Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Работа состоит из  1 файл

педагоеика.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества.

Индивидуальная  цель воспитания выделяется в силу того, что каждый человек уникален и неповторим, ему свойственны его собственные возможности, устремления, своя линия развития. Но вместе с тем он является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, требованиям и нормам. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

Цель  воспитания содержит нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности, что выражается в следующем:

• с точки зрения нравственности идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали и высоких духовных ценностей;

• как суверенная личность он руководствуется высокими моральными принципами, в выборе поведения свободен от внешних влияний и соображений выгоды;

• в общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага;

• он заботится об экологической целостности природы, культурном развитии, нравственной чистоте и единении общества;

• он непримирим ко злу в любых его проявлениях (война, кровопролитие, национальная рознь, преступность, насилие над человеком, социальная несправедливость, неравенство между людьми и др.).

В отличие от абстрактного идеала цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую личность, способную вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самой себя. Это достигается максимально полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.Метод воспитания реализуется через деятельность учителя-воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, газета, книга, кинофильм, телепередача оказывают влияние и без посредничества педагога. 
 
– первая группа: методы, с помощью которых прежде всего формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе  между ее членами; 
 
– вторая группа: методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы; 
 
- третья группа: методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также официально оцениваются поступки учащихся. 
 
К первой группе относятся различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей) в форме внушения, повествования, диалога, диспута, инструктажа, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения-призыва и т.д. Эту группу информационных воздействий обобщенно называют “методы убеждений”. 
 
Ко второй группе относятся различные виды заданий на деятельность (индивидуальную и групповую) в виде поручений, требования, соревнования, показа образцов и примеров, создания ситуаций успеха. Эту группу называют  “методы упражнений (приучения)”. 
 
К третьей группе относятся: различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Эту группу называют “методы оценки и самооценки”.

 

 

4. Роль обучения  в развитии личности

 

Проблема соотношения  обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение  содержания образования,  выбор форм и методов обучения. 
Под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику,  а широкое  взаимодействие между обучающим и обучающимся,  способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством  организации усвоения, обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

Под развитием  применительно к обучению понимают два разных,  хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: 
* собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур; 
* психическое (в  частности,  умственное) развитие как определенная динамика его уровней,  как своего рода умственное созревание.

 
В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития.

  Первая и наиболее распространенная заключается в том,  что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от  друга  процесса. Но  обучение  как бы надстраивается над созреванием мозга.  Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей,  которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к  нему.  А поскольку  это так,  то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. 
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение  и  развитие,  отождествляют  тот  и другой процессы (Джеймс, Торндайк). 
Третья группа  теорий  объединяет  первые две точки зрения и дополняет их новым положением:  обучение  может  идти  не  только вслед  за  развитием,  не только нога в ногу с ним,  но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. 
Эту существенно новую идею выдвинул Л. С. Выготский.  Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности.  В связи с  этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика,  который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то,  что ребенок не может выполнить самостоятельно,  но  с чем он справляется с небольшой помощью.  То,  что сегодня ребенок делает с помощью взрослого,  отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития,  в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. 
Современная отечественная педагогика стоит на  точке  зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.

 

5. Воспитание  личности.

 

Процессы и  результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям  в  развитии  общества,  жизненным обстоятельствам,  тормозящим развитие его индивидуальности. 

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой,  рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно  контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).

 И та,  и другая социализация имеют ряд различий в разные  периоды развития личности.  Одно из самых существенных различий,  имеющих место во всех периодах возрастного развития личности,  - это  то, что  воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. 
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. 

 

 

Роль  воспитания состоит в том, чтобы  открыть учащимся мир ценностей, из которого они могут выбрать  смыслы для решения собственных  жизненных проблем. Поэтому организация  воспитательного процесса в школе  должна быть такой, чтобы каждый ребенок  в совместной деятельности приобретала собственные ценности, собственные смыслы.

