Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:35, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Работа состоит из  1 файл

педагоеика.doc

— 406.50 Кб (Скачать документ)

Результат педагогического  процесса - достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Каменского.

Коменский различает  следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения:

1. Первый этап - упражнения преимущественно внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их.

2. Второй этап - упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами - рукой и языком - путем изучения определенных предметов.

3. Третий этап - это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов.

4. Четвертый  этап - развитие преимущественно того, что относится к области воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию.

Мысли Коменского о расчленении  учебного процесса и выделении в нем отдельных стадий, хотя и противоречат нашим современным представлениям, для того времени должны быть признаны интересными.

Выступая против средневековой  школы, где изучались лишь «схоластические  пустяки», Коменский говорит о  том, что необходимо учить людей тем вещам, которые больше связаны с жизнью, с народным бытом. В своей теории он один из первых в истории педагогики ставит вопрос о связи школы с жизнью. Сближение образования с жизнью, с трудом отвечало стремлениям народа. Коменский сделал шаг по пути трудового обучения и воспитания.

Величайшей  заслугой Коменского является открытие им и разработка вопроса о классно-урочной  системе занятий. Коменский впервые  указал признаки классно-урочной системы:

* Определенные ежегодные  начала учебного курса.

* Деление на классы.

* Распределение времени.

Он также осветил  вопрос о методике урока. Урок должен проводиться главным образом, посредством  систематического изложения учителем. Живое слово учителя имеет большое значение для усвоения материала. Но очень важным методом является также использование книги на уроке. Особенно большое значение имеет на уроке беседа+

внеклассному  чтению. Он рекомендует телесные, гигиенические упражнения (беганье, прыганье, борьба, игра в мяч и т.д.), прогулки, сидячие игры, театральные представления. Последние развивают остроту человеческого ума, содействуют лучшему заучиванию и запоминанию в живой форме стихов, изречений, текстов; радуют учителей, родителей, публику, выявляют таланты, развивают мимику, речь, произношение, владение голосом, устраняют застенчивость и т.д.

Воспитание  в его понимании направлено на развитие самых разнообразных способностей, охватывает различные виды деятельности, творчества детей и подростков.

 

11. Закономерности процесса  воспитания и их психолого-педагогические основы.

    К этим закономерностям относятся следующие:

а) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что, личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать у него трудолюбия, коллективизма, не вовлекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел. Вот почему воспитание в его глубинном значении состоит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных беседах и наставлениях, как это представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту общественные отношения.

Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления  необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:

 

§   учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;

§   гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

§   общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других сторон развития личности;

§   морально-познавательная и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);

§   художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;

§   физкультурно-оздоровительная, и спортивно-массовая работа, обеспечивающая физическое развитие.

Если тот или иной школьник не принимает участия во всех этих видах деятельности, например в спорте, техническом творчестве или общественно полезном труде, он и не будет развиваться в  этих направлениях. Необходимость взаимосвязанной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.

б) Воспитание есть стимулирование активности формируемой  личности в организуемой деятельности.

Указанная закономерность – и это также показано выше – обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Примеров тому множество. Школьники или студенты успешно овладевают знаниями и развивают свои умственные способности, лишь проявляя прилежание и старательность в учебно-познавательной деятельности. Равным образом собственная активность личности определяет ее развитие в области физкультурно-оздоровительной, морально-познавательной, нравственно-практической и художественно-эстетической деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически не развивает его. И человека, как отмечал Л.В. Занков, нельзя силой заставить впитывать знания, овладевать культурой.

 

 

 

 

Хороший педагог –  педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями  и ведущую к развитию их способностей.

  • Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание – всегда взаимоотношение субъект – объект. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).
  • Воспитание – прерывно-непрерывная деятельность.

Событийность воспитания – то, что произошло в ребенке  здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно – оно идет на протяжении всей жизни.

  • Рефлексивность – результат диалогичности. Воспитание происходит в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".
  • Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника – значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).
  • Воспитание – это трех частный процесс включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.

 

12. Специфические  закономерности обучения.

 
Обучение — целенаправленный процесс  двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. 
Обучение должно быть активным и сознательным. 
Специфические закономерности обучения:

а) научность  и мировоззренческая направленность обучения; ? глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; раскрывать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале;  показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.  
б) проблемность обучения; только при условии, если учащийся сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, которые ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет мыслительную активность. Вот почему в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися познавательные проблемы и задачи 
в) наглядность обучения; а) реальные предметы;б) муляжи;в) иллюстрации;г) графические пособия;д) ТСО (технические средства обучения);ж) активность и сознательность учащихся;з) доступность обучения (учёт возрастных и индивидуальных особенностей);и) системность и последовательность обучения;к) прочность обучения и его цикличность (глубокая переработка знаний без зазубривания);л) единство образовательных развивающих и воспитательных функций обучения. 
г) активность и сознательность учащихся в процессе обучения; Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения. 
д) доступность обучения; Сделать обучение доступным – значит правильно, с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся определить его содержание, т.е. тот объем знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей 
е) систематичность и последовательность обучения; Необходимо также приучать школьников к регулярной работе с книгой, к наблюдениям за явлениями природы, воспитывать навыки организованности и последовательности в приобретении знаний. В осуществлении систематичности и последовательности в обучении большая роль принадлежит проверке и оценке знаний учащихся 
ж) прочность обучения и его цикличность;  
з) единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. , реализация этой закономерности требует тесной связи теории с практикой. 
 

 

 

13. Принципы  воспитательной работы.

Принцип - это общее руководящее положение, которое определяет последовательность действий педагога в разнообразных воспитательных ситуациях, это мостик, ведущий от теории к практике, позволяющий воплотить научно-педагогическую модель воспитательного процесса в реальность.

Принципы воспитания -- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

требования, предъявляемые  к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания -- это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.

Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются все сразу.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время  принципы воспитания -- это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1. Общественная направленность воспитания;

2. Связь воспитания  с жизнью, трудом;

3. Опора на положительное  в воспитании;

4. Гуманизация воспитания;

5. Личностный подход;

6. Единство воспитательных  воздействий.

* Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

Уважение к людям  труда, создающим материальные и  духовные ценности;Развитие способности много и успешно трудиться,Понимание общих основ современного производства, стремление расширять кругозор, Сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии,Бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам. Нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности,

* Принцип связи воспитания с жизнью, трудом

Принцип связи воспитания с жизнью требует постоянного обновления содержания и организации воспитательной работы. Этот принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:

!!!Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

  • Воспитание в коллективе, через коллектив

Сущность этого принципа состоит в создании правильного  влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.

Чем шире и богаче общение  человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает  в процессе коллективной деятельности.

  • Опора на положительное

Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего, и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов.

  • Гуманизация воспитания

Этот принцип требует:

Гуманного отношения  к личности воспитанника;  Уважения его прав и свобод; Уважения права человека быть самим собой; Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; Ненасильственного формирования требуемых качеств; Отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

  • Личностный подход

Принцип личностного  подхода в воспитании требует, чтобы  воспитатель:  Постоянно изучал и  хорошо знал индивидуальные особенности  темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;  Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;  Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; Развивал самостоят, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

  • Единство воспитательных воздействий

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все  стороны воспитательного взаимодействия: Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них были едиными и не противоречили одно другому.

Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"