Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

Педагогика шпоры.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

5 Основные  категории педагогики: воспитание, развитие, образование, обучение, самообразование, самовоспитание, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Воспит –формирование личности.Самовоспитание – осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения. Обуч-целенаправ процесс взаимод обучающих и обучающихся по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений.Образование  – процесс и результат освоения определ обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений. Самообраз- целенаправл и целеустремл работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний. Развитие – процесс становления, формир-я и совершенствования личности человека под влиянием внешн и внутрен, управл и неуправл-х соц и природ факторов, в числе которых целенапр-е обуч и воспит-е играют ведущую роль. Пед процесс – спец организованное взаимод педагогов и обучающихся в целях решения задач образования, воспит-я, обуч-я и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных пед.взаимод-й. Пед.взаимод-я-преднамерен взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), направлен на изменения в поведении, деят,сознан, психике, отношениях человека. В самое посл время в обиход пед науки вошли слова «компетентность», «компетенция». Компетентность -качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной компетенцией, а компетенция-это совокупность знаний, навыков, умений, способов деят и псих готовности, необходимых для эффективного выполнения деят по отношению к определ кругу объектов и процессов.

 

9 Пед  исслед-е представл собой поиск способов и путей усовершен-я пед процесса. Такие пути и способы познания и есть методы пед исслед-я. С их помощью удается добыть инф-ю о том или иной изучаемом предмете, провести ее анализ и обработку, после чего включить ее в систему известных знаний.Методы пед исслед-я классиф несколькими способами. Так по цели исслед-я выделяют: 1)Теоретич.методы: методы моделирования и причинно следственного анализа, сравнительно-исторический анализ.2)Практич методы: беседа, анкетиров, наблюдение, эксперимент.Некоторые методы пед исслед-я:1.Наблюдение -заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или объекта в естественных условиях.2.Изучение опыта-организ познават-ая деят, котор направлена на установл историч связей обучении и воспитания, а также вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных системах. 3.Изучен продуктов ученического творчества, таких как, классных и дом работ, рефератов, докладов, сочинений, а также результатов технического и эстетического творчества. Подоб метод имеет широк примен-е, н-р, его используют при оценке индивид особен-й учеников, их наклонностей, интересов и отношения к различным обязанностям и делам.4.  Беседы,диалоги,дискуссии-это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. 5.Эксперимент-это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом,котор он сам же планомерно осуществляет.6.Тестирование-целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях.7.Анкетирование – массовый сбор материала,котор осуществл посредством заранее разработ опросников, так называемых анкет.

10.Форма(с лат.внеш.вид,структура чего-то) К процессу обуч выдел понятия:1)формы обуения;2)формы организац обучен.Форма обучения-внешн сторона организац учеб процесса.Различ разн формы обуч-я (индивид,групп,фронтальн,коллективн,парные,аудиторн,неаудит,классн,внекласс,шк,внешкол) Формы организац проц обуч-конструкция отдельн звена процесса обучения(определ вид занятия).Лекция,семинар,зачёт,экзамен, факульт.занятия. Сущ различ формы организации: урок, лекции, семинары, лабораторные работы, конференции, практикум, факультативные занятия, экскурсии, производственная практика, курсовые, проектирование, дипломные работы, домашнее задание, консультации, экзамен, зачет,кружковая работа,матерская,студии,науч сообщества,олимпиада,конкурсы.Урок-форма организации учебного процесса, при которой педагог в течении точно установленного срока времени организует познават деят, использует разнообразные формы, методы преподавания материала.Урок сост из опр компонент,котор определ структ урока: 1)проверка пройден материала.2)сообщен нов матер.3)повтор нов.матер.4)закрепление нов матер.5)проверка нов матер.(если все комп,то это смешан урок 70%).Спец урок, когда преоьл только 1 компонент(урок ознакомлен учащ-ся с нов матер).

27.Урок-форма организации учебного процесса, при которой педагог в течении точно установленного срока времени организует познават деят, использует разнообразные формы, методы преподавания материала.Урок сост из опр компонент,котор определ структ урока: 1)проверка пройден материала.2)сообщен нов матер.3)повтор нов.матер.4)закрепление нов матер.5)проверка нов матер.(если все комп,то это смешан урок 70%).

Лекция- конструкция учебного процесса. Препод на протяж всего учеб занятия сообщ нов материал,а обучающиеся его активно воспринимают.Лекция явл наиб эконом способ передачи учеб информ,тк материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме.В зависим от дидактич целей (вводные,установочные,текущие, заключительные, обзорные лекции). В зависим от способа проведения выделяют: (информационные, проблемные  визуальные,бинарные ,лекции-провокации ,лекции-конференции,лекции-консультации)

28. С целью стимулирования пед.работников, работа их профессионального уровня, повышения качества учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, а также обеспечения социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений в России с 1972г. была введена их аттестация. Одной из задач аттестации является также установление соответствия между качеством работы учителя и его з/п, что осуществляется путем присвоения педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. Принципы аттестации- добровольность, открытость, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, бережное и доброжелатель-е отнош к пед работникам.

27.Экскурсия- форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явл действит-и. Экскурсии подразделяют на: производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географич.

Семинар-учеб занятие в форме коллективн обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов.В зависим от способа проведения выделяет несколько видов:(семинар-беседа, семинар-заслушивание, семинар-диспут).

Конференция- организац форма обучения, направл на расшир, закреплен и совершенствование знаний. Главное- свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Факультативные занятия  углубленное изуч-е предметов по выбору и желанию учащихся.По образоват задачам выделяют факультативы:1.по углубленному изучению базовых учебных предметов; 2.по изучен дополнит дисциплин; 3.по изучен дополнител  дисциплины с приобрет специальности.

Практикумы- формы организации обучения, на которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лаборат, практич работы. Основные дидактические цели таких занятий- экспериментальное подтверждение теоретич положений, овладение техникой эксперимента, умение решать практич задачи путем постановки опытов, формир практич  умений работы с различными приборами.

Зачет- форма обучения, близкая по предназначению к экзамену. Можно рассмат как подготовительный этап перед экзаменом.

Экзамен- форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации.

 

16.Индивидуализация обучения обеспечивается гибким управлением учебным процессом, учитывающим его ход в данном классе и уровень подготовки всех учащихся и отдельных учеников. С этой целью используются дифференцированный подход для разных групп учащихся, а также индивидуальные задания, раздаточный материал и технические средства обучения.

Принцип учета индивидуальных особенностей предполагает знание учителем возможностей каждого ученика, о динамике роста его потенциала. Зная возможности учащихся нужно предлагать слабым ребятам индивидуальные задания. Этим самым они предохраняются от неудачи. В то же время более способным ребятам можно предложить решить более трудные задания, на которых они могут испытать свои умственные способности.Прочность усвоения знаний – одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Целью обучения являются профессиональные умения и навыки. Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность  усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций. 1. В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению. 2. Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное. 3. Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.Способами проверки прочности усвоения знаний являются:Отсроченный контроль - Проводится через какое-то время после завершения обучения по курсу (пол года, год или более) с целью измерения остаточных знаний. В реальном образовательном процессе проводится редко, обычно при проведении исследований.Входной контроль - Одной из целей входного контроля является проверка остатка знаний по ранее изученному курсу и необходимых для текущего курса. По результатам выполнения тестовых заданий выявляются пробелы в знаниях обучаемых, которые необходимо компенсировать дообучением.

 

    19.Методы обучения –способы совместн деят,учителя и ученика,для решения задач обучен,т.е.дидактич задач.Прием обучения-- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Классиф методов обуч по дидактич цели(Данилов,Есипов):1методы изложения новых знаний;2методы закреплен знаний;3методы повторения;4методы применения знаний умений и навыков;5методы проверки знаний,умений,навыков. Выбор методов обучения зависит:1)от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; 2)от особенностей содержания и методов данной нау ки и изучаемого предмета, темы;3)от особенностей методики преподавания конкрет ной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;4)от цели, задач и содержания материала конкретного урока;5)от времени, отведенного на изучение того или иного материала;6) от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;7)от уровня подготовленности учащихся (образо ванности, воспитанности и развития);8)от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;9) от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методи ческого мастерства, его личных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Методы обучения –способы совместн деят,учителя и ученика,для решения задач обучен,т.е.дидактич задач.Прием обучения-- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Классиф методов обуч по характер познават деят отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся (Лернер,Скаткин)а)объяснительно-иллюстративный (информац-репродуктив)-учитель объясняет материал; б)репродуктивн (репродукц-копия, учащиеся усваив информ и может её передать);в) проблемное изложение знаний(учитель перед объяснен ставит проблему,котор не понять,в ходе объяснен решает эту проблему,учащиеся наблюд; г) частично-поисковый (эвристический)-в процессе рассмотр материала отд элементы находятся и у учащ-я,мышление;д)исследовательский (предусмотр творч поиск результата,прбл решают учащиеся). Выбор методов обучения зависит:1)от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; 2)от особенностей содержания и методов данной нау ки и изучаемого предмета, темы;3)от особенностей методики преподавания конкрет ной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;4)от цели, задач и содержания материала конкретного урока;5)от времени, отведенного на изучение того или иного материала;6) от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;7)от уровня подготовленности учащихся (образо ванности, воспитанности и развития);8)от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;9) от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методи ческого мастерства, его личных качеств.

 

31.Процесс воспитания- целенапр. организов деят.по формирован и развит человека,характеризующ взаимод воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках пед системы(учреждения). Процесс воспитания(специфика) одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении. Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение.

 

 

 

 

 

 

 

21.Методы обучения –способы совместн деят,учителя и ученика,для решения задач обучен,т.е.дидактич задач.Прием обучения-- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Классиф методов обуч по источникам знаний(Верзилин,Голант) 1.словесные 2.наглядные 3.практич методы обучения.Словесные методы-центральн место в системе методов обучения. (устные, письменные).Относятся:рассказ, объяснение,беседа,собеседование,лекция,учебная дискуссия.Письменные: работа с книгой,конспектирование,тезирование,реферирование,составлен плана текста,цитирование, рецинзирование,составл справки,составл формальн-логич модели,составл тезауса,пиктаграфическая.Наглядные методы группа методов предполаг наглядно-чувств восприятие материала.Обеспечивает:наглядн пособия,схемы,табл.Раздел на 2 гр:метод демонстрации(служит для рассмотр явлений динамики(развития) и метод иллюстрации(показ явлен и процессов в стабильн состоянии,т.е их изображен на плакатах, схемах(в посл годы обогат нов средствами-карты с пластик покрытием.)Практич.метод информ получ в ходе практич деят,главн-формиров практич умен и навык.Относ:упражнения,лабараторн и практич занятия. Выбор методов обучения зависит:1)от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики; 2)от особенностей содержания и методов данной нау ки и изучаемого предмета, темы;3)от особенностей методики преподавания конкрет ной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;4)от цели, задач и содержания материала конкретного урока;5)от времени, отведенного на изучение того или иного материала;6) от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;7)от уровня подготовленности учащихся (образо ванности, воспитанности и развития);8)от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;   9) от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методи ческого мастерства, его личных качеств.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"