор развит личности.Знание цели:а)определ содержание воспитат процесса.б)обуславливает воспитат рез-тат.в)явл постоян объектом осмысления.Итак,цель полностью определ систему воспитания.Цели делятся:1)по времени(отдален, средние,близкие);2)по длительности (кратковр,средневрем, долговрем);3)по форме (индивид,группов, массовые);4)по содержанию(умствен,нравствен,физич, труд,эстетич воспит-ия).В пед науке целеполаг характериз как трехкомпонентное образование, которое вкл в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, пед система находится под постоянным "контролем" общества, т.е. той соц системы, частью которой она является. Но поскольку взаимодействие идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения пед системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимод компонентов пед системы и явл своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в принятии управл решений в сфере народного образования на всех уровнях. Функция пед системы-осуществление целей, которые задаются ей обществом.Общество, формируя соц заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую пед систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все соц институты, выполняющие образовательно-воспитат функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования явл общеобразовательная школа.В процессе соц интеграции, создается общество, со своими группами, ветки власти, со своей идеологией Основой в соц интеграции явл общая работа людей, их ежедневная деят. Протекание этого процесса зависит от того, какой установленный политич устрой. Н-р, при тоталитарном режиме чаще всего такая интеграция если и происходит, то путем насилия, насаждения определенной идеологии, иллюзиями. При таком развитии событий интеграция часто перестает иметь положит коннотацию, потому что параллельно ущемляют свободы и права граждан, национальных меньшинств, нет равноправности ни в политич, ни в экономич, ни соци вопросах.Соц интеграция также имеет в основе правильное распределение труда. Это, по сути своей, способ связи производителей с потребителями, но в общей, продуманной и спрограммированной системе Распределение труда в соц интеграции – исторически обусловленный и вполне объективный процесс, который формирует предпосылки для соц и эконом развития общества.

 

45.Труд.воспит-явл профессион ориентация(информац.организац-практич деят.семьи,учеб заведений,гос-ва,общества,деят в оказании помощи в выборе профессии и перемене.Системы профес ориент вкл:1)профес просвещение;2)профес.диагностика;3)профес.консультирование;4)профес отбор,подбор;5)профес адаптация.Цель-формир системы наун знаний о труде,о технике,о произв-ве;2)формир опред умений и навыков в труд деят;3)формир ответствен отношения в труд деят;4)формир уважения к людям труда.Виды Труд деят:а)учеб труд;б)труд по самообслживанию;в)общественно-полезн труд;г)производительн труд(часть труд воспит явл экономич труд) Физ.воспит- процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Цель-совершенствование,формир знаний о физич культуре.Задачи и содержание ФВ: 1.развитие основных двигательных умений и навыков; 2.обеспечение правильного физического развития,3.укреплен здоровья, закаливание;4.формир здорового образа жизни 5.формир знаний в области здоровья, гигиены, спорта. Основными методами ФВ: физические упражнения, тренировки, убеждение, инструкции. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физич и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника. Система ФВ : физические упражнения, игры, соревн. на уроках физры гимнастика, туризм, спорт, организ. кружков, секций, посещ. оздор. Центров. Критерии: соответ возраст возможностям показатели физ развития. Показатели: систематич зарядка, личн гигиена, четк организация труда и отдыха, полезн для тела и духа проведение свободного времени.

 

