Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:23, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

14 Особенности работы учителя по формированию классного коллектива младших школьников.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

    Также  выделил 4 этап, но не апробировал  его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18. Сущность коллективного  творческого воспитания. Технология коллективного  творческого дела.

Необходимо различать  коммунарскую методику и КТД –  это очень разное. Суть коммунарской методики в организации определенного образа жизни, где все основывается на нравственности  и   творчестве. Образ жизни это гораздо глубже, чем организация КТД, но КТД - это гораздо глубже, чем воспитательное мероприятие.

Методика КТД начинается с предварительной работы коллектива, классного руководителя, педагог, любой взрослый, кто озабочен этими  проблемами:

  1. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА(Что проводить?)

    Определяет  задачи КТД., затем рассказывает, какие  КТД можно провести для кого? и  с кем? Дети задают вопросы, завязывается разговор, который называется стартовым. Главное, разговорить ребят, расковать их мысли, поставить перед ними проблему, пробудить интерес друг к другу. Взрослые увлекают детей перспективой интересного, полезного для дела. Тон доброжелательный, заинтересованный.

  1. Коллективное планирование (Как проводить?)
    • Продолжение фронтальной работы (уже в готовом коллективе)
    • 1\3 инициаторы- 2\3 критики
    • Разделение на микрогруппы (3-5, лучше 3 человека)

      Затем общее обсуждение. Успех зависит от ведущего(сопоставляет, уточняет, просит обосновать). Идет поиск лучшего варианта решения задачи на этом этапе выбирается совет дела.

  1. Подготовка КТД (работа с результатами предыдущей стадии)
    • Совет дела выполняет функцию координатора.
    • Уточняется и корректируется проект дела
    • Окончательно скорректированный проект дела передается в звенья. Они планируют и начинают работу.
    • На этой ступени формируется коллектив (много общения, совместная деятельность)

      4. Проведение КТД   итог работы

    5. Коллективное подведение итогов:

    • На общем собрании
    • На огоньке
    • С помощью специальных анкет и с последующим обсуждением результатов
    • В микрогруппах
    • По схеме: Что было хорошо? И благодаря чему? Что получилось плохо? И почему? Что не удалось осуществить? И т.д.

     Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении, учился анализировать, оценивать и извлекать уроки на будущее.

     На  этом этапе формируется общественное мнение, закладываются традиции

     «Слово  взрослого-раздумье вслух, новая идея, новое предложение  и новая задача»  Газман

    6.    Последействие:

Использование опыта накопленного КТД. После каждого  КТД происходит скачок в развитии коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19. Факторы воспитания  ребенка в семье

Семейные взаимоотношения  являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это  включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

Механизмы социализации ребенка в семье

Социализация  – это исторически обусловленный  процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры.

В каждой семье  складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей.. Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания, привлекают соседей, сверстников, школу.

Поведение родителей  можно описать двумя парами важных признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание.

1. Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.

Родители, не расположенные  к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними. Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку превращается в крайней форме во враждебность.

2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.

Снисходительные родители в отличие от строгих  обычно делают мало замечаний несдержанному  ребенку; не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх.

Факторы воспитательного  потенциала семьи

Большинство семей  можно классифицировать по степени  их воспитательного воздействия  на детей.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.

Выделяют нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.

Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерен низкий уровень образования и культуры. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей.

Неблагополучные семьи имеют в  специальной литературе дополнительные характеристики:

Внешне  «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности, с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу.

Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят. В таких семьях ребенок испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношения родителей.

Семья-санаторий – характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной.

Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями.

Семья – «третий лишний» - родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

«Семья  с кумиром» - в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения.

«Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает конфликт и нервное перевозбуждение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях

Организующим  центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами:

  • знанием объективных закономерностей педагогического процесса;
  • четким представлением социальных функций школы в современных условиях;
  • пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи;
  • практической подготовленностью учителя к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения.

     Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.

       В работах известного педагога В.А.Сухомлинского широко используется понятие "школьно-семейное воспитание". По его мнению, воспитание не может рассматриваться или как школьное, или как семейное, так как личность ребенка едина и процесс ее формирования носит целостный характер, и в этом целостном процессе воспитания школе принадлежит ведущая роль.

       Школа расширяет и развивает  воспитательные возможности семьи,  осуществляя педагогическое просвещение,  контролирует и направляет семейное  воспитание, организует и направляет  деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия. Система работы руководителя школы, классного руководителя складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе:

       Первое требование — целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье.

       Второе требование — повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Пути могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей; работа постоянного педагогического семинара "Семейная педагогика" или "Совершенствование семейного воспитания" и др.; учет особенностей микрорайона, села, выявление неформальных подростковых групп по месту жительства, учет неблагополучных семей и педагогически запущенных детей; обобщение положительного опыта семейного воспитания и передового педагогического опыта; педагогический анализ работы, проводимой с родителями, определение ее эффективности.

       Третье требование — выработка единых требований педколлек-тива к работе классного руководителя и учителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными. Надуманность, искажение требований приводят к конфликтам с родителями.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"