Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

     Во  время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших  группах. Концерт должен состоять из 4-5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5-6.

     Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы — дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», «Корней Чуковский» и др.

     В подготовительной группе решили провести вечер «Мы — строители». Дети с воспитателем побывали на стройке  дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали знакомый материал в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.

     На  свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.

     На  вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может  быть самой разнообразной в зависимости  от интересов, знаний и умений дошкольников.

     Выступления детской самодеятельности можно  приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.

     В содержание вечеров- забав включаются загадки, шутки, игры-аттракционы, веселые  инсценировки, игры-драматизации, музыкальные  игры-сказки и т. д.

     В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

     Разнообразие  вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

     Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным  работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т.д.)

     В нашем детском  саду все принципы организации и проведения праздников и вечеров развлечений соблюдаются.

     Восьмое марта в ДОУ начинаем отмечать со второй младшей группы. В ясельных группах «опасно» произносить слово «мама», так как детки начинают плакать. Новый год проводим во всех возрастных группах. Мы не вводим в новогодний праздник в ясельной группе «настоящего» Деда Мороза, т.к. многие дети испытывают чувство страха перед этим персонажем. Деда Мороза мы берем игрушечного. Он сидит возле елочки на стульчике весь праздник и герои, которые приходят на праздник, общаются с ним: Снегурочка, мишки, зайки, лисички. Либо Дед Мороз - кукла би-ба-бо и она веселится с детьми на ширме: разговаривает с ширмы, танцует, раздает из-за ширмы подарки.

     День  Защитника Отечества проводим со средней группы, День Победы – в  старших группах детского сада.

     Также проводятся традиционные праздники  детского сада и дни рождения детей  – со средней группы детского сада.

     На  всех праздниках используются инсценировки, песни, стихи, драматизации.

     Репертуар к праздникам подбирается по возрастным особенностям детей, он должен быть  знакомый детям и хорошо усвоенный  на занятиях.

     В ясельных и младших  группах ведущая роль отводится взрослому. Он руководит действиями и восприятием детей, фиксирует внимание на появление героев, вместе поет и танцует с детьми. В этих группах вся театрализация проходит в исполнении взрослых.

     Во  второй младшей и  средней группах – детям также нужна помощь взрослого, поддержка, но момент включения в праздник у этих детей происходит уже быстрее.

     В старшем возрасте дети сами берут на себя роли, которые в предыдущих группах брали на себя взрослые; сами делают переклички, поют песни, исполняют танцы, активно воспринимают все происходящее.

     За  пять лет работы в детском саду музыкальным руководителем мы с  педагогами нашли интересные моменты  для проведения праздников, с помощью  которых утренники становятся яркими, зрелищными, интересными для взрослых и детей.

     Родители  не видят своих детей в различных видах деятельности в детском саду. Они видят активность своих деток, умение общаться, двигаться, петь, выступать, играть в спектаклях – только на утренниках! Поэтому к подготовке и проведению праздников подходим с большой ответственностью.

     Родители - активные участники в подготовке праздников и на самих праздниках. Они шьют шикарные, необычные костюмы  для детей, активно играют с детьми во время праздника. На празднике  «Восьмое марта» - мамы  поют песни  о любви, о цветах вместе с детьми и воспитателями; на выпускном вечере вспоминают песни о школе; надевают цыганскую юбку и танцуют цыганочку; надевают веселый парик – и ламбада зажигает весь зал! А как любят дети танцевать вальс в конце праздника с мамами, объясняя и показывая движения танца. Мамы делают винегрет на утреннике, украшают торты, заплетают косы, узнают голос своего ребенка по записи и т.д. В зале вывешиваются портреты мам, которые являются одновременно выставкой детских работ и оформлением зала. Дети рисуют портреты не только мам и бабушек, но и сотрудников детского сада. Все с удовольствием рассматривают картины и сразу узнают себя! Все игровые моменты на празднике обязательно сопровождаются крепкими объятиями и поцелуями мам и бабушек, вручением подарков.

     День  Защитника Отечества, 9мая проходит с папами и дедушками тоже всегда весело! Мужчины пишут рецепты любимых блюд, проводят интересные конкурсы с мальчишками, например «Выполни команду», «Отожмись с сыном» и т.д. С удовольствием поют и танцуют папы с детьми, собирают их в детский сад и принимают подарки, целуя и обнимая дочку или сыночка.

     К каждому празднику украшается не только зал, но и групповые комнаты  и фойе детского сада по тематике праздника; проводятся тематические выставки «Зимушка хрустальная», «Осенние сюрпризы», «Необычная новогодняя елка» и т.д.

     Театрализацию используем практически на каждом празднике. Дети старших групп  показывают представление  у себя на утренниках и специально разучивают сказки для  детей младших  групп.

     Театрализованные  представления обязательно показывают и взрослые. 

     Герои на празднике могут появиться  из различных мест: с подоконника, из книги, из сундука, из домика, ширмы. Они могут спать, а дети их будят  и начинается действие. Дети зовут  героев на праздник стихами, песнями, танцами, закличками. и т.д.

     Для театрализации сказок приобретаем  свежую щуку, если это сказка «По  щучьему велению», приносим живых  кошек, собак; ружья, пистолеты, самокаты – все настоящее!

     Начало  праздников стараемся делать по-разному:

     -начаться  праздник может в зале, продолжиться - на улице;

     -может  вести ведущий-взрослый или взрослый  совместно с детьми;

     -могут  вести только дети весь праздник;

     -начаться  праздник может с танцевальной  композиции, с инсценировки, с песни,  со стихов ;

     -может  герой обойти все группы детского  сада и позвать в зал на  праздник всех детей;

     -дети  в процессе утренника могут  переходить из зала в группу  и обратно, пока в зале меняется  сценография.

