Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 13:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

Педагогика.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Педагогика

  1. Предмет и основные категории педагогики.

Педагогика – наука о законах и закономерностях воспитания. Предмет пед-ки: воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье.

Категории пед-ки: образование, воспитание, обучение, развитие, формирование личности. Образование – процесс и результат овладения знаниями, умениями и навыками учащимися, формирование мировоззрения, развитие творческих сил личности.  Обучение – деятельность, направленная на усвоение определенных знаний. В процессе обучения происх-т взаимодействие педагога и учащихся, т.о. осущ-ся образование человека. Воспитание – социал-е, целенаправленное создание условий для развития человека. Восп-е в шир. Смысле включает в себя воздействие общества на личность в целом. В узк. Смысле – целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Формирование  личности - процесс развития и изменения личности под влиянием реальной действительности, среды и наследственности. Личность поним-ся как человек, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути.

2. Основные этапы  развития педагогики.

Этап:1.Эмпирический этап: Начиная с древнейших времен человечество накапливало и осмысливало опыт обучения и воспитания различных времен и народов, создания различных образовательных учреждений;2.Этап формирования педагогики как науки: в период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен; 3.Этап развития педагогики в XX в.: В XX в. педагогическая наука развивалась бурными темпами, как на Западе, так и на Востоке, ориентируясь на обслуживание экономического прогресса общества, необходимость создания высокотехнологичных систем обучения и подготовки специалистов конкретного профиля.

3. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

В систему педагогических наук входят  1. Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания. 2. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. 3. Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образ-ных и воспит-ых систем путем сопост-я и нахождения сходства и отличий. 4. Возрастная педагогика, изучающая особен-ти воспитания чел-ка на разл-х возрастных этапах.  5. Специальная педагогика, разраб-ая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образ-я чел-ка (детей и взрослых), имеющих откл-я в физ-ом разв-и.  6. Методики преподавания различных дисциплин частные закон-сти обуч-я конкр-м дисц-ам (языку, физике, математике и др.), накапливают технологический инструментарий, позв-щий оптим-ми методами и ср-ми усваивать содерж-е той или иной дисц-ны, овладевать опытом предметной деят-сти, оценочными отнош-ми. 7. Проф-ная педагогика изучает закономерности, осущ-ет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образ-ия чел-ка, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. В зависимости от проф-ной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику. \\\ Психология позволяет педагогике более точно и правильно понять сущ-ть психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эф-го изуч-я педагогических явлений и процессов. Философия и социология позв-т пед-ке учитывать социальные особен-ти жизни и деят-сти людей и принимать во внимание их влияние на обуч-е, воспитание и педагогическую деят-сть. Физиология позв-т пед-ке учит-ть особен-и строения тела. Экономические науки дают возможность пед-ке принимать во внимание и учитывать закон-ти развития произв-ных отношений. Науки о трудовой деят-ти позв-ют пед-ке правильно формировать у людей качества, необходимые для разл-ых видов проф-ной деят-сти. Политология раскрывает для пед-ки проблемы, связ-ые с влиянием полит-их явл-й и процессов на обуч-е и воспитание людей. Исторические науки показ-ют педагогам истор-кое своеобразие развития чел-ка и общ-ва.   Сегодняшняя педагогика как одна их главных наук о человеке находится на острие общих научных исследований.

4. Назовите и охарактеризуйте  основные мировые образовательные тенденции

Образование -  процесс и результат усвоения определённой системы знаний и обеспечение  на этой основе соответствующего уровня  развития личности. 1-я тенденция: Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе  Суть: Информация и теоретические знания являются стратегическими ресурсами страны  2-я тенденция: Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества

Суть: От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире  3-я тенденция: Трансформация, расширение понятия образования Суть: Образование не должно ограничиваться стенами школы.

