Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

 

10. КОНКРЕТНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИДЕАЛОВ.

 

Цель воспитания должна соответствовать представлению  общества об идеале человеческой личности. Представления об идеале отражаются в произведениях искусства, литературы, фольклора. В разные исторические периоды  представление об идеале было разным, но во все времена ценилась сила, выносливость трудолюбие.В античные времена идеальным считалось гармоничное соединение физического и духовного совершенств. Однако полностью исключался труд. В средние века на первый план выступает духовная жизнь. В это время физические радости называли ересью. В настоящее время во всех странах мира идеальным считается гармоничное разностороннее развитие. Однако в каждом обществе существуют 2 идеала: 1) широкорекламируемый, недосягаемый, предназначенный служить ориентиром для других. 2) непропагандирующийся, это тот, которому завидуют и на чьем месте хотели бы оказаться.

 

11. СУЩНОСТЬ  РАЗНОСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ.

 

В педагогическом процессе содержание воспитания реализуется через совокупность направлений воспитательной деятельности, которые представляют собой своеобразную программу воспитания.

Например, для  достижения цели формирования разносторонне  развитой личности необходимо единство следующих направлений воспитания:

-умственное  воспитание;

  • физическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание.

Умственное  воспитание - это педагогическая деятельность, направленная на интеллектуальное развитие личности, развитие умственных способностей учащихся, формирование познавательных потребностей и интересов. Формирование творчески мыслящей личности также является задачей умственного воспитания.

Основные пути умственного  воспитания - систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения (реализация учебных планов и программ по предметам на различных типах уроков), и внеклассная работа по развитию их умственной культуры (читательские конференции, тематические выставкь книг, фото, предметные недели и так далее).

Умственное  воспитание происходит также под  влиянием окружающей среды, средств массовой информации и прочее.

Физическое  воспитание - педагогическая деятельность, направленная на развитие физических сил и здоровья школьников, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Задачи физического воспитания:

  1. Содействие правильному физическому развитию и укреплению 
    здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся.
  2. Воспитание у школьников высоких нравственных качеств, 
    формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является 
    общественным долгом.
  3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие основных двигательных качеств.

4. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Трудовое воспитание - процесс вовлечения учащихся в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, передачи им трудового опыта, подготовки к выбору профессии, формирования потребности в труде.

Задачи трудового  воспитания и профориентации следующие: привитие любви к труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе; развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных видах трудовой деятельности; формирование трудовых навыков культуры умственного и физического труда; формирование устойчивых профессиональных интересов к конкретным профессиям и специальностям.

Основными формами  трудового воспитания являются: урок, лабораторно-практические занятия, УПБ, экскурсии на предприятия, беседы, устные журналы и так далее.

Экономическое воспитание - познакомить с основами экономического образования и экономической культуры, научить ориентироваться в жизненных экономических ситуациях. Задача экономического воспитания - подготовка школьников к экономической деятельности, сознательному участию в хозяйственной деятельности.

Экономическое воспитание осуществляется через экономическое  просвещение (в процессе изучения основ  наук) и экономическую деятельность (внеклассную и внешкольную). Это работа кружков, клубов, проведение бесед, диспутов и так далее.

Нравственное  воспитание - педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения.

Формы нравственного  воспитания: этические беседы, решение поведенческих задач, общение с интересными людьми, чтение соответствующей литературы и так далее.

Эстетически воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развитие творческих задатков и способностей. В числе глазных задач эстетического воспитания -формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.

Формы эстетического  воспитания: литературно-художественные конкурсы, викторины, школьные праздники, кружки, творческие объединения, турнир знатоков поэзии, музыкальные вечера и другое.

Половое воспитание - это система мер, направленных на формирование полового сознания и поведения мужчины (мальчика) и женщины (девочки). Доминирующая задача полового воспитания -подготовка школьников к семейной жизни, включая направления решения данной проблемы:

Экологическое воспитание - это совместная деятельность воспитателей и воспитанников по формированию у школьников системы экологических знаний, умений и на их основе ответственного отношения к окружающей среде.

В задачи экологического воспитания входят:

  • усвоение научных знаний о природе, понимание ее ценности 
    для общества и человека;
  • овладение нормами правильного поведения в природной сре 
    де;
  • развитие потребности общения с природой;
  • активизация деятельности по сохранению, восстановлению и 
    улучшению природной среды.

Формы и методы: коллективные творческие дела (КТД), беседы, диспуты, конференции, работа экологических отрядов, клубов. Особую популярность приобрела «Экологическая тропа».

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, общественных объединений, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных представлений, взглядов, ценностных ориентиров, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение, использование юридических норм.

Задача правового  воспитания состоит, с одной стороны, в том, чтобы научить учащихся строго соблюдать законы, а с другой - использовать те широкие возможности, которые закон предоставляет для проявления инициативы, творческой активности, в борьбе с антиобщественными явлениями.

