Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

Неотомизм – религиозная теория, неотомисты считают, что все человечество находится в состоянии кризиса. Современный человек не думает о спасении души. Выход из сложившейся ситуации – обращение к религии, к общечеловеческим ценностям.

 

 

5. МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Методы научного исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей научных теорий.

Наблюдение – это организованное по специальной программе более или менее длительное восприятие педагогического процесса, его отдельных видов и сторон в естественных условиях.

Кроме наблюдения существуют такие методы опроса:

Интервьюирование – метод устного опроса по заранее намеченному плану, который в зависимости от ситуации может меняться.

Анкетирование – метод письменного опроса. Вопросы анкеты бывают открытого и закрытого характера (типа “да”, ”нет”).

Беседа – это диалог, в ходе которого обе стороны получают полезную информацию друг о друге.

Эксперимент – это специально организованная деятельность с заранее заданными исследовательскими целями.  Ходе эксперимента возникают 2 группы: контрольная и экспериментальная. Контрольная группа не испытывает воздействия. Экспериментальная – работает по новой программе, в соответствии с выдвигаемой гипотезой.

 

 

6. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  В ПЕДАГОГИКЕ.

 

Целеполагшие  в педагогике - сознательный процесс  выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Определение целей и задач образования и воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания и обучения.

С философской  точки зрения, человеческая деятельность всегда определяется ее целью. Нецелесообразной деятельности в принципе не существует.

Термин методология имеет две формулировки: 1) методология – учение о научном методе познания; 2) методология – это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. В педагогике методология определяется как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Методология любого научного исследования основывается на законах, закономерностях, принципах этой науки. Целеполагание дифференцируется на целеобразование и целеполагание. Целеобразование – это поиск, определение, формулирование цели, а целеполагание – это закрепление результатов этих поисков в официальных выражениях, которые записаны в государственных документах.

Под целью образования и воспитания следует понимать мысленное, заранее определяемое (прогнозируемое) представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать. Знание и понимание цели дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать, и придает его работе необходимую направленность. Без ясного представления о цели нет и не может быть эффективной педагогической деятельности.

Незнание  объективно значимой цели воспитания часто ведет к созданию воспитателем ложных целей, ориентированных не на формирование личности воспитанника, а на удовлетворение личных амбиций или стремления к спокойной жизни. В книге В.И. Слуцкого «Элементарная педагогика» приводятся примеры ложных целей:

  • стремление сделать детей послушным орудием в руках взрослых;
  • развлечение детей вместо воспитания;
  • использование школьников в собственных целях (например, 
    карьера);
  • воспитание мифических добродетелей без учета жизненных 
    реалий (что В.И. Слуцкий называет «педагогическим ханжеством»).

Выделяются общие, групповые и индивидуальные цели. Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, групповые отражают особенности какой-либо группы, а индивидуальные предполагают воспитание отдельной личности.

Педагогические  цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ, стандарт образования. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели отдельных образовательных систем и этапов образования. Например, цели общего среднего образования и его отдельных уровней: начальная, основная и полная общеобразовательная школы. Следующая ступень - цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста. Наконец, цели отдельного урока или внеурочного мероприятия.

Цели  образования и воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели образования и воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер Произвольное выведение целей недопустимо, так ках может идти вразрез с объективными закономерностями развития природы, общества, человека..

В основе разрабатываемых  современной педагогикой идеалов образования и воспитания лежат общечеловеческие ценности. Общечеловеческие ценности - это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом.

 

 

7. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ  И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

 

Развитие  личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). При этом человек, подчиняясь требованиям общества, постоянно подавляет естественные потребности, «играя» необходимые социальные роли.

Представители социологического направления утверждают обратное: хотя человек рождается как существо биологическое, однако основное влияние на его развитие оказывают те социальные группы, с которыми он общается.

Представители биосоциального направления примиряют две противоположные точки зрения, полагая, что психические процессы имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются  как явления социальные.

Развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования, рождение нового и отмирание или преобразование старого. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

  • противоречие между новыми потребностями, порождаемыми 
    деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
  • противоречие между возросшими физическими и духовными 
    возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися 
    формами взаимоотношений и видами деятельности;
  • противоречие между растущими требованиями со стороны 
    общества, группы взрослых и наличным уровнем развития 
    личности.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они  приобретают специфику в зависимости  от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. В педагогической науке используются данные биологического развития для научной организации труда педагогов и учащихся; разрабатываются модели обучения и воспитания на базе закономерностей психического развития учащихся, устанавливаются содержание, пути и средства социализации учащихся.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности вылепяются следующие ее стадии:

  • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до на 
    чала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка 
    до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
  • трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить 
    трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
  • послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в 
    связи с прекращением трудовой деятельности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя..

Воспитание  в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, -это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого  можно выделить две основные функции  воспитания: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации. Кроме этого, воспитание связано и с развитием: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в обществе, ему необходимо освоить культурные ценности. Он может делать это тремя путями.

Во-первых, путем подражания в референтной группе. Это «стихийное воспитание» - освоение культурных ценностей под влиянием других людей, но без принуждения, без педагогической цели. В этом случае личность воспринимает ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе, как свои личные, как эталон для подражания.

Во-вторых, освоение культуры может происходить по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным воспитателем. Это так называемое развивающее воспитание - целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

3-третьих,  ученик может осваивать культурные  ценности по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития. В традициях гуманистической педагогики, как уже отмечалось, в педагогическом процессе функционируют равнозаинтересованные субъекты - педагога и воспитанники. Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия.

 

 

8. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ. ИСТОРИЯ  И СОВРЕМЕННОСТЬ.

 

Под целью воспитания в педагогике принято понимать конечный результат. Формирование личности и само воспитание определяются как целенаправленный процесс развития личности. Цель воспитания определяет государство, оно берет на себя обязательство по созданию соответствующих условий для достижения этой цели. Цель воспитания менялась исторически. Сократ считал, что главная цель – познавание самого себя. Аристотель полагал, что целью является развитие высших сторон души, ведь задатки к этому даны при рождении. Демокрит один из первых выделил природосообразность воспитания. Природа и воспитание подобны и воспитывать следует в соответствии с природой окружающего мира и природой самого ребенка. В феодальном обществе главной прогрессивной целью было воспитание рыцарей. В 17 веке были открыты первые университеты в Италии, Франции, Англии. Целью этих университетов была подготовка богословов, медиков, юристов. Джон Локк основной целью воспитания считал воспитание джентльмена, который должен обучаться не в школе, а дома. Жан Жак Руссо считал главной целью воспитание естественно-свободного человека, который воспитывался на лоне природы, вдали от цивилизации. Михаил Васильевич Ломоносов считал главной целью воспитания раскрытие всех способностей воспитанника. Антон Семенович Макаренко – воспитание личности в коллективе и через коллектив. В современной педагогике традиционная формулировка цели воспитания – всестороннее, гармоничное развитие личности: интеллектуальное, физическое, психическое, нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое, экономическое, правовое.

 

 

9. СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ  В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ.

 

С философской  точки зрения содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

1. Реализация целей воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и возможности. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда, нравственная и экологическая, художественная и физическая, культура семейных отношений.

  1. Самоопределение. Важнейший элемент воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует 
    человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. 
    Именно в гармонии с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
  2. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Именно коллектив должен 
    оказать позитивное влияние на формирование и развитие личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"