Все существующие учреждения, должны использоваться в образовательных  целях 

4-я  концепция: Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности  Суть: Формирование у учащихся умений учиться с использованием современных и перспективных средств информационных технологий  5-я тенденция: Интеграция образования Суть: Важной чертой развития образования является его глобальность. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Перечисленные тенденции  определяют основные направления в  развитии новой образовательной  системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается  в ее технологической базе. Новая  образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. 
 

7. Сущность и структура  педагогического процесса

Сущность и структура  педагогической деятельности, один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве.

Научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспективным принято считать направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагогической деятельности.

Системный подход является общим научным методом для решения теоретических и практических проблем. В психолого-педагогических исследованиях данный метод применяется сравнительно недавно. Система это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целост ность и взаимодействующих между собой.

Однако с точки  зрения П. К. Анохина, взаимодействие как  таковое не может сформировать систему  из множества элементов. Разрабатывая теорию функциональных систем, П. К. Анохин подчеркивает, что системой можно назвать только такой комплекс избирательного вовлечения составляющих, где взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленых на получение фокусированного полезного результата.

Центральная научная  задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.

В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей  теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н. В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности. В рамках этой модели выделяется пять структурных составляющих: 1) субъект педагогического воздействия; 2) объект педагогического воздействия; 3) предмет их совместной деятельности; 4) цели обучения и 5) средства педагогической коммуникации. На самом деле, указанные компоненты составляют систему. Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина определила структуру деятельности учителя.

В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) организаторский и 5) коммуникативный.

1. Гностический компонент  (от греч. гнозис познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

3. Конструктивный  компонент это особенности конструирования  педагогом собственной деятельности  и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

4. Коммуникативный  компонент это особенности коммуникативной  деятельности преподавателя, специфика  его взаимодействия с учащимися.  Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение воспитательных и образовательных целей.

5. Организаторский  компонент это система умений  педагога организовать собственную  деятельность, а также активность  учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в какой то степени пересекаются. Так, например, продумывая построение и ход урока, преподаватель обязательно должен иметь в виду и то, с какого занятия придут на этот урок его ученики (скажем, после физкультуры школьникам обычно трудно успокоиться и сосредоточиться). Необходимо учитывать и характер и личные проблемы каждого из них (ведь не стоит вызывать к доске ребенка, расстроенного домашними неприятностями, 

8.Охарактеризовать  основные компоненты педагогического  процесса 

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к  внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, процесс воспитания из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Педагогический процесс в  этой связи рассматривают как  развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые и не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и ана-литико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру.

Таким образом, понятия "система, в которой протекает  процесс" и "процесс как система" являются неидентичными, хотя и не могут  рассматриваться изолированно, так  как система, в которой протекает  процесс, является как бы материализованной  основой самого процесса. 

Характеристика основных компонентов педагогического процесса

Учебно-воспитательный процесс имеет определенную направленность, вытекающую из потребностей развития нашего общества. Направленность учебно-воспитательного  процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития школьников, а также его содержание. Цели и содержание и составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса.

В учебно-воспитательном процессе проявляется единство внешних  воздействий и влияний на объекты и внутреннего отражения, преломления их , возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, влияния, которое проявляется в самовоспитании и самообучении.

Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов характеризуют "операционно-деятельностный (организационно-управленческий)" компонент учебно-воспитательного процесса. Однако такая характеристика процесса отражает лишь одну, хотя и существенную, сторону его, которую можно условно считать "внешней".

Исследователи педагогического  процесса между тем отмечают, что  в его состав входят не только внешние  образовательные, воспитательные и  развивающие взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования таких качеств школьников, как образованность, воспитанность, развитость.

Как отмечает М. А. Данилов, педагогический процесс это внутренне  связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека. В этом определении подчеркивается именно "внутренняя" сторона процесса.

Итак, педагогический учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребнос 

9 Предмет и основные категории дидактики

В переводе с греческого - didaktikos означает "поучающий, относящийся  к обучению, didasko - "изучающий

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"