 

12.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ.

 

Воспитание  характеризуется такими чертами, в  которых выражается его сущность.

1) Воспитание  возникло из исторической потребности приспособить подрастающие поколения к условиям общественной жизни, заменить ими стареющее поколение. Воспитание – категория вечная, необходимая, общая. Вечная, потому что возникла вместе с возникновением общества, необходимая, так как обеспечивает преемственность поколений, общая, так как отражает зависимости и связи этого явления с другими явлениями.

2) Воспитание  на каждом историческом этапе  носит конкретный исторический  характер.

3) Воспитание  осуществляется путем включения  в общественные отношения, в систему общения.

4) Процесс  воспитания целенаправленный.

5) Процесс  воспитания многофакторный, то есть  на него оказывает воздействие  семья, воспитатели и все общество  в целом.

6) Процесс  воспитания по существу является  непрерывным.

7) Процесс  воспитания является комплексным, так как личность человека формируется в целом и развитие свойств характера идет непоочередно, а сразу, в комплексе.

8) Для процесса  воспитания характерна отдаленность  результатов от момента оказания  воспитательного воздействия.

9) В процессе воспитания наблюдается неодинаковость результатов, это связано с индивидуальностью воспитанника.

10) Для воспитания  характерна двусторонность, то есть  в процессе воспитания активность  проявляет не только воспитатель,  но и воспитуемый.

11) В процессе воспитания воспитанник выступает и в качестве объекта воздействия, и в качестве субъекта.

Для выявления  сущности воспитания его можно сопоставить  с процессом обучения:

- в результате обучения  приобретается ЗУН. В результате  воспитания, формируются свойства характера, взгляды, убеждения, мировоззрение в целом.

- обучаемый к процессу  обучения относится положительно, а к воспитанию могут развиться  негативные отношения.

- результаты обучения  проверяются на экзаменах, зачетах,  а результаты воспитания –  в экстремальных ситуациях.

- обучение можно четко  и определенно планировать. Воспитание  планируется, но очень трудно.

- процесс обучения может  быть разбит на определенные  этапы, процесс воспитания не  ограничивается рамками отдельных  воспитательных мероприятий.

 

13. ДВИЖУЩИЕ  СИЛЫ ВОСПИТАНИЯ.

 

В основе процесса воспитания лежат движущие силы в  качестве противоречий. Первая группа противоречий – это противоречия между требованиями воспитания с одной стороны, и подготовка воспитанника к восприятию воспитания с другой стороны. Вторая группа противоречий связана с несоответствием, несогласованностью, между сознанием воспитанника и его поведением.

 

14. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

 

Закономерности: 1) воспитание осуществляется в процессе активности самого воспитанника. 2) воспитание определяется актуальными потребностями воспитанника. В противном случае, возникает девиантное поведение, как реакция на непонимание потребностей самого воспитанника. 3) в воспитании необходимо разумное пропорциональное соотношение усилий воспитателя и усилий воспитанника. На начальных этапах большая активность принадлежит воспитателю, на последних – воспитаннику. 4) в воспитании необходима открытая демонстрация любви в адрес воспитанника, чтобы он был спокоен за отношение к нему близких людей. 5) в процессе воспитания необходимо эмоционально пережить ситуацию успеха. 6) воспитание должно носить скрытый характер, чтобы воспитанник не чувствовал себя объектом приложения профессиональных усилий воспитателя. 7) воспитание должно носить целостный характер, то есть содержание и форма должны соответствовать друг другу.

15. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.

 

Процесс воспитания строится на основе ряда исходных положений, руководящих идей, которые определяют его общую организацию, содержание, формы и методы и называются принципами воспитания.

Современная отечественная  система воспитания руководствуется следующими принципами:

  1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Он означает, что воспитание должно строится на основе требований общества., перспективой его развития, отвечать его потребностям
  2. Принцип комплексности, единства всех компонентов воспитательного процесса: целей, задач, содержания, форм и методов. Это единство определяется идеей целостности формирования 
    личности.
  3. Принцип единства педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьника. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности.
  4. Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему. Этот принцип регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, доброжелательности. Одновременно педагог должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам при решении воспитательных задач.
  5. Принцип опоры на положительное в личности воспитанника. Требования этого принципа: педагоги обязаны выявлять положительные качества в человеке и, опираясь на них, строить воспитательную работу.
  6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, который в новых условиях должен отражать новую ситуацию - педагогическую реальность. Требование этого принципа следует понимать не только как необходимость воспитания коллективиста, а как реализацию в процессе воспитания потребности школьников в общении, организацию и педагогическое руководство межличностным и межгрупповым взаимодействием, формирование культуры отношений в коллективе.
  7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типичные возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их и в соответствии с ними выбирать средства и методы работы с воспитанниками.
  8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Этот принцип требует, чтобы школа, педагогический коллектив обеспечили единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса, в первую очередь, конечно, семьи школьника, социальных институтов.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"