Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

1.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.

 

Учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности утверждение человека в человеке. Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы её решения.

Педагогическая  деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, которая заключается в направленной передаче от старших поколений младшим накопленных знаний.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанники?..

Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Структура педагогической деятельности включает три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, включает конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Учителя нового типа характеризуют:

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • любовь к детям, потребность и способность отдать им свое 
    сердце;
  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и 
    умение работать вместе с другими;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно- 
    педагогического мышления, готовность к созданию новых 
    ценностей и принятию творческих решений;
  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к 
    нему;

Взаимоотношения учителя  с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия.

Качества  личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.

Непрерывность педагогического  самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических и культурных задач, быть постоянно в курсе новых исследований, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

 

 

2. ПРЕДМЕТ,  ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЯ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» -дитя и «аго» - вести. «Педагогос» в переводе с греческого обозначает буквально «детоводитель». Так в Древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина. В связи с развитием науки педагогики и особенно педагогики послевузовского образования - педагогики взрослых - были предприняты попытки «вести термин «андропогогика» (от греческих слов «антропос» - человек и «аго» - вести). Кроме того, в 20-30-е годы активно разрабатывалась педология (от греческого «пайдос» — дитя и «логос» - наука), которая в центр своих исследований поставила проблему всестороннего развития ребенка в процессе обучения и воспитания.

Постепенно  слово «педагогика» стало употребляться  в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», то есть воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения; в поле зрения педагогики оказались (как мы уже указывали) не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики - это наука о воспитании человека.

Рассмотрим  понятие воспитание как предмет  педагогики. В научной педагогической лексике утвердилось несколько его значений. Воспитание, прежде всего, трактуется как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств и другое. В этом смысле воспитание характеризуется несколькими параметрами. Оно является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Воспитание, далее, является социальной категорией, свойственной лишь людям. Исторический характер воспитания как функции общества выражается в том, что его цели, содержание, методы, формы не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и исследований.

Понятие «воспитание» в теории и практике имеет и  второе смысловое значение. Этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеют в виду всё формирующее личность пространство: школу, семью, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации и так далее.

Наконец, в педагогической науке существует и третье толкование понятия «воспитание» как управление процессом развитие личности школьника. Отсюда - и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «формы воспитания» и так далее.

Такова общая  характеристика предмета педагогической наукк, что же касается задач, то их, прежде всего, необходимо разделить на постоянные и временные.

Приоритетной  постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, управления образовательными и воспитат льными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности.

Развитие  педагогики вместе с общественным прогрессом привело к тому, что в настоящее время ее определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято включать довольно значительное их число.

Ясельная  педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная  педагогика представляет собою науку  о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждекияхл ауслови-ях одно-, дву- и многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика  школы относится к самым богатым  и развитым отраслям науки о воспитании. Поучительные уроки школьного дела, его влияние на социальный прогресс дают исследования образов тельных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологий, политических устройств.

Педагогика  среднего специального образования, ее теоретические основы развиваются за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Особенность педагогики высшей школы - в преемственности со школьной педагогикой. Многие теоретические истины обучения и воспитания будущих специалистов в различных областях материального и духовного производства отражают законы преемственности общего и профессионального образования. Среди современных научных проблем - создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми - субъектно-ориентированными, приспособленными к специфике личности студента, его свободному выбору уровня высшего образования.

Производственная  педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии.

Военная педагошка вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Социальная  педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (б клубах, домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства и тому подобное).

Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития, воспитания людей пенсионного возраста.

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

История педагогики изучает закономерности функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. В истории педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой к новейшей истории образования.

8 систему педагогических наук входят также многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, химии и всех иных учебных предметов.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается.

Теоретической основой педагогических исследований является методология. Она определяется как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Такое определение методологии является синтезом двух сторон. Во-первых, это комплекс средств познания педагогической ре&чьности, своего рода предписания для исследовательского труда. Во-вторых, это принципы, методы, процедуры практического преобразования педагогической действительности. Совершенно ясно, что успех исследователя-педагога зависит от обеспеченности его научным инструментарием. Успех же преобразователей предопределяется разработанными методологическими условиями, программами, методами, сценариями. 

 

3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА.

 

Закономерностью в философии называется объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.

Первая закономерность реализует воспитание в широком смысле: целостный педагогический процесс, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическими потребностями общества, его идеологией, политикой.

Педагогический процесс  протекает в определенных условиях, которые могут быть более или  менее благоприятными для его функционирования. Поэтому, (вторая закономерность) задачи, содержание, методы и формы педагогического процесса зависят не только от потребностей, но и возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.

Назвав 2 закономерности педагогического процесса, необходимо рассмотреть связи между основными его компонентами:

- связи между процессами  обучения, образования, воспитания  и развития как составляющими  компонентами целостного педагогического  процесса.

- связи между процессами воспитания и самовоспитания, преподавания и учения, то есть между деятельностью субъектов и объектов педагогического процесса.

- связи между деятельностью  и общением личности и результатами  её развития.

- связи между возможностями  личности и характером педагогических влияний на неё.

- связи между коллективом  и личностью.

- связи между задачами, содержанием, формами, методами  педагогического процесса.

 

 

4. НЕКОТОРЫЕ  ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ТЕОРИИ.

 

Позитивизм – это одна из разновидностей идеализма. Позитивизм противопоставляет философскому мышлению положительные позитивные данные опыта, а опыт при этом понимается как совокупность субъективных определений, которые не отражают объективную действительность. А наука в их понимании ограничивается пониманием и систематизацией явлений, но не объясняет их и не конкретизирует. Позитивисты называют наукой только математику и естествознание. Педагоги-позитивисты предлагают отказаться от проблем социальных и идеологических.

Прагматисты утверждают, что нельзя познать объективную реальность, которая лежит вне пределов индивидуального опыта, а сам опыт они понимают как совокупность субъективных переживаний человека. Они ценят только такие идеи и понятия, которые имеют практическое значение.

Экзистенциализм – существование. Теория индивидуализма. Сторонники этой теории своей целью считают защитить индивидуальность от растворения в общей массе людей. Они считают, что в основе школьного образования должны лежать такие знания, которые помогают учащимся лучше познать самих себя, свой внутренний мир, остальные знания бесполезны.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"