Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

 

16. ПОНЯТИЕ,  СУЩНОСТЬ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА  ВОСПИТАНИЯ.

 

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения воспитательных задач. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли педагога, который выступает руководителем и организатором педагогически образной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления  педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Методы и методические приемы могут совершать взаимопереходы, за менять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой -совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.). Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели.

Крайне трудно классифицировать средства, можно очертить некоторые группы используемых педагогами средств, приняв за основание классификации канал психологического влияния на человека (безусловно, на практике используются эти группы в единстве, но какой-то канал всегда доминирует при восприятии):

  • аудиальные (лат. «ауди» - «слух») - слово, музыка, песня. 
    стихи, звуки природы,...
  • визуальные (лат. «виз» - «видеть», «зрение») - предмет, изображение, художественный образ, видео-, кино-, фотозапись,...
  • кинестетические (греч. «кине» - «движение» и «эсте» - «чутье», «ощущение») - ритмические движения, жесты, позы, 
    тактильные прикосновения,...

 

17. КЛАССИФИКАЦИЯ  МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ПО СЛАСТЁНИНУ. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ  ЛИЧНОСТИ.

 

Педагогический  процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие классификаций методов по разным основаниям, в соответствии с различными педагогическими целями и задачами. Важно отметить, что не существует единой универсальной классификации методов.

Таким образом, получается четыре группы методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, лекция, диспут, внушение, работа с книгой, метод примера);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, поручение, метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж, 
    педагогическое требование, общественное мнение);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание и др.);
  • методы контроля и самоконтроля деятельности и поведения 
    (наблюдение, беседа, опросы (анкетные, устные и пр.), анализ результатов общественно полезной деятельности, поручение, создание ситуаций).

В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Дадим краткую  характеристику основных методов каждой группы.

 Методы формирования сознания личности.

Формирование  сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность.

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме.

Большое значение (особенно в младшем и среднем  возрасте) рассказ имеет при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: 1) вызвать положительные нравственные чувства или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; 2) раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; 3) представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Беседа - это метод активного взаимодействия педагога и учащихся с помощью системы продуманных вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний, усвоению новых понятий, ценностей и т.п.

Лекция отличается от рассказа большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Лекция - это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности проблемы социально-политического, нравственного, идейно-эстетического содержания. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией паи исходным, отправным моментом.

Учащиеся  особенно чутко откликаются на яркий  и самостоятельный стиль мышления воспитателя, на его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу. Знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, если они получены в результате критической мыслительной работы, прошли испытание на прочность в реальной жизни и деятельности.

Метод работы с книгой имеет неоценимое воспитательное значение (хотя и рассматривается чаще как метод обучения): чтение высокохудожественной литературы, анализ и обсуждение прочитанного расширяют кругозор учащихся, вызывают у них социально ценные чувства, формируют гуманистические образцы поведения.

С этим методом  тесно связан метод примера: формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору не только в вымышленных литературных персонажах, но даже в большей степени в реально действующих образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные действия, сходные по ведущей идее примера.

 

18. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ОБЩЕСТВЕННОГО  ПОВЕДЕНИЯ.

 

Методы организации  деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования. Большое значение упражнения имеют в процессе трудовой подготовки и для формирования нравственного поведения. Упражнение в широком смысле - это такая организация жизни и деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения, которая обеспечивает приобретение детьми практического опыта коллективных отношений.

Упражнение  в социально ценном поведении  изначально опирается на приучение, которое представляет собой организацию планомерного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения.

Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают школьников чувствовать спою причастность к общественным делам. Привлекая воспитанников к выполнению поручений, необходимо мотивами их общественной активности.

 Методы  стимулирования и мотивации деятельности  и поведения.

Любая деятельность протекает более эффективно и  дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Наиболее распространенными методами стимулирования и мотивации деятельности и поведения являются следующие.

Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам свойственно стремление к здоровому соперничеству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициатив; , новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования а учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению, т.е. имеет воспитательное значение. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. Действенность соревнования существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики воспитательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь.

Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение.

 

 

19. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ  ПО ЩУРКОВОЙ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

 

Методы воспитательного  воздействия по Щурковой- конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанника. Для решения педагогических задач в совместной деятельности воспитуемых и воспитателей. Щуркова предлагает такую классификацию:

  1. Методы, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых.
  2. Методы, с помощью которых организуется деятельность и стимулируются её положительные мотивы.
  3. Методы, с помощью которых стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемых в саморегуляции, самовоспитании. К первой группе относятся различные виды изложения информации, а ко второй группе – различные требования, поручения, создание ситуаций успеха. К третьей группе относятся поощрения, замечания, наказания, ситуации контроля и самоконтроля.

Главным методом  воспитания Щуркова считает убеждения, а основным способом его осуществления  она называет диалог. При исполнении диалога она предлагает соблюдать такие условия: 1) своевременный выбор говорящего или слушающего; 2) способность слушать собеседника; 3) способность придать своим соображениям правильную форму, соблюдать неприкосновенность личности (оценивать деятельность, а не личность).

 

 

21. КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКТИВА.

 

Коллектив выступает  как важная форма организации  воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания.

Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма.

Таким образом, воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"