 

 

- Воспитание  и формир.личности

Во всех подходах к  воспитанию педагог выступает как  активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.

А.В. Мудрик условно выделил  три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

- Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно    преодолевать    трудности    и    преграды,    встречающиеся на жизненном пути.

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви  к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь - это любовь к ребенку во, имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь или расположение задариванием,

 

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Считаю, что школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

 

6. Дидактика:  предмет и задачи.

 

Дидактика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

Основные вопросы  дидактики: «чему учить?», «как учить?».

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.

Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

  • описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;
  • разработка более современных процессов обучения;
  • организация учебного процесса;
  • новые обучающие системы;
  • новые технологии обучения (например, драмогерменевтика или социо/игровая «режиссура урока).

7. Возрастные  особенности развития и воспитания  ребенка. 

 

Возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности в онтогенезе.

Предметом в  п является возрастная динамика, закономерности и движущие силы психологических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути. В п дает характеристику каждого периода жизни человека, скрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности.

Развитие.

Развитие психики – последовательные, прогрессирующие в целом необратимы количественные и качественные изменения психики живых существ.

В процессе развития изменяются не отдельные стороны личности ребенка, а происходит ее перестройка в целом. Вследствие этого на каждой возрастной ступени появляются новообразования, которые являются ведущими для всего процесса развития и характеризуют перестройку всей личности на новой основе.

Социальная  ситуация развития – это особое сочетание внутренних процессов и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают как динамику психического развития на протяжении соответствующего периода, так и новые качественно своеобразные психические образования возникающие к его концу.

Источники и движущие силы развития личности.

Факторы, влияющие на развитие.

Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия.

Источником развития являются потребности.

В психологии есть ряд теорий, объясняющих психологическое развитие – это биологизаторское (ребенок рассматривается, как существо биологическое и наследственность определяет его развитие) и социальная (ребенок рассматривается, как чистая доска, то есть общество может сформировать любого желаемого человека).

В современной психологии следует учитывать оба фактора  в их единстве.

Средовой фактор делится на:

  • Природный – определяет традиционные виды деятельности и культуру
  • Социальный: - общество, культура, идеология, уровень развития

- ближайшее окружение:  родители, сверстники, педагоги

Возраст –  это временная характеристика индивидуального  развития.

Возраст имеет свою структуру  и динамику. В психологии принято  рассматривать два возраста: физический (характеризуется временем жизни) и психологический (характеризуется развитием психических функций личности, особенностью деятельности и общения).

Возрастная  периодизация:

О – 1 год – младенчество, до 1 месяца новорожденность.

1 –  3 года – раннее детство

3 –  7 лет – дошкольный возраст

7 – 11/12 лет – младший школьный возраст.

14/15 – 19/21 – юность

19/21 – 25/30 – молодость

25/30 – 55/60 – зрелость

55/60 до смерти –  старость.

Периодизация позволяет  придать возрасту содержательное значение. Каждому возрасту присуща ведущая  деятельность. ведущая деятельность – деятельность, которая обуславливает изменение психических процессов и особенностей личности на данной стадии ее развития.

Виды ведущей деятельности по Немову Р.С.

  1. Эмоционально-непосредственное общение ребенка со взрослым, осуществляется вне совместной предметной деятельности – до 1 года.
  2. Предметно-монипулятивное.  Это деятельность ребенка с игрушками и предметами  не в полном соответствии с их социально-культурным значением и без активного взаимодействия со взрослыми – 1 – 3 года.
  3. Сюжетно-ролевая игра – это сочетание игровой деятельности с общением, имитирующие определенную социальную ситуацию и характеризующую для него формы ролевого поведения – 3 – 7 лет.
  4. Учебно-познавательная – сочетание учебной деятельности и общения – 7 – 10/11 лет.
  5. Интимно-личностное общение – 10/11 – 14/15.
  6. Морально-личностное общение – 14/15 – 16/17.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"