     Стихи рассказывать на празднике можно  под зонтом, может указать снежок, кто прочтет стишок, может музыкальная шкатулка рассказать – кто стихи будет читать.

     Дети  поют песенки сидя, стоя у стульчиков, сидя перед елочкой или на ковре, стоя в кружочке или по всему залу и т.д.

     Подарки для детей у нас спускались на леске с потолка, выезжали на печке с дымящейся трубой (клизма с мукой), выходила живая елка с подарками и т.д.

     Для праздников подбираем современную  музыку, берем музыкальные сказки, чтобы взрослые много пели, используем различные спецэффекты, большие  атрибуты для сюрпризных моментов. На некоторые праздники сами пишем стихи и музыку.

     Подготовка  праздников и развлечений – большая  и творческая работа всего педагогического  коллектива.

       «Обучить творческому акту нельзя, - отмечал Л.С. Выготский, - но это  вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».7

     Таким образом, мы рассмотрели на личном опыте  особенности организации и театрализованных праздников и развлечений в ДОУ. 

     Выводы  по второй главе:

  1. Праздники и развлечения оказывают большое развлекательное и воспитательное воздействие на дошкольников. А если они «театрализовано» оформлены, то еще доставляют огромную радость и новизну впечатлений детям.
  2. Принципы организации театрализованных праздников и представлений мы используем в своей практике и на личном опыте добавляем новые методы и приемы в работе по театрализованной деятельности в ДОУ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

     1. Через театрализованные игры  ребенок познает окружающий мир и обогащает свой.

     2. Театрализованные игры неразрывно  связаны со всеми видами деятельности  в ДОУ.

     3. Все программы и технологии  по театрализованной деятельности  направлены на развитие творческого  потенциала дошкольников.

     4. Театрализованная деятельность в ДОУ строится в соответствии с возрастными особенностями детей.

     5. Театрализованные праздники и  развлечения доставляют огромную  радость и новизну впечатлений  детям.

     6. Особенности,  принципы  организации  театрализованных праздников и  представлений мы используем в своей работе, добавляя личные методы и приемы  в работе по театрализованной деятельности.

     В перспективе планируем продолжать работу по театрализованной деятельности в ДОУ, используя современные  технологии, методы и приемы.

     Главное не забывать, что каждый ребенок уникален и задача педагога – раскрыть его способности и дать ему возможность выразить себя; а педагог подкорректирует и подскажет. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Азбука  общения: развитие личности ребенка  навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб.,1998.
  2. Арушанова А. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9. – с. 52-69
  3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для вузов / В.Н. Белкина – М.: Гаудеамус; Академический проект, 2005. – 256 с.
  4. Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. – М.,1986.
  5. Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. – М.,1972
  6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей / А.И. Буренина - СПб, 2000. – 220 с.
  7. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники (по программе «Детство»). – СПб., 2001.
  8. Былеева Л.В. Русские народные игры. – М., 1984.
  9. Варки Н.; Калинина Р. Ребенок в мире творчества / Н. Варки; Р. Калинина // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – с. 57-67.
  10. Васильева М.; Юнг Т.О. О развитии творческого потенциала дошкольников: Из опыта работы / М. Васильева; Т. Юнг // Дошкольное воспитание. – 2006. - №2. – с. 9-16.
  11. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
  12. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. – М.; Просвещение, 1974.
  13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  14. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. театрализация сказок в коррекционном детском саду. – СПб., 2007.
  15. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
  16. Горохова Л.А.; Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Л.А. Горохова; Т.Н. Макарова – М.: Сфера, 2005. – 64 с.
  17. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.А. Дубровская – М.: Просвещение, 2003. – 173 с.
  18. Журналы «Музыкальный руководитель» №3 2008, №8 2008, № 1-8 2009, № 1-3 2010.
  19. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2006. – с. 21-27.
  20. Зорин С.С. Деятельность и творчество / С.С. Зорин // Искусство и образование. – 2006. - №1. – с. 4-20.
  21. Картушина М.Ю. Забавы для малышей /Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М., 2006.
  22. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1977.
  23. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.
  24. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества, 1994.
  25. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольников / Е. Коротаева // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – с. 32-34.
  26. Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2008.
  27. Кудрявцев В.; Синельников В. ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудрявцев; В. Синельников // Дошкольное воспитание. – 1995. - №10. – с. 62-70.
  28. Кузина Н. Заводные игры. – М., 2001.
  29. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук – М.: Наука, 1978. – 127 с.
  30. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.; Просвещение, 1989. – 270 с.
  31. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М., 2003.
  32. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей, музыкальных руководителей. Конспекты занятий, сценарии досугов, развлечений, праздников / Г.П. Новикова – М.: Аркти, 2003. – 224 с.
  33. Побединская Л.А. Праздник для детей. – М., 2000.
  34. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.
  35. Психология детства: Учебник  / Под ред. А.А.Реана. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006. – 352 с.
  36. Рыбакова Н.А. Моделирование художественно-творческого процесса / Н.А. Рыбакова // Искусство и образование. – 2004. - №5. – с. 24-32.
  37. Чистякова С. Элементарное музицирование и развитие творческих способностей детей / С. Чистякова // Искусство в школе. – 2003. - №5. – с. 60-65.
  38. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.,2001.
  39. Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушением речи / Н. Щербакова // Музыкальный руководитель. – 2005. - №4. – с. 27-31.
  40. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Под ред. Е.А.Дубровской; С.А. Козловой. – М.: Academia, 2002. – 256 с.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности