Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

Условиями создания коллектива являются:

1) наличие  сплоченного коллектива, педагога  с едиными требованиями к себе  и воспитанникам

2) наличие  перспективы в коллективе.

3) связь первичного  классового коллектива с общим  школьным коллективом.

4) единое общественное  мнение и защищенность каждой  личности в коллективе.

5) наличие  традиций в коллективе.

6) оптимистический  мажорный тон в жизни коллектива.

7) сотрудничество педагогического коллектива, родителей и общественных детских организаций.

 

22. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА ПО  МАКАРЕНКО.

 

Воспитательный  коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Создать такой коллектив  сразу невозможно, для этого требуется  длительное время. Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования учителя до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

Первая  стадия коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая  стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих решениях на группу учащихся.

И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за сложности первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организационной работой.

 

23. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ  ПЕДАГОГИКЕ.

 

1-й этап. Номинальная  группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. В номинальной группе осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии и антипатии, происходит первичное распределение обязанностей, приводящее к появлению лидеров. В номинальной группе каждый сам по себе.

2-й этап. Группа-ассоциация. Эта-группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. Выполняются только те дела, которые интересуют всех.

3-й пап.  Группа-коопераиия. Такая группа  отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством.

4-й этап. Группа-автономия.  На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, что может быть в группе-кооперации.

5-й этап. Группа-коллектив.  Это высокий уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность. Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении поставленных целей.

 

24. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ  ПРОЦЕССЕ. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ  ОБУЧЕНИЯ.

 

Процесс обучения представляет собой совокупность последовательных действий учителя и учащихся, направленных на самостоятельное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков и развитие познавательных сил и способностей.

Знание - это факты, сведения, научные теории, законы, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся.

Умения есть сознательная деятельность на основе усвоенных знаний, готовность к практически целесообразным действиям.

В процессе обучения мы встречаемся с необходимостью выработки целого ряда умений: составлять план прочитанного, решать типовые задачи, делать выводы из наблюдений, препарировать, выполнять различные виды физических упражнений и так далее. Если умение путем многократного повторения доведено до степени автоматизма, можно считать, что оно перешло в навыки.

Навык - это автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие. Навыки многообразны: учебные навыки - навык чтения, письма, устного счета и другие; трудовые - владение орудиями труда; двигательные - бег, ходьба, метание.

Умения и  навыки вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении.

Процесс обучения осуществляет следующие функции: образовательную, развивающую, воспитательную, а также побудительную и организационную. Они воспитывают в единстве.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности; воспитательная - в формирования черт личности (нравственных, трудовых, эстетических и других).

Обучение - планомерно развивающийся под руководством учителя процесс познания.

Познание есть процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных понятий.

Процесс познания можно разделить на составные  части (или звенья), представляющие собой этапы познания, через которые должен пройти ученик, следуя по пути от незнания к знанию, от неумения к умению, к образованию навыков. Выделяют следующие звенья процесса усвоения:

  • восприятие материала, подлежащего усвоению,
  • осмысливание материала, образование понятий;
  • закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;

- применение на практике полученных знаний, умений и навыков.

Усвоенный в процессе восприятия и осмысливания учебный  материал требует в дальнейшем закрепления и совершенствования. С этой целью учителем организуется специальная деятельность учащихся: повторение, заучивание. При этом применяются упражнения, способствующие формированию умений и навыков. Особое значение имеют упражнения поискового и творческого характера, обеспечивающие одновременное овладение материалом и развитие познавательных способностей учащихся..

Процесс обучения цикличен. При изучении очередного вопроса вслед за вскрытием противоречия идет его актуализация, затем планирование и выполнение действий по разрешению создавшегося противоречия.

Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается  на разработанные учеными-дидактами принципы. В отличие от традиционных они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний. Принципы таковы:

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
  2. Принцип обучения быстрым темпом.
  3. Принцип осознания школьниками процесса учения.

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

 

25. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОБУЧЕНИЯ.

 

Движущими силами обучения являются противоречия. Основное противоречие между выдвигаемыми в ходе обучения новыми познавательными и практическими задачами и уже имеющимся уровнем знаний, умений, мотивов учащегося, умственным развитием в целом. Это основное противоречие проявляется во всех сторонах процесса обучения: 1) в области знаний (между житейскими представлениями и научными знаниями); 2) в области умений (между привычными способами действий и новыми, более современными); 3) в области мотивов (между сложившимися и объективно-ценными); 4) в области организации обучения (между коллективным характером обучения и индивидуальным характером усвоенных знаний); 5) в области результатов обучения (между знаниями и умениями применять их на практике).

 

26. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ТРИ КОНЦЕПЦИИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

Согласно  теории И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, основанной на гуманистической парадигме, содержание образования - это система знаний, интеллектуальных и практических умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, определяемая характером образования в данном учебном заведении (школе, колледже, вузе, аспирантуре и т.д.).

Знания служат инструментом деятельности во всех других элементах. Однако можно знать, но не уметь. Умения - тот опыт, который накоплен человечеством до осуществлению способов деятельности. Вместе с тем, можно знать и уметь действовать, но не уметь творить. Творчество проявляется в видении новых функций объектов, переносе ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельной постановке проблемы и поиске альтернативных путей ее решения и др. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. И, наконец, все эти элементы могут служить разным целям в зависимости от системы норм отношений к миру, обществу, знаниям, самому себе.

Существуют три концепции  содержания образования.

  1. трактует образовательный процесс как адаптированную основу наук, изуча<spa

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"