Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:58, шпаргалка

Описание

35. Эпоха рубежа 19-20 вв. в Р. ознам-сь бурн. разв-ем бурж-х отнош. Реформы графа Витте, рев. 1905-1907, манифест 17 сент., столыпинская аграрная реформа ограничивали сам
Разв-е обр-я в стране шло быстрыми темпами. Возник-т просветит-ие общ-ва, сотни народных библ-к и т.п. В общ-ве было осознанно, что потреб-ти и ур-нь разв. обр-я приходят во всё более явное несоотв-е.

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

35. Эпоха рубежа 19-20 вв. в Р. ознам-сь бурн. разв-ем бурж-х отнош. Реформы графа Витте, рев. 1905-1907, манифест 17 сент., столыпинская аграрная реформа ограничивали сам

Разв-е обр-я в стране шло быстрыми темпами. Возник-т просветит-ие общ-ва, сотни народных библ-к и т.п. В общ-ве было осознанно, что потреб-ти и ур-нь разв. обр-я приходят во всё более явное несоотв-е. Был поставлен вопрос о переходе к шк., кот. д. б. готовить не только инициативную, самост-ю, широко образ-ю л-ть. 1-м шагом реформиров-я шк. рассматр-сь введение всеобщ. нач. обуч. 1911 – был принят законопроект о введении всеобщ. обуч., кот. придусм-вал сообразовывать программы нач. шк. с этнич., бытовыми, религиозн. особен-ми местного насел. и одновр. удовл-ть общегосударств. интересы. 1908-1912 – 3-я гос. дума удвоила смету расходов на народн. просвещ. Законопроект 1911 г. не прошёл в Гос. совете из-за сопротивл-я сторонников церковно-приходских шк. Их не устроили пункты, по кот. подобные учебн. завед-я переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Мин-ва просвещ. Последний в истории царской Р. проект о введении всеобщ. обуч. б. внесен в 1916 г. в Думу мин-м просвещ. П.Н. Игнатьевым. В кач-ве начальн. ступени обуч. намечались 1-4 классы народн. шк., либо 1-3 классы высш. нач. уч-ща или гимназии ( не доведено до конца из-за февр. револ. 1917г.). На протяж. 1890 и до нач. 1900-х гг. расширилась сеть нач. обр.: сельские 1-классн. и 2-классн. народн. уч-ща, городские уч-ща, 1-классн. и 2-классн. церковно-приходские шк, а так же шк. различ. ведомств. В 1912 появ-сь высшие нач. уч-ща с 4-годичн. сроком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Макаренко. сформ-л закон жизни кол-ва: движ-е — форма жизни к-ва, остановка — форма его смерти; опр-л п-пы разв-я к-ва (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) разв. к-ва. Этапы: 1. стан-е к-ва: к-в выступ-т как цель восп-х усилий пед-га, стремящегося организационно оформленную гр. (класс, кружок и т. д.) превратить в к-в, т. е. где отнош. уч-в опр-ся содерж-ем их совмест. д-ти, ее целями, зад., ценностями. 1-я стадия счит. заверш., когда в к-ве выд-ся и заработал актив. 2.  усиление влияния актива:  актив не только поддерж-т треб. пед-га, но и сам предъявляет их членам к-ва, рук-ясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам к-ва. Если активисты прав-но понимают потреб-ти к-ва, они стан-ся надежными помощниками пед-га. К-в выступ. уже как целостн. сист., в кот. нач. действовать мех-мы самоорг. и саморегул. Разв. к-ва на этой стадии связано с преодолением противоречий: м/у к-вом и отд. уч-ми, опережающими в своем разв. треб-я к-ва или, наоборот, отстающими от этих треб.; м/у нормами поведения к-ва и нормами, стихийно складывающимися в классе; м/у отд. гр. уч-ов с различ. ценностными ориентациями и т. д.  3. и последующие стадии хар-ют расцвет к-ва. К-в превращ. в инструмент инд-го разв-я кажд- из его членов. Общий опыт, одинак. оценки событий — осн. признак и наиб. хар-ая черта к-ива на 3 стадии. М/у стадиями нет четких границ — возмож-ти для перехода к следующ. стадии созд-ся в рамках предыдущей. К-в  не должен остан-ся в своем разв-, даже если он достиг очень высокого у-ня.  Особенно важным А. С. Макаренко считал выбор цели (персп-ва).

