Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Работа состоит из  1 файл

педагоеика.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)


 

 1. Педагогика как наука. ее предмет  и категории.

Педагогика- это наука, которая изучает механизмы, закономерности, сущность и развитие образования как фактора и средства развития человека на протяжении все его жизни.

Это самостоятельная  дисциплина, имеющая свой объект  и предмет.

Объект  педагогики- это такие явления действительности, которые предполагают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления назыв. Образование!

Предмет педагогики- это образование как реальный, целостный, педагогический процесс, который целенаправленно организуется в спец-х соц.институтах: семья, образ.уч-ия, уч СКД, КДУ (клубы, библ, парки).

 

  • Задачи педагогики:
  1. Дать научное обоснование содержания обучения и воспитание.
  1. Исследовать сущность, структуру и функцию педагогического процесса.
  2. Сформулировать принципы обучения и воспитание людей.
  3. Разработать эффективные формы организации педагогического процесса и методы его осуществления.
  4. Разработать содержание и методики самообразования и самовоспитания людей.
  5. Исследовать особенности и содержания деятельность педагогич развития его прфессион.мастерства.
  6. Обобщать, внедрять, распр-ть, передовой педагогический опыт бучения.

 

  • Отрасли педагогики:

История педагогики исследует исторические этапы развития педагогики.

Народная педагогика (этнопедагогика) изучает традиционные народные методы и приемы обучения и воспитание людей.

Педагогика Высшей школы изучает особенности обучения воспитания и развитие людей в процессе получения высшего образования.

Школьная педагогика изучает особенности обучения воспитания и развитие людей в процессе получения образования в средн.школе.

Коррекционная педагогика занимается обучением и воспитанием людей с целью коррекции их личности и поведения.

Профессиональные  педагогики направлены на изучение процессов обучения воспитания и подготовки представителей разных профессий.

Педагогика неформального  образования изучает неформальные (нетрадиционные) методы обучения и  воспитания.

Педагогика образования взрослых. Специально исследует формы и способы образования взрослых людей.

Методология и теория педагогики- это специальная составная часть педагогики, которая главное внимание уделяет разработки  методов и решению теоретических проблем.

 

  • Взаимосвязь педагогики с др.науками.

Психология

Позволяет пед.более точно понять сущность психики, личности и группы и опираясь на это подбирать более эффективные методы обучения и воспитания.

Философия и социология

Дают возможность  учитывать соц.особ-ти жизнедеятельности  людей и смотреть, как они влияют на обучение, воспитание и педагогич.деятельность.

 

 

Физиология

Позвол.пед. учитывать  особенности строения тела и особенности  работы нервной системы человека. И показывают их роль в обуч,воспит и развиии людей.

Экономические науки.

Дают возможность  П.учитывать закономерности развития производства, а так же четко представлять те экономические процессы в условиях которых поисходи обучение и воспитание людей.

 Науки  о трудовой деятельности

Позв-т П. правильно  формировать у людей качество необходимые для разных видов  профессион.деятельности.

Политология

Раскрывает для  педагогики проблемы, связанные с  влиянием политических процессов на обучение и воспитание людей.

Этнология

Позволяет П. правильно  учитывать национальные особенности  людей равных этнических групп.

Исторические науки

Показывают педагогам  своеобразие разв.человека и общества, воспитание и образование в разные периоды общественно- исторического  развития.

Основные  категории (понятия) педагогики.

Образование- Это процесс поиска и усвоение человеком определенной системой знаний, умений, навыков, которая выражается теоретической и практической подготовки человека.

Обучение-- Это целенаправленный процесс овладения людьми, знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями современной жизни и деятельности.

Воспитание- Это целеустремленное, организованное формирование у людей, устойчивых взглядов на окруж.действительность и жизнь в обществе. Формирование научного мировоззрения, нравственных идеалов, разв.высоких , морально- политич-их, физических и психологических качеств, а так же привычек поведения, соответствующих общепринятым нормам.

Развитие- Это хорошо организованный процесс совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условием их жизни, а так же дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучением, воспитанием и социализации.

Самообразование - Это целеустремленная работа человека по усовершенствованию и расширению своих знаний, по совершенствованию имеющихся и приобретения новых навыков и умений.

Самовоспитание

Это целенаправленная, активная деятельность личности, которая способствует формированию и развитию у нее ( личности) положительных, и устранению отрицательных  качеств в соответствии с требованиями современного общества.

 

 

 2. Формы воспитательной работы.

§ 2. Формы воспитательной работы. 2.1. Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы

 

 

В педагогической науке  не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся.

 Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того чтобы разобраться  в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция  — организаторская.

Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.).

Вторая функция  формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.

Третья функция  — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Перечислить все  формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

!!! Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

ПРИЗНАКИ:

Они различаются по следующим  признакам:

 по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

- Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит  так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.  

 Игры  — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.

Когда мы говорим  об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной работе данная форма.

По времени  проведения все формы можно разделить  на:

— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

— традиционные (регулярно  повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без  включения их в предварительную  подготовку, а также о формах, предусматривающих предварительную работу, подготовку учащихся.

Можно различать  формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

— организаторами детей  выступают педагоги, родители и другие взрослые;

—   деятельность организуется на основе сотрудничества; 

—  инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

— результатом является информационный обмен;

— результатом является выработка общего решения (мнения);

— результатом является общественно значимый продукт.  
По количеству участников формы могут быть:

— индивидуальные (воспитатель — воспитанник); беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. 
— групповые (воспитатель — группа детей); советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки

— массовые (воспитатель  — несколько групп, классов). различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и т.д 

 

 

 

 

3. Цели и методы воспитания.

 

Институты воспитания. Основные социальные институты и их воспитательное возможности. Воспитание в школе. Воспитание через средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Воспитание искусством. Возможности, достоинства и недостатки каждого социального института воспитания. Референтная социальная гpyппa как источник воспитательных воздействий. 

  1. ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание  — вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Воспитание —это не отдельный процесс, а сторона научения, имеющая много общего и отличного от того, что обсуждалось в предыдущем разделе учебника. Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания.

Цель воспитания – это то, к чему стремится  воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия.

Принято различать общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"