Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

     Не  менее важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Музыка имеет  звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения. Песня сплачивает детей во время труда на участке, организует ритм их движений, делает труд радостным. В вечернее время дети слушают пластинки с записями любимых песен, инструментальных произведений.

     Игры  с пением и хороводы строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные интонации и образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность, гармоничность языка, его ладовые особенности. Это способствует воспитанию патриотических чувств, формирует музыкальный вкус, подготавливает к восприятию классической и современной музыки.

     В хороводах и играх с пением дети учатся одновременно петь и двигаться, согласуя несложные танцевальные или имитационные движения.

     Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному «музицированию», подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах. Это способствует творческой активности детей, т. е. естественному переходу от воспроизведения знакомых мелодий к созданию своих собственных.

     К важнейшим средствам эстетического  воспитания относится обучение. Это  специально организованная передача подрастающему  поколению культурно-эстетического  опыта предшествующих поколений. Обучение осуществляется под руководством взрослых и предполагает определенную программу знаний, умений и навыков, а также использование системы методов, обеспечивающих их усвоение.

     Средством эстетического воспитания является и самостоятельная художественная деятельность детей.

     В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации  учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и  прогулки, театрализованные зрелища, кино- и телепередачи.

     Большое значение в эстетическом воспитании детей имеют общенародные праздники,  празднику Победы, Международному женскому дню, Дню Защитника Отечества, Новому году. Все они в яркой, эмоциональной  форме знакомят детей с различными событиями общественной жизни.

     Внешняя сторона праздничного утренника  должна содействовать пониманию  детьми его идейного содержания. Эстетические переживания, связанные с проведением  утренника, торжественно-радостная  обстановка прежде всего обеспечиваются комплексностью различных видов искусства: музыкально-поэтическим сценарием, декоративным оформлением зала, костюмами детей, коллективными и индивидуальными выступлениями, музыкальными играми и развлечениями.

     Одним из самых веселых и радостных детских праздников является Новый год. Сама украшенная елка — это уже эстетическое зрелище для детей, дополняющееся веселыми хороводами детей и любимых сказочных героев, сюрпризами и подарками. Стали традиционными проводы в школу, коллективное празднование дней рождения, вечера сказок, любимых песен, стихов и плясок. Радостное настроение детей на таких вечерах обеспечивается единством художественного слова, музыки, изобразительного искусства, театрального представления, активностью каждого ребенка.

     Проводимые в детском саду тематические вечера могут посвящаться общественным событиям (День космонавтики), явлениям природы («Проводы зимы», «Навстречу весне»), родному городу («Знай и люби свой город»), любимым книгам и др.

     На  такие вечера, кроме детей, могут привлекаться для выступления музыканты-профессионалы, а также родители, учащиеся музыкальных школ, воспитатели, сотрудники детского сада.

     Самым простым зрелищем для младших  дошкольников является театр игрушек, которые движутся в сопровождении  художественного слова, пения, как бы оживая и вызывая глубокое эмоционально-эстетическое восприятие. Кукольный театр или театр Петрушки — более сложное представление для детей. В образах кукол подчеркиваются отдельные черты характера, а динамичность действия углубляет полноту эстетических впечатлений. Дети 6—7 лет сами могут научиться управлять куклами, используя их в творческой игре. Разновидностью театрального искусства является теневой театр.

     Участвуя  в театрализованных играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений и т. д. В вечерних развлечениях особенно нуждаются дети, круглосуточно находящиеся в детском саду. Для них целесообразно исполнить любимую сказку, колыбельную песню, нежную ласковую музыку (например, в грамзаписи).

     Большую роль в эстетическом воспитании детей  играют музыкальные передачи для  дошкольников. В современную семью  прочно вошло телевидение, а в  жизнь детей — детские телепередачи, характеризующиеся синтезом музыкальных, изобразительных, литературных и специфических образов. Это единство различных видов искусств усиливает эмоциональность воздействия телепередач, которые приобретают большое значение не только с точки зрения усвоения детьми новых знаний об окружающей действительности, но и формирования эстетического отношения к ней. Факты действительности, интерпретированные телепередачей, воздействуют на мысли и чувства детей, формируя у них положительное или отрицательное к ним отношение, способствуют зарождению определенных мотивов художественной деятельности. У детей, например, появляется желание воссоздать увиденное на телеэкране, в своих рисунках, песнях, плясках, театрализованных играх. Систематический просмотр телепередач углубляет восприятие детьми прекрасного в жизни и в искусстве,- обеспечивает накопление художественного опыта, формирует эстетический вкус.

