Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 14:54, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

Педагогика шпоры.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

1.В переводе с греч. педагогика буквально «вести дитя».Пед-ка-искусство вести не только ребенка,но и взрослого чел-ка по жизни, воспитывать. Пед-ка-наука о воспитании. Сначала появл-ся отдельные педагогич. заповеди,с развитием письменности-правила.Появл-ся народная педагогика. Объем знаний расшир-ся,возникает науч. основа. Педагогич. знания изначально были элементом философии (Аристотель,Сократ). В 17в. педагогика выходит из философского знания и становится самст-ой наукой. Появл-ся фундам-ый труд Яна Амоса-Каминского «Великая дидактика». Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. Задачи: 1) вскрытие закономерностей (связей) в области обуч-я, воспит-я, развит-я личн-ти. 2)изучение и обобщение педагогич. опыта. 3) разработка новых методов обуч-я, воспит-я. 4) прогнозир-е образования на ближайшее и отдаленное будущее. 5) распростр-е и внедрение результатов в практику.

2.Использ-е компет-ой модели обуч-я вытекает из модернизации отеч-го образования, целью которой явл. подготовка обуч-хся к жизни, их самоопредел в стенах учеб заведения, а также их общая подготовка к выполнению всего спектра жизненных ф-ций. В рез-е происх переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность», «подготовленность», «знание» на понятия «компетентность», «компетенция». Под  компетентностью понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Такая способность предполагает умение в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации. Главное в обучении – усвоение материала и овладение знаниями. Подлинные знания в аспекте компетентностного подхода – это инструменты познания, инструменты решения новых задач в жизненной ситуации. Главная задача компет-го подхода – усилить практическую ориентацию образования. Компет-ый подход не отрицает накопления знаний, но в то же время сами по себе знания не явл целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире. Овладение знаниями выступает непременным условием социального развития личности и формирования компетенций, необходимых для вхождения в социум, расширяет границы самоактуализации личности младшего школьника, позволяет не держаться за стереотипы, а выбирать свой путь освоения мира.

3.В сист пед.наук входят:1.Общая П (изучает базов науч дисципл,общ проблемы,развит(Общие осн пед-ки; Теория обучен-я(дид-ка); Теор-я воспит-я; Управл образоват сист-ми(школовед-е)2.Возрастн П (изуч учеб дисципл в зависим-ти от возраста обучен-я(Ясельн.П;Дошкольн П;.П школы;П высш шк;П взрослых;Андрогогика)3.Пед дисциплины(подраздел в зависим-ти от того,какая сторона конкретн вида человеч деят взята за осн классификации(военная П;инженерная П;спорт П;театральн П;музейная П;производств-ая П;исправит-труд П) 4.Спец пед-ка (разрабат-ет теоретич основы, принципы, методы, формы и средства воспит-я и образ-я человека (детей и взрослых), имеющ отклонения в физич развитии(сурда П(глухие);тифла П(слепые);алигафрена П (умств. Отст);логопедия(наруш речи).Связь П с др науками 1)с обществ наук 2)с биологич наук 3)с псих наук. Связи:1.С философ (филос учен явл методол(фундамент) осн П.много общ вопр(цели воспит;пробл формир мировоззр;взаим личн и колл-ва;гнсеологич(теор познан)проблемы.2.С этикой(наука о нравств)и эстетик (прекр, безобр).3.С Социолог(тенденц развит групп населен,рассматр вопр социализ как влияет среда наличн)4.С эконом-й(демограф,народ и населен)5.Биолог.дисцип(антропол, физиолог, медиц,гигиена)6.Псих дисцип(возрастн; пед;дифференц;соц)7.С этногафией,народн педагогикой.

4.Класс- учебный коллектив ,в который входят учащиеся одного возраста.                              Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.  Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени, причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок. Основными недостатками классно-урочной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.Достоинство классно-урочной системы — в четкой упорядоченности обучения. Разделение на предметы позволило учителю специализироваться, ему стало достаточно знать только один предмет, а не быть универсальным специалистом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Сущность процесса обучении - это целенаправленный пед процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся, 
- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся; 
- овладение научными знаниями умениями, навыками; -формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. 
Одним из двух главных процесс, составляющих целостный пед процесс является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. 
Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных: 
1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;4) социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;5) валеологическая - функция здоровосбережения;6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Аттестация  учителей проводится раз в 5 лет по личному заявлению педагога и на основе экспертной оценки труда, его результативности и качества учебно-воспитательн процесса. Учитель сам определяет категорию и фору аттестации. Установлено 3 квалификац категории- высшая,первая и вторая категори.Высшу может присвоить главная аттестационная комиссия,перв-район/городск комиссия, вторую категорию присваивает аттестац комиссия школы.Оценка деят препода осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельн и экспертной оценке практической деят. Общие требования к оценке труда учителя характериз по сл критериям: Критерий рез-та и критерий процесса.