29. Закладывая идею личности как базовую идею своей пед-ки, Уш. счит., что сама личность формир-ся и раскрыв-ся только в труде, в д-ти. Труд, по его убежд-ю, - ведущий фактор и инд-го разв. чел-ка, и общественной эволюции. Стремление детей к разнообр. д-ти заложено в самой прир. чел-ка, это основной закон детской психики. Шк. д. готовить чел. к свободн. и творч. ТРУДУ, вызывать у него "жажду серьёзного труда", формир. привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом. Труд выступ. как основа, ср-во и цель человеч. жизни, как источ. дух., умств. и физ. соверш-я чел.. Без труда невозможна независ-ть чел., т.к. чувство независ-ти основывается на личном труде, опирается на уверенности в своих силах. Столь высокая оценка роли труда в жизни чел. определяла и его значимость в деле восп.. Восп. д. развить в чел. привычку и любовь к труду, оно д. дать ему возмож-ть отыскать для себя труд в жизни. Идея труда у Ушинского неотделима от идеи свободы. Чел. стремится только к свободной д-ти, т.к. «все благо д-ти исчезает, когда она несвободна», и только «непременно свободный» труд явл-ся необх-ым усл-м разв. чел-ка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. В 1919 г. в германском городе Штутгарте открылась школа для детей работников фабрики "Вальдорф-Астория", ставшая известной как Вальдорфская школа.

   Теоретическое  обоснование ее учебно-воспитательного процесса разработал Рудольф Штайнер (1861 — 1925).

   Основа педагогической  концепции Р. Штайнера — религиозно-философское  учение (антропософия): развитие человека  как результат взаимодействия  телесных, духовных и душевных факторов.

   Р. Штайнер сформулировал  свой закон творчества, находящий  выражение в духовном опыте  ребенка. Согласно этому закону, хронологически не совпадающие  циклы физического, умственного  и нравственного развития человека  делятся на семилетия.

   В задачи воспитателей входит прослеживание этих циклов у каждого ученика и создание благоприятных условий для их развития.

   Цель "вальдорфской  педагогики" - воспитание духовно  свободной личности, способной в  индивидуальном творчестве преодолеть  тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и, таким образом, действовать на пользу прогрессу.

   Сторонники "вальдорфской  педагогики" видят в ней не  систематическую и нормативную  научную дисциплину, а "искусство пробуждать" скрытые в человеке природные задатки.

   Главное действующее  лицо — классный учитель, который:

- организует почти всю учебно-воспитательную  работу со своими учащимися;

- разрабатывает и преподает  основные общеобразовательные предметы;

- создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой родителями;

- работает не по  жесткому плану: необходимый план  должен быть "прочитан" непосредственно  в каждом ученике.

  Развитие человека  рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значительной мере под влиянием биогенетического закона.

  Поэтому в вальфдорских  учреждениях большое внимание  уделяется художественному воспитанию, которое ориентирует! на развитие  именно живого мышления и прочной воли.

 