20.Принцип уважения  к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему. Это положение ярко и убедительно прозвучало у А. С. Макаренко и подтверждено его опытом, а также практикой многих школ и учителей: не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Пед требование-это метод воспитания, предполагающий соблюдение норм, выполнение правил поведения, норм отношений между людьми, принятых в обществе, и многое другое. Без этого вообще невозможна жизнь. Вместе с тем взаимодействие и взаимоотношения воспитателей и воспитуемых должны основываться на гуманизме и уважении. Моральные нормы общества и профессии, профессиональная этика требуют от воспитателя такого же отношения к воспитанникам, как и ко всем другим членам общества, взрослым. Часто, однако, воспитатели пренебрегают этим, нарушая нормы морали и профессии, считая, что с воспитуемым можно обращаться иначе.Конвенция ООН о правах ребенка является документом, который ориентирует учителей на гуманное уважительное отношение к ребенку, на соблюдение правовых и этических норм в пед процессе.Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на знании психологии человека, на пед практике. В любом, даже очень трудном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружением. Поэтому А. С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимистической гипотезой», верить в его возможности и желание быть хорошим человеком и членом общества. Поэтому психология и педагогика рекомендуют учителю: не следует постоянно укорять школьника за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а напротив-хвалить, поощрять, поддерживать то позитивное, что есть в нем. Следует осуждать не человека, а его неверный поступок. Следует часто даже в неправильном поступке увидеть хорошее и сказать об этом: в упрямстве-настойчивость и волю, в непоседливости- любознательность. Необходимо также создавать ситуацию успеха для ученика, увлекать доступной перспективой, планами и др.Чтобы успешно следовать этому принципу, необходимо изучать учеников, их семьи, друзей, компании, их особенности.

 

 

 

 

25.Форма обучения-внешн сторона организац учеб процесса.Различ разн формы обуч-я (индивид,групп,фронтальн,коллективн, парные,аудиторн,неаудит,классн, внекласс, шк,внешкол). Урок остается основной формой организации обучения.Урок-форма организации учебного процесса, при которой педагог в течении точно установленного срока времени организует познават деят, использует разнообразные формы, методы преподавания материала. В каждом уроке можно выделить его основные  компоненты (объяснение нового материала; закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т. е. его структуру. Под структурой урока  понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура урока зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива.Типы уроков: 1.по содержанию и способу проведения (Казанцев И. Н.). По содержанию уроки матем, н-р (арифметики, алгебры,)а внутри них в зависим от содержания преподав тем. По способу уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д. 2.по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса (С. В. Иванов): а)вводный урок; б)урок первичного ознакомления с материалом; в)урок усвоения новых знаний; г)урок применения полученных знаний на практике; д)урок закрепления, повторения и обобщения;е)контрольный урок; ж)смешан , или комбинир, урок.3. по цели организации, содержанию изучаемого материала и ур-ню обученности учащихся (М.И. Махмутов): а)уроки изучения нового учебного материала; б)уроки совершенствования знаний, умений и навыков;в)уроки обобщения и систематизации; г)комбинированные уроки;д)уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.4.по преобладающ компоненту урока (В. И. Журавлев). специальные(1комп)и  смешанные(все компон)К спец урокам относятся: (урок усвоения нового материала;урок закрепления;урок повторения;урок контроля, проверки знаний. 5.по дидактичецели (Б. П. Есипов, И. Т. Ого 
родников, Г. И. Щукина и др.):а)урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;б)урок закрепления знаний;в)урок выработки и закрепления умений и навыков; г)обобщающ урок;д)урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

 

15.Содержание  образования-педагогич адаптирован система научн знаний, связанных с ними практич умений и навыков,котор необходимо овладеть обучающимся. Для успешного обучения необходимо знать чему учить.СО – способствует реализации цели образования. Различ содержание общ и профес. образования. Содерж общ образ-я способствует формир общей культуры лич-ти, её мировоззрения, гражд-ой позиции, отношение к миру, к труду, к обществ жизни.Содерж профес образ-я даёт знания и умения необходим в конкретной области деят-и.Сегодня образоват стандарт представл собой не только миним набор требований к содерж образ-я, но и структуру, задающую вектор и импульс дальнейшему развитию общества.Соврем стандарты образ-я-это, прежде всего, гарантии российск гражданам на получение качествен образования, гарантии работникам сферы образования, универсализация наиболее эффективных механизмов управления образовательной системой, требования к условиям обеспечения образовательного процесса. Европейск пространство высш образ-я (ЕПВО)- един европейск образоват пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе, в обл высшего образ-я. Было основано в марте2010г во время конференции Будапешт - Вена министров образования Европы.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"