Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 13:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".

Работа состоит из  1 файл

Педагогика.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

Предметом ди дактики  является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся.

2. Основные категории  дидактики.

Основными категориями  дидактики являются: преподава ние, учение, обучение, образование, знания, умения, навы ки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В пос леднее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.

Преподавание упорядоченная  деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач),- обеспе чение информирования, воспитания, осознания и практи ческого применения знаний.

Учение процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы  поведения и деятельности, изме няются ранее приобретенные.

Обучение упорядоченное  взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс  содержит следующие глав ные звенья взаимодействия:

Знание - форма существования  и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности). Знания включают в себя: факты, представления, понятия, законы, закономерности, идей, теории. Характеристика знаний: знания могут быть: полными, поверхностными, точными - уровень знаний, истинность, объем, понимание, системность, прочность и т.д. - до 30 характеристик. Выделяют три уровня знаний: репродуктивный - воспроизведение без существенных изменений; конструктивный - знания, добытые при перестройке 1-го уровня (выделении главного, обобщении, сравнении, выборе и т.д.); творческий - знания, приобретенные в ходе самостоятельной поисковой работы.

Умения овладение  способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Обучение - средство развития и формирования личности, которое  не сводится только к овладению знаниями, выработке практических умений и  способов творческой деятельности. Дело в том, что знания как предмет  усвоения имеют три взаимосвязанных стороны: теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренчески-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи). При правильно поставленном обучении ученик овладевает всеми тремя сторонами изучаемого знания, т. е. в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных способностей, творческих способностей, формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение важным средством воспитания.

В современной дидактике  под термином "об разование" понимают специальную сферу социальной жизни, уни кальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способ ствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуаль ному развитию человека. Образование - овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-этической культуры, вследствие чего они приобретают определенный образ и индивидуальное своеобразие. Результатом является образованность - качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями. Уровень образованности отражает круг продуктов духовного и материального труда, социальных норм и ценностей, которые личность способна использовать в своей деятельности.

Цель (учебная, образовательная) то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Со держание (обучение, образование) система  научных зна ний, практических умений и навыков, способов деятельнос ти и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой  фор мы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. "forma" внешний вид, оболочка) спо соб существования учебного процесса, оболочка для его внут ренней сущности, логики и содержания. Форма прежде все го связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. "metodos" путь, способ) путь достиже ния (реализации) цели и задач обучения.

Средство предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его  мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.

Результаты обучения - это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Компонентами продукта обучения являются:

1) знания, умения, навыки;

2) мировоззрение лич  ности; 

3) кругозор и эрудиция;

4) качества ума,  интеллекту альное развитие личности (операции и приемы мышления, способы,  формы, методы познавательной  деятельности);

5) умение учиться,  потребность приобретать и пополнять знания;

6) навыки самообразования; 

7) активность;

8) работо способность  (умственная и физическая) личности;

9) воспитан ность  (нравственная, эстетическая, экологическая,  политех ническая и др.);

10) профессиональная  ориентация и подго товка к жизни и др.

10.Дидактические виды обучения

Дидактика - отрасль  педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет  дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики, или предметные методики.

Традиционная дидактическая  система Целью обучения, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.Принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность.

  Процесс обучения  должен строиться по формальным ступеням, которые определяют его структуру. Ступени структуры: изложение, понимание, обобщение, применение - рекомендуются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения.

Педоцентристская  дидактика. Ее называют также прогрессивистской, обучением через делание. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.    Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием.   В двадцатом веке ученые разных стран пытаются создать современную дидактическую концепцию. Единой дидактической системы как таковой в науке нет, имеется ряд теорий, в которых есть нечто общее. Цели обучения в большинстве походов предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы и в младших, и в старших классах. 

11Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Являясь средством воплощения целей обучения, содержание должно отображать как текущие, так и перспективные потребности общества.

На формирование содержания влияют следующие системы:

1)Система  потребностей – социальные и  личные – как наилучшим образом  соединить общественные и личные  интересы, сделать образование личностно  значимым.

2)Система  научных достижений – исследования  в области научных достижений в содержании, показали, что период времени между новым достижением и началом его систематического изучения в школе неуклонно сокращается.

3)Система  возможностей – учет возрастных  возможностей обучения, с которыми  необходимо считаться. 

Общие принципы формирования содержания:

  • 1)Гуманистичность 2)Научность.
  • 3)Последовательность планирование содержания по    линии, где новое знание опирается на предшествующее.
  • 4)Историзма – содержание в развитии во времени, в пространстве.
  • 5)Систематичность – изучение содержания в системе.6)Связи с жизнью – действенность, изучаемых знаний, умений.
  • 7) Соответствие возрастным особенностям (если материал слишком легок, то и знание и познание силы растут медленно).8)Доступность.

При выборе структуры  содержания учитываются:

  • цели обучения,
  • требования к уровню обученности,
  • характер и особенности изучаемых знаний,
  • возможности и особенности групп учащихся.
 

13результат

Образование как результат  фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности. Образование как результат вбирает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. В современном понимании в грамотности человека должны найти своё воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним.

Грамотный человек  — это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Образованность — это грамотность, доведённая до общественно и личностно  необходимого максимума, категория, характеризующая личностные образовательные приобретения. Образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Категория "профессиональная компетентность" определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.

Культура — высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Именно этот уровень результативности образования должен стать объектом повышенного внимания педагогов.

Высшая ценность образования  и его высшая цель — формирование менталитета личности и социума.

Процесс

Рассматривая образования  как процесс необходимо отметить, что это процесс движения от целей  к результату, процесс субъектно-субъектного  взаимодействия педагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодействия.

Педагогический процесс  с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Цель

Образование может  рассматриваться как ценность государственная, как ценность общественная и как  ценность личностная. Образование как  сфера духовной жизни общества является объективной общественной ценностью, которая располагает возможностями формирования личности человека как субъекта культуры и морали. Отражая цели демократического общества, его нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал, образование способно соучаствовать в созидании системы общечеловеческих ценностей, в создании условий для присвоения этих ценностей личностью.

14Система

Образование как воспроизведение  культуры выступает как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. Педагогическая психология специально не рассматривает данные проблемы - это предмет других наук, но она изучает деятельность обучающегося (обучаемого) и обучающего внутри этой системы в контексте тех условий, которые в ней создаются. Поэтому прежде чем обратиться к самим действующим в ней субъектам - учителю (преподавателю) и ученику (студенту), необходимо отметить основные характеристики образовательной системы.

Образование как система  включает в себя понятие педагогической системы. Педагогическая система может  рассматриваться как соотносимая  с образовательным процессом  подсистема в общей системе образования. Она, в свою очередь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью структурными элементами (цель, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"