38. Проблема корен. перестройки школы б. выдвинута в качестве первоочер. Большая роль партии большевиков- распростр-ие коммун. идеологии. Политика большевиков направ. на утверждение мысли, что школа- основное орудие преобраз-ия общества. Документы 1917- «Обращение народ. комиссара по просвещению»(А. В. Луначарский).1918- «Основ. принципы един. труд. школы», «Положение о един. труд.школе в России». Россия встала на новый путь образ-ия- направленность на личность ребенка. Документы носили пропаганд. хар-р, имели целью сбить волну недовольства, но не б. реализованы в реал. практике. Документы провозглашали гуман. отнош-ие к реб-ку, создание условий для разв-ия, учет интересов шк-в, создание чел-ка нов. типа, совмест. обучение мальчиков и девочек. Осн. фигура обучения- учитель, кот. долж. принять социалист. идею, д. б. членом партии больш- в. Основ. внимание направ. на форм-ие маркс.- ленин.  идеологии. А.В. Луначарский,Н. К. Крупская работ. над проблемами развития дет. самоуправления, труд. восп-ия, пионер. организации. В работе «О политехнизме» говорится, что школа д. б. ощеобраз., политех.- теорет. знакомить с соврем. принципами трудопроизв-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Коренные изменения в Р. б. связ. с принятием декларации о «Единой трудов. шк.». 1921г. – Наркомпрос – программа 7летней единой труд. шк. В основе п-п соед-я обуч-я с производит. трудом. Они б. шагом вперед, по сравнению с предыд. пр-ми, т.к. подчер-сь связь с жизнью, с соврем-тью. Но отсут. единый подход к отбору содерж. обр-я, не было п-пов отбора содерж. обр. в предметах естеств.-матем. цикла; не уделял. внимание теор. аспектам, а в гуманит. аспектах. б. много абстрактности. 1923г. – «комплексные программы гуса» (гос. учебн. совет).  В них б. видна идеологическая направ-ть восп-я, Маркс.-ленин. мировоззрение. Они ликвид-ли предметных хар-р препод-я, вводили 3 блока: природа, труд, общ-во (шк. 1 ступени), в шк. 2 ст. предметное преподавание: внутри предмет раздел-ся на темы. Недостатки: на нач. ступени полностью разруш-ся п-п системат-ти и послед-ти. 1927-28гг. программа для шк. 2 ступени. Они б. обязат. и нормативными для всех шк. Р. 1927г. введен труд как обязат. уч. предмет. 1 ступень –программа труд. обучения, работа с деревом, картоном, бумагой; 2 ст. – слесарный, столярный труд в мастерских. 1930г. обновленная программа для средней шк. Усиливается влияние  труд. обуч-я, разраб-ся программа для фабрично-заводск. шк., овладение профессией. Исп-ся м-д проектов и вытесняет урок как форму обуч-я. Дети работают в гр., бригадах, выполняя проектные зад-я. Уч. матер. излаг-ся концентрически: с 4 класса вводятся понятия в тему, с 7кл. углубление их. Осн. форма орг-ции обуч. – урок.  Внимание на контроль и учет знаний, изучение уч-ся , их особ-ей. В конце года – экзамен для всех уч-ся. Введена диф-ная сист. оценок: отл.,хор., посред., плохо, оч. плохо.

15. Глав. ср-во познания мира –ощущения, органы чувств. Он стан-ся на позиции сенсуализма ( влияние работ Коменского, Бэкона- нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущ-х). Основа соверш-я чел-ка- сенсорный опыт.  2 стороны сен. опыта : внеш.-хар-ся теми предст-ми, кот. чел-к получает от общения с матер. миром, первич. ощущ-я; внутр.(рефлекс.)- связ. с актом мышления, с размышлением по поводу первич. идей, впечатлений. В обучении важ. роль играет сен. опыт. Глав. ср-во развития СО-обучение, кот. должно  научить его восприятию, обработке. Основопол. фактор- развив. характер воспитания. Пед. система Локка носит двойств. хар-р: воспитание джентльмена и воспитание бедн. народа. Осн. работы- «Мысли о воспитании»(1693), «Проект о рабоч. школах»(1696).Свои пед. взглды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».Воспитание джентльмена д. б. разностор.(получ-е физич., нрав., умств. воспитания). Наст. джен-н воспитывается дома. I место- физич. восп-ие (в здор. теле- здор. дух ), с ран. детства закаливание тела, важ. значении строг. режима (прост. пища, физич. упр.,не одеваться тепло ни летом, ни зимой; жестк. постель). Прав. поставл. физ. воспитание способ.выработке мужества,настойчевости. II место-нрав. воспитание( учет принципа пользы и интересов личности, выработка характера, восп-е тверд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. В центре его педаг. сист. два вопроса: сист. восп-я и процесс обуч. Обуч. не только развивает интеллект, но и нравственно. Обуч. – гл. ср-во восп. Гербарт впервые вводит пон. воспитывающее обучение. Чел. – слож. синтез природных дарований и влияния окружающей среды От природы в чел. заложены силы, наход. во взаимодействии. Две противоп-ти в развитии чел.: что не нужно делать и что должно гармонизировать в воспитании. В воспитании Г. выделяет 2 части:1) управление - управление природой чел., подавление «детской резвости».2) собственно восп-е.- приобщение реб. к к-ре, науке, восп-ие нрав-ти, добродетели. Сущность чел. прояв-ся в поступках, необ-мо помочь совершать их. Г. выделяет идею свободы (реб. соизмеряет поступки с их нужностью и полезностью), идея совершенства (восп. д. развивать стороны интереса к природе личности, религии), идея благожелательности ( ребенок должен рассуждать,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Централ. произведение- роман- трактат «Эмиль, или О воспитании».В основе  учеб. процесса- система естеств. воспитания, учит. принцип природосообр-ти: следование восп-я за природой ребенка. Восп-ие не д. б. поспеш., д. учитывать возраст. особен-ти ребенка. Принцип природосообр-ти приобр-т больш. психол. смысл, ассоц-сь с принципом учета возр. особ-ей  ребенка. Факторы развития реб-ка: основ. явл. окруж. среда и восп-ие, кот. обуч., разв., восп. Воспитание на лоне природы, принцип учета природы реб-ка. Руссо делил жизнь своего воспитанника на 4 периода. I период- от рождения до 2 л (младенчество)- жизнь в семье, глав. физич. восп-ие, забота о здоровье реб-ка. II период- от 2 до 12 л(сон разума, нопериод разв-ия чувств)-реб-к мыслит образами , чувствами, слаб. развито абстр. мышление, перв. впечатления, предоставление реб-ку самост-ти, глав. деятельност. сторона. Цель восп-ия- никакой, кроме той, кот. диктует сама природа чел-ка( учет ее особ-ей и разв-ия). Конкрет. знания не формир., но выдел. понятие «част. собсвенность»- через чувсвен. ощущения, на конкрет. примере(выращивание бобов).

15. воли, упр. в добрых делах, помощь бедным). В восп-ии необход. избавиться от наказаний(телес.- приводят к вред. последствиям, раб. дисциплина созд. раб. хар-р). Методы восп-ия- личн. пример, метод естеств. последствий. Нужно избегать поощрения вещами.     III место- умств. воспитание. В отборе содерж-ия образ-ия присутствует практицизм, утилитаризм. Читать, писать, обучать наукам- важно, но глав. Образование- ср-во для развития воли, хар-ра, нрав. дисциплинир-ия. Предметы- чтение, письмо, рисование, род. яз., фр. яз (путем разговора)., лат. яз. (обязат.),арифметика, эл-ты географии, истории.  Изящ. эстет. воспитание- верх. езда, фехтование, танцы. музицирование. Поощрение любознательности, развлечения нужны, но д. б. полезн. Жалобы детей др. на др. д. пресекаться. Дети д. иметь игрушки разн. рода, полезно, чтобы они сами их делали. Воспитание для прост. народа д. носить обществ. хар-р,  обучение в школах носит благотв. хар-р- овладение ремеслом, простейш. эл- ми грамотности, религ. воспитание ведет священник.

Труд. воспитание- труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому чел-ку как предпринимателю, предотвращает возможность вред. праздности.

 

 

 

 

 

 

 

 

21. чтобы его поступки не ущемляли интересы других людей), идея права (знакомство с обязанностями и правами ), идея справедливости. Цели воспитания: 1) необход. – руков. каждый раз, формирование воли, мышления, ступень к реализации возможных целей 2) возмож. – перспективные, устремленные в будущее, позволяющие сподвигнуть на самообразование. Для реализации целей подходят все средства.(даже угроза, надзор, гнев, физическое наказание. Обучение – главное средство воспит. Ступени процесса обучения на поступательной основе 1) ясность восприятия – первонач. знакомство с предматами, формирует ясные представления.; познание в состоянии покоя 2) ассоциация (осмысление) – установление связей, закономерностей между признаками предметов (анализ, синтез) развитие мышления 3) система – приведение в упорядоч. систему впечатлений, выделение существ. 4) метод – применение на практике. Г. заложил основы научной педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Для реб-ка лучше не знать книги, кроме одной-«Робинзон Крузо». Методы восп-ия- м. естеств. последствий, договор.III период- от 13 до 15 л – интенсив. умств. восп-ие, форм-ие понятийной сферы личности. Происходит выделение отдел. наук-форм-ие умений писать, читать, эл-ты астрономии, физики. геогр-ии. Использование исслед. метода( наблюдение, анализ). Руссо- предшественник проблем. обучения. Важно познакомить реб-ка с ремеслом, включение труд. восп-ия (пребывание в семье ремесленника). IV период-от 16 до 18 л- нравств. восп-ие: форм-ие нрав-ти, возвращение в город. Глав.- форм-ие добр. суждений. помыслов, поступков. Помощь бедным, разв-ие благотв-ти, знак-во с религией, искусством, лит-рой, историей, половое восп-ие. Восп-ие женщин- в семье, восп-ие хор. хозяйки, матери, д. б. интерес., воспитан. Патриот. восп-ие- люб. чел-к д. б. патриотом( знание особ-ей природы, в 10 л- знание полит. деятелей).

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"