     Воспитательная  ценность праздников, зрелищ и развлечений  определяется их содержанием, музыкальным, поэтическим и изобразительным оформлением, педагогически продуманной организацией. Через яркие, радостные эмоции, формирующие эстетическую отзывчивость, дети приобщаются к общественным идеалам.

     Особая  роль в решении задач эстетического  воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Она имеет обязательный характер, осуществляется под руководством взрослых и предусматривает планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе, целенаправленно передавая эстетические и художественные знания, умения и навыки, формировать эстетическое развитие ребенка, постепенно и последовательно приобщая детей к эстетической культуре общества. Занятия позволяют сообщать детям программный материал в четком темпе одновременно всей группе.

     В детском саду эстетическое воспитание осуществляется на всех занятиях: и  на занятиях по ознакомлению с окружающим, и на занятиях по развитию речи, и  на занятиях по природе, и на занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений. Воспитатель развивает у детей наблюдательность, глазомер, чувство цвета, формы, величины и т. д., формирует умения видеть красоту в окружающем мире, эмоционально ее воспринимать, беречь и ценить.

     Специальные занятия по изобразительной деятельности, музыке, по ознакомлению детей с  разными видами и жанрами искусства  позволяют педагогам наиболее экономно, целенаправленно, систематически и  с постепенным усложнением передавать детям обязательный и соответствующий каждому возрасту объем эстетических и художественных знаний, умений и навыков, формировать исполнительскую и творческую деятельность детей. При этом педагог никогда не забывает учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, развивать художественные и эстетические интересы и склонности детей.

     В процессе занятий по ознакомлению детей  с изобразительными, литературными  произведениями и музыкальным искусством педагог специально учит детей вслушиваться в звуки певческой и поэтической  речи, звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения, привлекает их внимание к различным свойствам музыкальных звуков, оттенкам цветов спектра. В процессе занятий воспитатель формирует у детей знания о видах и жанрах искусства, об изобразительных материалах, о различных выразительных средствах. При этом воспитатель целенаправленно и постепенно развивает эстетическое восприятие, эстетические суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д. В процессе художественных занятий дети овладевают способами образного выражения и изображения в рисунке, танце, песне, драматизации. Формирование образного начала в художественной деятельности с раннего детства подготавливает детей к творчеству.

     Воспитатель использует каждое занятие с тем, чтобы формировать у детей элементы творчества и самостоятельности. Например, в изобразительной деятельности он учит детей задумывать тему изображения, искать выразительные средства для передачи содержания, передавать характерные черты жизненных явлений и т. д. В словесном творчестве воспитатель учит детей находить слова в выразительном сочетании, искать разнообразные эпитеты, рифмы, ритм поэтической речи, композицию рассказа; в пении — музыкальные интонации, несложные мотивы, выражающие переживания детей; в игре — образные характерные движения персонажей.

     В процессе занятий создаются наилучшие  условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Педагог, систематически осуществляя  дифференцированный подход к каждому  ребенку, способствует наиболее полному развитию общих эстетических и специально художественных дарований ребенка. Итак, эстетическое воспитание, пронизывая все стороны гармонического развития личности, способствует осуществлению задачи подготовки будущего члена общества. 

     1.2. Организация театрализованной деятельности в ДОУ: психолого-педагогический и методический аспекты

     Изучение  психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрализованной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др.

     Под театрализованной деятельностью ученые понимают «игры в театр», «сюжетами  которых служат хорошо известные  сказки или театральные представления  по готовым сценариям».

     «Театрализованное творчество развивается на основе элементов народной пляски, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по - своему варьируют знакомые движения. На эту особенность указывают музыканты и психологи».1

     Было  установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

     А театральная деятельность – это  деятельность по созданию, распространению и сохранению театрального искусства. В этом заключается разница между театрализованной и театральной деятельностью.

     Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий все стороны  личности ребенка и создающий  «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). А в ДОУ созданы все условия для игровой деятельности детей.

     Среди сюжетно-ролевых игр большинство  ученых (Л.В. Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно  насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого.

     Выявлена  взаимосвязь изобразительной и  театрализованной деятельности детей. Например, в оформлении декораций  к спектаклю.

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности