Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

Педагогика шпоры.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

 

38.Одной из функций управления целостным педагогическим процессом явл пед анализ. Пед анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Развернутый пед анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитат, дидактич, психологич, санитарно-гигиенич требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей, чей опыт явл предметом специального изучения для обобщения и распространения опыта. Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или методиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока -это не анализ "на бегу", это не посещение урока для галочки; такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленческой культуры. Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например на использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или на изучение системы работы учителя при проверке домашнего задания или особенностей групповой работы учащихся на уроке.

 

 

 

 

 

43.Нравствен.воспит-совокупн историч сложивш норм и правил поведения человека(мораль и нравствен-тождеств понятия). Мораль-форма обществ сознан.Нравствен. также определ как этика,т.е этика-это философ наука о морали.НВ имеет историч характер,носит классовый характер. Мораль носит активно-действ характер,т.е. должна побуждать воспитанников к активн участию в жизни общества.В поним нрав воспит сложилось4 правила(осн.традиции) 1)патерналистская традиц(почетание старших)2)религиозн-церковн трад(поддерж авторитета церкви)3)просветительск трад (освоен научн знаний)4)коммунитарская (в осн лежит формир чувства коллективизма). Задачи:1.формир нравств понятий;2.формир нравств чувств и оценка нравств поведения; 3.развит нравств качеств личности;4.формир нрав поведения. Выделяют:нравств и правовые нормы поведения.Нрав нормы повед побужд чел к определ поступкам;  Правовые нормы повед обязат норма поведен,зафиксир в законах,кодексах. Содерж нрав норм зафиксир в документах:типов правила поведен уч-ся.Показат.нрав.воспитан-ти: 1)словесн (вербальн) высказывание.2)собствен поведен

Эстетич.(эмоцион)воспит- базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Цель ЭВ-развитие готовн личн и восприят,освоен оценки эстетич объектов в искусстве или действит-ти. Задачи ЭВ условно можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность.Задачи приобщен:1) формир эстетич знаний и идеала; 2) воспитание эстетич культуры; 3) формирование эстетич отношения к действительности; 4) развитие эстетич чувств; 5) приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;6) формир стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

 

 

 

35.Содержание воспитания-конкретная деят-ть по реализации цели вспитания.Разносторонняя развитая личность должна обладать базовой культурой.Базов.культура личн-ти вкл в себя прежде всего:культуру жизненного самоопределения.;культуру семейн.отнош.;культуру общения;культуру труда;политич культуру;экономич культуру;нравствен культуру;эстетич,физич культуры.Для формир базов культ необходимо формирование(осн направления):1.научн мировоззрения. 2.умствен воспитан.3.гражданск воспит. 4.эстетич в.5.физич в. 6.межнацион воспит.

 

41Гражд воспит-было внесено немец педагогом Кейншерштейнером.Цель ГВ-воспитание в человеке нравств идеалов общества,чувство любви к Родине,стремление к миру.Вкл ряд составляющ: 1.идейно-политич воспит.2.патриотич восп. 3.межнац воспит.4.нравств восп.5.правов восп.6.половое воспит.Идейно -политич воспитан:согл закону «об образовании» сказано,что «в учеб заведениях запрещены организацион структуры полит партий.Идейность-направленность личности,выделяют:интеллектуальн,эмоциональн,практич,волевую.В содерж входит:1.широкое ознакомление истории учащ-ся с прошлым и настоящи страны,народа.2.ознакомление с современ полит событиями в мире.3.разъяснение гос политики.(Тесно связано с патриотич воспит).

Патриотич.воспит.Цель-привить любовь к Родине,беречь,защищать.Содержан вкл: ознакомлен с гос-ной символикой. Межнацион.воспит.Цель-привить нравств. отнош к межнац людям. Нравствен.воспит-совокупн историч сложивш норм и правил поведения человека(мораль и нравствен-тождеств понятия). Мораль-форма обществ сознан.Нравствен. также определ как этика,т.е этика-это философ наука о морали.НВ имеет историч характер,носит классовый характер. Мораль носит активно-действ характер,т.е. должна побуждать воспитанников к активн участию в жизни общества.В поним нрав воспит сложилось4 правила(осн.традиции) 1)патерналистская традиц(почетание старших)2)религиозн-церковн трад(поддерж авторитета церкви)3)просветительск трад (освоен научн знаний)4)коммунитарская (в осн лежит формир чувства коллективизма). Задачи:1.формир нравств понятий;2.формир нравств чувств и оценка нравств поведения; 3.развит нравств качеств личности;4.формир нрав поведения. Выделяют:нравств и правовые нормы поведения.Нрав нормы повед побужд чел к определ поступкам;  Правовые нормы повед обязат норма поведен,зафиксир в законах,кодексах. Содерж нрав норм зафиксир в документах:типов правила поведен уч-ся.Показат.нрав.воспитан-ти: 1)словесн (вербальн) высказывание.2)собствен поведен Правовое воспит.Цель-формир правовой культуры личности.Содерж ПВ-ознакомл учащ-ся с правами и обязанностями граждан(КЗОТ-кодекс законов о труде);ознакомл граждан с уголов кодексом.Половое воспит-в шк должны возникать половые воспит,а не сексуальные

 

39.Умствен  воспитание-систематич планомерн деят-ть воспитателя,напрвлен на развитие умствен сил(мышление и культуры умствен труда воспитуемых на формир у них научн мировоззрен).Задачи УВ1.формир знан,умений и навыков;2.формир научн мировоззрения.3.развитие познават способнотей.4.развитие культуры умствен труда.Пути УВ.1умств воспит способств процесс обучения(все учеб дисципл влияют на ум чеовека).Сущ определ приёмы,котор ускоряют умствен разитие(1пр-проблемное обучение;2пр-решение различн типа задач(исслед задачи,решен исслед задач,решен задач на причинно-следств связей)3пр использ методов неконтекстн операций,т.е а)действие над понятиями; б)определен понятия т.е знание понятия; в)раскрытие объёма и содерж понятия;г)установл межпонятийных связей; д)установл практич действий,отражённых в данном понятии(умение на практике реализ понятие).2 Внеклассная деят-ть. 3.СМИ.4.Способствует действие самого человека с поступающ информацией а)конспектирование.б)тезирование.в)планирование.г)цитирован.д)аннатирование(сосавл аннотации)е)рецинзирование(краткий отзыв на что-либо)ж)написание справки;з)написан формальн-логич(составление)или словесно-схематич модели.и)составление тематич тезауреса;к)матрица идей. Важным вопросом в умствен воспит явл определение критериев и показателей умствен развития.Критерии:а)знания человека по проблеме.б)по культуре умствен труда.в)по сформированности мировоззрен.

 

 

49.Средства воспит-пед.независим источник соц опыта,т.е. это всё то,что оказывает воспитат воздействие на воспитуемого,т.е средства воспитателя может само по себе влиять на воспитуемого.Классиф средств воспит.(объеден по групп):1)СМИ(радио, литра,газета).2)Деят-ть(игров,учебн, профес,обществ).3)Средства-регуляторы (режим дня,правила поведен,уставы,решен принят собран-ем).4)Ср-ва общения (группа,друзья,семья).5)Пед.ситуации(преднамерен создан условия,вынуждающ.человека приним решение и действовать).6)Природа. 7)Материальн ср-ва(деньги,подарки). 8)Коллектив(общество).9)Соревнования. Формы воспит-внешняя структура процесса воспитания.1)по продолжительн-ти(кратковр,долговр)2)по видам деят воспит (худож,спорт,игра)3)по способу влияния педагога(непосредствен.влиян, опосредован.влиян).4)по субъекту воспитания(семья).5)По кол-ву участников.

В зависим  от того,что явл осн ср-ом воспит,формы воспит подраздел на:словесные,практические(экскурсии походы)наглядные(стенды,выставки).В зависимот того,кто явл организатором той или иной формы,выделяют:1)формы раб Кл.рук.2)формы раб общ организации. Факторы,влияющ на выбор ср-в и формы воспитания:1)от цели воспит,2)от содерж воспит,3)от потребн уч-ся,4)от интересов самого учителя.4)от вможностей( финансовых).5)от времени.6)от событий,происход в стране,в мире

 

47.Метод  воспитания-способ воспитания.Прием воспитания-частичное выражение методов.Методы воспит:1) Щукин, Бабацкий,Сластёнин: а)метод формир сознания (беседа,рассказ,диспут, лекция,пример).б)методы организ деят и формир опыта обществ поведения (приучения,поучения,сознан воспит ситуаций,требование)в)методы стимулир деят-ти и поведения. 2)Журавлёв и др.:а) методы убеждения(убежден-один из спообов влиян на личность)-рассказ,беседа,деспут.) б)метод упражнения(упр-многокр повтор какого либо действ для формир устойч поведен.)-естественные(целесообразн организован жизнедеят-ть)и искусственные (спец разработ).в)метод поощрения(способ выражен положит оценки действия воспитан,стимулирующ метод.)-одобрение, похвала, благодарность,награда.(отриц стор-тчеславие,желание искл,эгоизм)г) метод  показания(способ торможения негативн проявл личности с помощью отрицат оценки и их поведения)-моральное порицание,лишение прав,словесное суждение,снижение оценки за поведение.д)метод примера(воспитания)-способ предъявления образца,как готовый программы поведения человека.-примеры + и -.требования.к себе,образец.Выбор метода воспитания зависит:1) от цели и задачи;2)от содержания воспитания;3)от возраст и индивид особенностей;4)от интересов и потребн ребёнка;5)от соц окруж;6)от ожидаем результатов;7)от собств возможн воспитателя.

 

12.Принцип учета  возрастных и индивидуальных  особенностей. Наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. Например, младшие школьники иначе, чем старшеклассники, пересказывают, запоминают, общаются и т. д. Возрастные особенности детей обязывают учителя правильно выбирать характер общения, помощи, методы воспитания детей разного возраста. Индивидуальные особенности людей также требуют учета в воспитании. В дифференциальной психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций в поведении, изучаются и описываются отклонения в поведении, психология одаренных, способных и, с другой стороны, людей, имеющих проблемы в развитии. Все это помогает воспитателю вести адекватную работу. При этом готовых ответов может не быть, и надо, как было сказано, изучать воспитанника и условия его развития, чтобы видеть проблемы в его формировании и найти правильные средства воспитания. Воспитатель в таких случаях должен работать совместно с психологом, врачом, социальным педагогом

 

33.Принцип  воспитания-исходные положения,котор кладутся в оснву воспитат процесса.Сущ гос-ные и личные принципы воспитания.Гос-ными должны руковод все воспитуемые.На основе принципов воспит,решаются все воспитат пед задачи,и выдел 2типа задач(1.СПЗ(собств пед задачи)-задачи на изменен ученика и коллектива.2.ФПЗ(функционально-пед.задачи)-задачи на организац воспитат дела)Принципы воспитания:1)принцип гуманистич напрвл воспит.2)принцип природосообразности воспит.3)принцип культуросообразности воспит.(т.е воспит должно основыв на общечеловеч ценностях,должно строиться с учётом ценности национ культуры,в соответств с религиозн традициями)4)принцип вариативности соц воспитания(т.е воспит должно быть разнообразным,надо учитыв многообразные интересы личности и общества(потребности)5)принцип связи воспитания с жизнью общества.6)принцип опоры на пложительное в человеке,на сильн стор его личности;7)принцип ориентации на развитие личности;8)принцип воспитания в коллективе и через коллектив;9)принцип сочетания пед управления(со стор учителя) с развитием инициативы и самостоят-ти воспитанника. 10)принцип уважения к личнсти ребёнка,в сочетании с разумной требовательностью к нему;11)принцип согласованности требования школы,семьи и общественности( единство требований).12)принцип учёта возрастных и индивид осбенностей воспитанников.(учитывать в комплексе.)

 

12.Принцип единства  требований (школы, семьи, общества). Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, улица учат другому. Родители сдают детей в школу и снимают с себя ответственность за воспитание. Даже учителя внутри школы действуют не всегда согласованно. Конечно, школа одна не решит этой проблемы, но процесс воспитания в школе, действия учителей должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, даже единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и школы. Для этого общество, отчасти школа должны работать с семьей и социальным окружением подростков и детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в известной мере педагогом и быть ответственным за свое непедагогическое поведение

 

 

 

48.Семейное воспитание-система воспитания и образования,складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.Функции семьи:1) генеративная (необходим.продолж человеч рода)2)ф-ция первичной социализации          (родившиеся дети несут в себе только задатки,предпосылки,признаки «человека разумного»).3)экономич и хоз-бытовая ф-ция (историч семья всегда была основой хоз ячейкой общества).4)гедонистическая(ф-ция здоровых сексуальн отношений,связ с налич у чел общебиологич половой потребности)5)рекреационная и психотерапевтическая ф-ция(семья-сфера абсолютн защищённости,абсолютн принятия чел вне зависим от его талпнтов,жизнен успеха, финанс положен.)Содержание семейн воспитания: физическое (основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма );нравственное (стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей-любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, дога); интеллектуальное(предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления); эстетическое(призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни);трудовое (закладывает основу их будущей праведной жизни).

 

6.Долгое время наряду с термин педагогика в том же знач исполз-сь «дидактика».В борот ввёл В.Ратке.Этим термин стали широко пользоваться в 1632г.Коменский написал «Великую дидактику».Учёные рассматр вопр и обучения и воспит,но со временем под терм дидактика сохран лишь вопросы обучения.Дидактика-наука об обучении и образовании. Различают общую и частную дидактику.Общая-общие вопросы обучения.Частная(методика преподавания)-рассматр вопросы относит-но конкретн дисциплины.Дидактич (общие и частные) закономерности.Общие закономерности  свойственны любому образовательному процессу, они охватывают своим действием всю систему обучения. Общие закономерн: 1) зак цели обучения. (Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики);2)зак содержания обучения.(Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений);3) зак  качества обучения (Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения);4)зак методов обучения. (Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса); 5)зак  управления обучением. (Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий);6)зак стимулирования обучения.(Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов).Действие частных закономерн распространяется на отдельн стороны системы обучения. Частные зак : 1)собственно дидактические(результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, профессионализма преподавателя); 2)гносеологич(результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребн учиться; 3)психологич (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания, особенностей мышления и тд);4)социологич (развитие индивида зависит от развития всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, от уровня интеллектуальной среды, от стиля общения учителя с учащимися ); 5)организацион (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы)

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"