Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:23, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

14 Особенности работы учителя по формированию классного коллектива младших школьников.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

13Понятик  коллектива. Его роль  в формировании  личности

Макаренко предложил  и обосновал законы и принципы воспитания коллектива в 20-30-е годы 20 века. В период перестройки значимость коллектива подверглась сомнению(подавляет  личность, формирует чувство стадности).На стыке 20-21 веков отрицательное отношение к коллективу прошло.

Коллектив не может  не воспитывать, хотя бы, потому что  ежедневно с классом  проходит 4-6 часов жизни ребенка. В классе ребята заняты ВВД- учением, в классе образуются референтные группы

Класс и коллектив- это не синонимы

Макаренко А.С.

Коллектив –  это социальный живой организм, который  потому и организм, что он имеет  органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого  нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище

Крупская  Надежда Константиновна

Детский коллектив- это группа сплоченная общими переживаниями, интересами, работой, взглядами и дружбой

Казакина  М.Г.

Коллектив –  это объединение людей, в основе которого лежат следующие признаки:

  • Общественно значимые цели и ценности
  • Совместная деятельность, направленная на достижение этих целей (системообразующий признак)
  • Отношения взаимной ответственности
  • Определение органов самоуправления
  • Связь с другими коллективами

Не всякая деятельность формирует коллектив (Н.р. экскурсия в музей)

Прожиточный минимум коллектива

1 признак: Объединяющая  цель

Макаренко: «Я убежден, что если перед коллективом, нет  цели, то нельзя найти способа ее организации»

2 признак: Совместная  деятельность

Все признаки между  собой взаимосвязаны, усложняются  цели, следовательно, усложняется деятельность

3 признак: Отношения

Только в деятельности формируются отношения

4 признак: Наличие  органов самоуправления

Когда каждый отвечает за результат. Когда каждый был организатором и подчиненным. (Характеристика участия)

5 признак: Связь  с другими коллективами 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14 Особенности работы  учителя по формированию  классного коллектива  младших школьников

Л. В. Занков.

«Хотя учение и главное  в жизни детей младшего школьного возраста, тем не менее условия расцвета способностей каждого отдельного школьника служит содержательная, бьющая ключом жизнь детского коллектива»

 Особенности  протекают из особенностей возраста:

  1. Младшие школьники и девочки и мальчики одинаково стремятся к единству совместной деятельности, носящий творческий характер.
  2. Они подражают старшим, высокий авторитет учителя и родителей
  3. Развитее коллектива зависит от насыщенности класса игрой и творчеством( игра постепенно уступает творчеству и познанию)

    На основе этих и других особенностей осуществляется выбор эффективности путей формирования коллектива:

    • Групповая работа в различных видах деятельности
    • Включение классного коллектива в общешкольный коллектив. Создание ситуации активного межвозрастного общения
    • Совместная деятельность детей и родителей
    • СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ, В КОТОРОЙ УЧАСТВУЮТ ВМЕСТЕ РОДИТЕЛИ, ДЕТИ И УЧИТЕЛЯ.
    • Организация всей жизнедеятельности коллектива на игровой и творческой основе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15. Этапы формирования школьного коллектива

Коллектив как  специально организованное объединение  учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

     В педагогике существует деление на 3 этапа формирования школьного коллектива по разным основаниям (Сухомлинский, Макаренко. Новикова, Караковский, Казакина, Иванов и др.), а в психологии выделяется до 15.

     А.С. Макаренко вывел и апробировал 3 этапа развития коллектива. В основу этапности положил педагогическое требование:

     1 этап: в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе.

     2 этап: основным проводником требований к личности должен быть актив. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

     3 этап: вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

    Также  выделил 4 этап, но не апробировал  его.

В. А. Сухомлинский. 60-70-е годы

  1. Первоначальное сплочение коллектива:
    • Формирование коллективной цели
    • Задается близкая перспектива этих целей, формулируется - далекая.
    • Выбираются виды деятельности, которые позволяют сплотить коллектив
    • Взаимоотношения в коллективе через небольшие группировки
  2. Формирование коллективной морали:
    • Цели становятся более зрелыми, и осуществляется совместный поиск этих целей.
    • В процессе организации вырабатываются правила жизни, традиции
    • Все дела обсуждаются и оцениваются, благодаря чему складывается коллективная мораль. Коллективная мораль = общественному мнению (мнение большинства) Самоуправление осуществляется через советы дел «Сколько дел, столько и советов дел» Иванов
  1. Формирование индивидуальности
    • В коллективе задана система положительных моральных ценностей, благодаря чему возникают определенные условия, в которых ребенок может проявить себя как личность.

Новикова  Л.Ю. и Караковский  В.А.

  1. Первоначальное сплочение коллектива
  2. Коллектив как средство творческого воспитания
  3. коллектив как инструмент индивидуального воспитания

Казакина  М.Г. и Иванов И.П.

«Чем выше уровень развития коллектива, тем больше возможностей развития интересный личностей».

Пути  формирования коллектива

  1. Формирование коллектива по средствам развития признаков
  2. Связь вербальных и невербальных путей с характеристиками  этапов Сухомлинского.
  3. Вербальный путь: слова педагога, любого взрослого, самих ребят о коллективе, о том, как здорово дружить и т.д.

    Это специально организованные и стихийные разговоры  с классом, группой и индивидуальные

  1. Невербальный путь: организация разных видов деятельности «Вера без дел - мертва»
 
 
 

    16. Проблема детского коллектива в трудах В.А. Сухомлинского

В. А. Сухомлинский. 60-70-е годы

  1. Первоначальное сплочение коллектива:
    • Формирование коллективной цели
    • Задается близкая перспектива этих целей, формулируется - далекая.
    • Выбираются виды деятельности, которые позволяют сплотить коллектив
    • Взаимоотношения в коллективе через небольшие группировки
  2. Формирование коллективной морали:
    • Цели становятся более зрелыми, и осуществляется совместный поиск этих целей.
    • В процессе организации вырабатываются правила жизни, традиции
    • Все дела обсуждаются и оцениваются, благодаря чему складывается коллективная мораль. Коллективная мораль = общественному мнению (мнение большинства) Самоуправление осуществляется через советы дел «Сколько дел, столько и советов дел» Иванов
  1. Формирование индивидуальности
    • В коллективе задана система положительных моральных ценностей, благодаря чему возникают определенные условия, в которых ребенок может проявить себя как личность.

Почти в каждой своей работе Сухомлинский вновь и вновь говорит о роли воспитателя в детском коллективе. «Да, воспитание в коллективе - о другом воспитании и речи быть не может, - но ход его целиком - на ответственности воспитателя.»

Для Сухомлинского  путь к богатству духовной жизни  коллектива очень сложен: от индивидуально вклада каждого воспитанника - к общему «богатству» коллектива, от него к влиянию на индивидуальное духовное богатство – и вновь к увеличению частного вклада в общий фонд…

Сухомлинский  устанавливает двусторонние отношения, говорит о влиянии личности на коллектив. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17. Проблема детского коллектива в трудах А. С. Макаренко.

     А.С. Макаренко вывел и апробировал 3 этапа развития коллектива. В основу этапности положил педагогическое требование:

     1 этап: в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко, требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся", категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе.

     2 этап: основным проводником требований к личности должен быть актив. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

     3 этап: вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"