7.Методология-знание  о способе. Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.Пед исслед подраздел на 3гр 1фундамент;2приклад;3разработки. Фундам-своим результ имеют обобщен концепции.Приклад-направл на углубл изуч отдельн сторон пед процесса . Разраб(рекоменд)-конкретн предлож по тому или иному вопр.Методол пед науки-учение о принципах,методах, формах и процессах познания и преобраз пед действит-ти.Различ 4 ур-ня:1.философ(владение осн принцип познан данной науки,зависит от мировоззр исследоват)2.общенауч(в его осн лежат концепции,науч подх,примен к разн наук)3.конкр-научн(методология соответств науки.В пед науке осн метод подх явл:1Детерменизм пед явл(обусловлен)2.системн подх к позн-ю и деят.3.деят-ый подх(формир личн))4.технологич(предметн тематич методол.Методол отдельн вопросов).В целом методология указывает как надо осуществл науч-исслед и практич деят. Методы пед исслед.-способ получен науч информ с целью установл закономерн связей,тнош,зависим-ей и построен научн теорий.Теоретич и практич методы. Теоретич метод исслед позвол расшир,уточнить,изучить науч факты.Относятся-анализ,синтез, индукц,дидукц, сравнен,абстрагир, обобщен,конкретиз,моделир.Анализ-мыслен разлож целого на составл и выдел отд призн.Синтез-мыслен соед призн,свойств явлен в смыслов целое.Сравнен-установл сходства и разл между явлен.Абстрагир-мыслен отвлеч  как-либ признака от др.Конкритизация-мыслен воссозд предм на осн вычеслен ранее абстракц.Обобщен-выделен в процессах и явлен общ черт.Моделирован-исслед процесс при помощ их реальн моделей(теоретич предвиден практич рез-та)Инд-от част сужд к общ.Дид движ мысл общ к частн. Практич метод входят методы сбора и накопл данных(наблюд,анкетир,бесед, тестир)методы контроля и измерения (тест,срез,шкалирован)метод обработ данных(матем,статисти,графич, табл)метод оценивания(самооценка, рейтинг)метод внедрения рез-тов ислед в пед практику(эксперем,опытн обучен) Наблюдение –целенаправл систематич изучен определ пед явл. Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации -непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему - широкое (сплошное), когда фиксируются все доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов. Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогич фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.Анкетирование предполаг разраб анкет,в котор запис вопр и анкетир даёт отв.Виды анкет:1анонимн, именные.2откр(полу),закрытые(полу).Тестирование-метод пед исследования с использ тестов. Педагогический эксперимент — преднамеренное внесение изменений в пед процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Классификация — систематическое распределение элементов данного множества по классам, возникающее в результате последовательного многоступенчатого деления.

Сущ много  классификаций видов воспитания. Так, по формам (институциональному признаку) различают семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), дизсоциальное воспитание, воспитание в специальных учебных заведениях (пенитенциарное), по месту жительства, внешкольное; по содержан: трудовое, умственное, физическое; по доминирующим принципам и стилю отношений «воспитатель-воспитуемый»: авторитарное, свободное, демократическое; по объектам воспитания: идейно-политич,, нравственное, половое, эстетич, экономич, гражданское, интернациональн, патриотич, правовое, экологическое. Направление воспитания определяется единством целей и содержания. Виды форм воспитания:

Умствен воспит ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окруж мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определ этич требованиями общества. Труд воспит-развитие и подготовка добросовестного, ответствен и творче отношения к различным видам трудовой деят, накопление профессион опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Эстетич воспит-развитие эстетич отношения к действительности, предполаг наличие у человека способности восприним прекрасное. Физич воспит закл в правильн физич развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливан организма, а также воспитание силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека. Гражд воспит -формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству. Экономич воспит-это система мер, направл на развитие экономич мышления современ человека в масштабах своего дома, произв-ва, страны.

Семейн воспит-составная часть социализац человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.Религиозн воспит-целенаправл  и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение.

13.Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы.Принципы воспитания — это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитанников. К ним предъявляются определенные требования: 1Обязательность

2Комплексность.3Равнозначность 

Принципы воспитания 1.Принцип гуманистич направлен воспитания. Работа воспитателя с воспитуемыми должна строиться на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внимания, доброжелательности педагога с разумной требовательностью к воспитанникам. Правила реализации данного принципа: опора на активную позицию воспитуемого, уважительное отношение к нему, доброта воспитателя, умение защищать интересы воспитанников. 2Принцип вариативн соц воспитания. Условие реализации данного принципа — создание на различных уровнях многообразных видов и типов воспитательных организаций. 3Принцип связи воспитания с жизнью. Необходимо вкл воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям.4Принцип опоры на положительное. Необходимо найти положительные стороны, опираясь на которые можно добиваться устойчивых успехов в воспитательной деятельности.5Принцип биологичн воспитания. Воспитателю нужно сотрудничать с воспитанниками, уметь изменять характер своего участия в совместной деят в зависимости от Ур-ня развития воспитанников. 6 Принцип ориентации на развитие личности. Все воспитуемые разные: различаются полом, темпераментом, накопленным опытом, характером, индивидуальными чертами. Поэтому в процессе воспитат деят воспитатель, изучает их возрастные, индивид особенности. На основе этих знаний каждый воспитанник вкл в активную, полезную деят, при этом воспитание сочетается с самовоспитан личности.

14Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.  Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения изучаемой науки. Правила реализации принципа научности: 1.логика и язык изучаемой науки; 2.основные понятия максимально приближенные к уровню современного понимания данных вопросов наукой; 3 методы конкретной науки; 4научные методы познания природных и общественных явлений.                     Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. В основе этого принципа лежат определенные закономерности: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира.   Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:1.формирования системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;2.использования схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;3.осуществления межпредметных связей;4координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"